ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 41

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




Шаг 1

Система вентиляции, отопления и кондиционирования представляет собой единый комплекс, обеспечивающий максимально комфортные условия в салоне автомобиля независимо от погодных условий и режима движения. Система включает в себя отопитель (повышает температуру воздуха при любых режимах работы системы), кондиционер (снижает температуру и влажность воздуха), вентилятор и воздуховоды с фильтром (обеспечивают воздухообмен в салоне, очищают воздух от пыли), а также блок управления (управляет всеми элементами системы для получения заданных параметров комфорта).
Систему кондиционирования воздуха устанавливают на часть выпуска автомобилей.

Шаг 2

Наружный воздух может поступать в салон через окна дверей при опущенных стеклах и воздухонагнетатель, расположенный перед лобовым стеклом. Воздух из воздухонагнетателя может поступать в салон автомобиля через сопла обдува лобового стекла, боковые и центральные сопла, а также через нижние сопла корпуса отопителя.
Вытяжная вентиляция кузова осуществляется через дефлекторы с клапанами, которые установлены в задней части кузова, с выходом в полость заднего бампера.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 3

Шаг 3

Так выглядит вытяжной дефлектор при снятом заднем бампере.
Если в салоне автомобиля ощущается запах отработавших газов, проверьте работу и прилегание лепестковых клапанов. При неплотном прилегании в салон могут проникать отработавшие газы и пыль.

Шаг 4

Комплекс обеспечивает малоинерционное регулирование температуры воздуха, практически не зависящее от скорости движения автомобиля.
В зависимости от комплектации на автомобилях Ford Fiesta и Fusion применяют ручное или автоматическое (климат-контроль) управление микроклиматом.
На автомобиле установлен отопитель жидкостного типа.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 5

Шаг 5

Он объединен с системой охлаждения двигателя двумя шлангами, проходящими в моторном отсеке. Радиатор отопителя помещен в пластмассовый кожух, установленный под центральной частью панели приборов.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 6

Шаг 6

Рис. 12.1. Схема движения воздушных потоков в системе вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха: 1 – дефлекторы обдува лобового стекла; 2 – заслонки распределения воздушных потоков к дефлекторам лобового стекла и дефлекторам панели приборов; 3 – дефлекторы панели приборов; 4 – воздуховоды обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 5 – заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 6 – радиатор отопителя; 7 – салонный воздушный фильтр; 8 – заслонка системы рециркуляции воздуха; 9 – короб воздухопритока; 10 – воздухозаборник в салоне автомобиля; 11 – крыльчатка вентилятора; 12 – электродвигатель вентилятора; 13 – испаритель кондиционера; 14 –дренажное отверстие для слива конденсата; 15 – заслонка регулятора температуры; 16 – корпус блока системы отопления и кондиционирования

Шаг 7

Основные узлы отопителя (рис. 12.1):
– теплообменник (радиатор) 6 отопителя, предназначенный для нагревания поступающего в салон воздуха теплом охлаждающей двигатель жидкости;
– вентилятор (воздухонагнетатель) 11. Электродвигатель 12 вентилятора с возбуждением от постоянных магнитов, обеспечивающий регулируемую подачу наружного воздуха к заслонкам отопителя и кондиционера. Для получения различных значений частоты вращения вентилятора в цепи питания электродвигателя установлен добавочный резистор;
– заслонка 15 регулятора температуры воздуха, поступающего из отопителя в салон. От изменения ее положения зависит количество воздуха, проходящего через теплообменник отопителя, и наружного воздуха, проходящего в обход теплообменника;
– заслонки 2 распределения воздуха, поступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува лобового стекла.
На автомобилях Ford Fiesta и Fusion установлена система кондиционирования компрессорного типа. Узлы отопителя и теплообменник испарителя кондиционера выполнены в одном блоке. Органы управления системой кондиционирования воздуха расположены на панели, общей с органами управления отопителем.
Принципиальная схема системы кондиционирования воздуха в салоне и движения потоков хладагента приведена на рис. 12.2.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 8

Шаг 8

Рис. 12.2. Принципиальная схема системы кондиционирования воздуха и движения хладагента: 1 – сервисный клапан линии высокого давления; 2 – конденсор (радиатор кондиционера); 3 – вентилятор конденсора; 4 – компрессор кондиционера; 5 – сервисный клапан линии низкого давления; 6 – датчик низкого давления; 7 – аккумулятор-осушитель; 8 – испаритель; 9 – вентилятор системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха; 10 – расширительная трубка
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 9

Шаг 9

Компрессор роторного типа установлен на двигателе и приводится во вращение поликлиновым ремнем. Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента в системе. Вал компрессора установлен в алюминиевом корпусе на двух игольчатых подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 10

