Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Система охлаждения обеспечивает поддержание нормального теплового режима двигателя. В систему охлаждения входят расширительный бачок, радиатор с электровентилятором, водяной насос, рубашка охлаждения двигателя и соединительные шланги. Кроме того, в автомобиле установлен радиатор отопителя. Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывая стенки цилиндров и камер сгорания. На непрогретом двигателе, когда клапан термостата закрыт, жидкость циркулирует по малому кругу, обеспечивая быстрый прогрев двигателя. При температуре жидкости свыше 87 °С клапан термостата начинает открываться и жидкость циркулирует по большому кругу – через радиатор системы охлаждения. Радиатор системы охлаждения обдувается встречным потоком воздуха и продувается электровентиляторами.
Шаг 2
Радиатор с вертикальным потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В нижнем бачке радиатора находится сливная пробка. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, в верхнем бачке находится патрубок пароотводящего шланга, соединяющего радиатор с расширительным бачком.
Шаг 3
Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы. В пластмассовой крышке бачка, закрывающей его горловину, установлены впускной и выпускной клапаны.
Шаг 4
Пробка расширительного бачка с впускным и выпускным клапанами. Выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе с целью повышения температуры кипения охлаждающей жидкости. Клапан открывается, когда давление становится выше 0,11 МПа (1,1 кгс/см2). При остывании двигателя давление в системе снижается и открывается впускной клапан.
Работа клапанов пробки расширительного бачка очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Однако при возникновении проблем (например, закипание охлаждающей жидкости) автолюбители обращают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии – к аварийному повышению давлению в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.
Шаг 5
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен в передней части блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.
Шаг 6
Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он установлен на головке блока цилиндров в ее задней части в алюминиевом разборном корпусе. При температуре охлаждающей жидкости до 87 °С термостат полностью закрыт и жидкость проходит по малому кругу циркуляции, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. По мере прогрева двигателя термостат начинает открываться, а при 104 °С отрывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.
Шаг 7
Электровентиляторы системы охлаждения (с пластмассовыми крыльчатками) служат для дополнительного обдува радиатора, включаются и выключаются по сигналу блока управления вентиляторами. Изменение скоростного режима вентилятора обеспечивается блоком управления вентиляторами путем подключения дополнительного сопротивления. Электровентиляторы в сборе с кожухом закреплены на радиаторе системы охлаждения.
Порядок замены охлаждающей жидкости описан ниже (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи. Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу. Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!
Шаг 8
В самом начале перегрева двигателя по информации от датчика температуры охлаждающей жидкости блок управления двигателем подает команду на перемещение стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости в красную зону. По сигналам датчика блок управления корректирует работу двигателя.