Шаг 10

Шкив привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается. При включении кондиционера крутящий момент передается от шкива к валу компрессора через фрикционную муфту с электромагнитным приводом.
Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок – это муфта под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.
Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.
1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае необходимо заменить подшипник (см. «Замена подшипника шкива привода»). В некоторых запущенных случаях может потребоваться замена муфты компрессора или составляющих ее частей.
2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:
– произошла утечка хладагента, и электрическая схема управления блокирует включение компрессора;
– вышел из строя датчик давления в системе;
– неисправности в электрических цепях системы управления;
– сгорела катушка электромагнитной муфты;
– блок управления двигателем по какой-либо причине заблокировал включение компрессора.
3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.
4. И последний, самый коварный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а прохлады в салоне нет. В этом случае только кажется, что компрессор работает, а в действительности он ничего не перекачивает. Установить истину может только опытный специалист при наличии контрольно-диагностического оборудования.
Во всех этих случаях точно определить причину неисправности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 11

Шаг 11

Конденсор (радиатор кондиционера) многопоточного типа установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Соты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. В конденсоре происходит конденсация паров сжатого компрессором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в атмосферу.

Шаг 12

На правом бачке конденсора расположен сервисный клапан высокого давления для подсоединения диагностического и заправочного оборудования. Клапан закрыт пластмассовым резьбовым колпачком для защиты от попадания грязи.
Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте оребрение сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы.
Не применяйте для мойки конденсора моющие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к повреждению тонкостенных пластин оребрения.
Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А трубки у него тоненькие… В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.
Если в результате коррозии нарушится герметичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоновой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25–30 атм.
Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.
После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить сварку, монтаж-демонтаж конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый конденсор. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных производителей запасных частей.
Расширительные трубки, установленные на разных моделях автомобилей, как правило, одинаковы по конструкции, но отличаются диаметрами дросселирующего отверстия и соответственно расходом хладагента. Поэтому для их отличия пластиковые корпуса трубок с разной пропускной способностью окрашены в разные цвета. При замене устанавливайте трубку только такого цвета, как у той, что использовалась ранее.
Проверять наличие хладагента в системе путем нажатия на золотник сервисного клапана запрещено!
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 13

Шаг 13

Расширительная трубка с сетчатыми фильтром на входе и распылителем на выходе установлена в трубопроводе, подводящем жидкий хладагент к теплообменнику испарителя. Дросселирующее отверстие в трубке ограничивает расход жидкого хладагента и снижает давление в испарителе. После остановки двигателя жидкий хладагент продолжает некоторое время перетекать через дросселирующее отверстие из зоны повышенного давления в зону низкого давления. Протекание жидкости часто сопровождается характерным шипящим звуком, который прослушивается в течение короткого времени после остановки двигателя и не свидетельствует о неисправности.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 14

Шаг 14

Если на сетчатом фильтре расширительной трубки обнаружены частицы алюминия или пластика, значит, разрушилась насосная часть компрессора. Замена только расширительной трубки в этом случае не даст положительного результата. Потребуется замена компрессора с промывкой системы. Это достаточно трудоемкая процедура может быть выполнена только в специализированном сервисном центре с использованием специального технологического оборудования.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 15

Шаг 15

Испаритель расположен в блоке системы отопления и кондиционирования салона. Испаритель изготовлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.
При охлаждении проходящего через испаритель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются. Через дренажную трубку конденсат сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондиционирования.

Шаг 16

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхности испарителя оседают частицы дорожной пыли и грязи.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 17

Шаг 17

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент выключения кондиционера и во влажную погоду.
Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и прочищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.

Шаг 18

Аккумулятор-осушитель установлен под правым передним крылом автомобиля. Корпус аккумулятора-осушителя неразборный, изготовлен из алюминиевого сплава. Трубопроводы крепятся к корпусу с помощью быстросъемных соединителей с пружинными фиксаторами. Внутри корпуса находятся фильтрующий элемент и полость, заполненная гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через аккумулятор-осушитель газообразный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги. На корпусе аккумулятора-осушителя расположен сервисный клапан низкого давления для подсоединения диагностического и заправочного оборудования. Клапан закрыт резьбовым колпачком для защиты от попадания грязи.
Проверять наличие хладагента в системе путем нажатия на золотник сервисного клапана запрещено!

Шаг 19

Аккумулятор-осушитель неремонтопригоден, заменять его нужно только в сборе.
В случае ремонта или замены элементов системы кондиционирования, если она находилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), аккумулятор-осушитель подлежит замене. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера. Приобретая новый аккумулятор-осушитель, убедитесь в том, что соединительные патрубки плотно закрыты технологическими заглушками. Аккумулятор-осушитель, хранившийся без заглушек, для использования не пригоден, даже если он совершенно новый.

Шаг 20

Трубопроводы, изготовленные из алюминиевых сплавов, соединяют все элементы системы кондиционирования в единый герметичный контур. Для соединения взаимоподвижных элементов системы трубопроводы на некоторых участках выполнены с гибкими вставками из синтетических шлангов.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 21

Шаг 21

В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 22

Шаг 22

На автомобилях Ford Fiesta и Fusion в местах соединений трубопроводов системы кондиционирования используют быстросъемные соединители (spring lock) (рис. 12.3) с пружинными фиксаторами 2. Они позволяют герметично соединять участки трубопроводов без применения резьбовых крепежных элементов. Для стыковки двух наконечников достаточно вставить их один в другой и нажать вдоль оси соединения до характерного щелчка. Перед соединением не забудьте смазать компрессорным маслом уплотнительные кольца 3.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 23

Шаг 23

Рис. 12.3. Быстросъемный соединитель с пружинным фиксатором: 1 – внутренний наконечник соединителя; 2 – пружинный фиксатор; 3 – уплотнительные кольца; 4 – корпус замка
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 24

Шаг 24

Для разъединения элементов используют специальные съемники. Выбирают съемник соответствующего диаметра и надевают на трубопровод. Сдвигая съемник вдоль оси трубопровода, разжимают фиксирующую пружину и освобождают из зацепления буртик наружного наконечника.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 25

Шаг 25

Датчики давления установлены в трубопроводе высокого давления между компрессором и конденсором…
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 26

Шаг 26

…а также на аккумуляторе-осушителе. По сигналам датчиков электронный блок управления двигателем принудительно отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессора от перегрузок.

Шаг 27

Панель блока управления системой отопления (кондиционирования) и вентиляции салона установлена на консоли панели приборов.
На автомобилях с ручным управлением микроклиматом регулятор 2 (рис. 12.4) температуры и регулятор 3 распределения потоков воздуха управляют заслонками отопителя с помощью тросовых приводов.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 28

Шаг 28

Рис. 12.4. Панель блока ручного управления системой отопления (кондиционирования) и вентиляции салона: 1 – переключатель интенсивности подачи воздуха; 2 – регулятор температуры; 3 – регулятор распределения потоков воздуха; 4 – выключатель кондиционера; 5 – выключатель режима рециркуляции

Шаг 29

Переключатель 1 интенсивности подачи воздуха в салон работает независимо от положения регуляторов распределения воздуха и температуры и управляет скоростью вентилятора, изменяя напряжение в цепи питания электродвигателя.
При нажатии на кнопку выключателя 5 режима рециркуляции приток наружного воздуха в салон прекращается и через блок системы отопления и кондиционирования проходит воздух из салона. Этот режим предназначен для скорейшего охлаждения воздуха в салоне в жаркую погоду, а также в некоторых случаях для предотвращения проникновения в салон пыли и запахов. Включение и выключение режима рециркуляции допустимо в любой момент и не влияет на работу блока системы отопления и кондиционирования.
Следует помнить, что длительное использование системы рециркуляции приводит к накоплению в салоне автомобиля продуктов дыхания и дискомфортному состоянию пассажиров. Поэтому режим рециркуляции рекомендуется включать только в случае необходимости, например, при движении по местности с задымленной или загрязненной атмосферой, но, как только необходимость изоляции салона автомобиля от атмосферы отпадет, выключите режим рециркуляции воздуха.
Не следует применять режим рециркуляции в холодную погоду во избежание конденсации влаги и образования льда на стеклах окон.

Шаг 30

Системой кондиционирования воздуха управляют расположенным на панели выключателем 4.
Кондиционер не включается, если переключатель режимов работы вентилятора установлен в положение «0» (вентилятор выключен). Это предусмотрено конструкцией и не является признаком неисправности.

Шаг 31

На автомобилях с автоматическим управлением микроклиматом (климат-контроль), кондиционером и электроприводами заслонок отопителя управляет отдельный электронный блок, ориентируясь на сигналы датчиков температуры воздуха в салоне, температуры наружного воздуха и солнечного излучения.
Подробно органы управления отопителем и кондиционером описаны в разд. «Устройство автомобиля», см. «СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МИКРОКЛИМАТОМ», «СИСТЕМА РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИКРОКЛИМАТОМ».

Шаг 32

Хладагент. Система заправлена хладагентом R134a. Категорически запрещено использовать в системе хладагенты других типов. В хладагент добавлено специальное масло (PAG) для смазки компрессора.

Шаг 33

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают ситуации, когда требуется обслуживание системы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагностическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация – это разгерметизация системы и выход из нее хладагента.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 34

Шаг 34

Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеискатели со звуковой индикацией.
В некоторых сложных случаях применяется метод «ультрафиолетовой» диагностики герметичности системы автокондиционера.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 35

Шаг 35

Метод состоит в том, что в систему в микродозах вводится специальный краситель.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 36

Шаг 36

В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на поверхность элементов системы. Во время осмотра системы, под действием лучей специального ультрафиолетового фонаря краситель начинает светиться (флюоресцировать) и места утечки хладагента становятся видны.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 37

Шаг 37

После ремонта автокондиционера необходимо провести вакуумирование и заправку системы соответствующим хладагентом (R134a). Объем заправки автокондиционера для каждой модели автомобиля индивидуален.
Для проведения качественной заправки автомобильного кондиционера необходимы:
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 38

Шаг 38

– прецизионные манометрические блоки;
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 39

Шаг 39

– двухступенчатый вакуумный насос;
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 40

Шаг 40

– высокоточные весы.
В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.

Шаг 41

Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение, поэтому все работы, связанные с обслуживанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализированных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим оборудованием. При проведении работ своими силами принимайте меры предосторожности. Работайте в защитных очках.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!