ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 8

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




Шаг 1

На автомобили Chevrolet Aveo устанавливают поперечно расположенные четырехцилиндровые четырехтактные бензиновые двигатели мод. B12S1, F14S3, F15S3 и F14D3 рабочим объемом 1,2; 1,4; 1,5 и 1,4 л соответственно, с рядным вертикальным расположением цилиндров и жидкостным охлаждением. Двигатели имеют одинаковые блоки цилиндров и кривошипно-шатунные группы, одинаковые по способу крепления и изготовления (алюминиевое литье), но несколько различающиеся по форме масляные картеры. Существенные различия этих двигателей заключаются в конструкции головки блока цилиндров и в приводе газораспределительного механизма: у двигателя B12S1 один распределительный вал и по два клапана на каждый цилиндр с ручной регулировкой тепловых зазоров, двигатели F14S3 и F15S3 с верхним расположением одного пятиопорного распределительного вала имеют по два клапана на каждый цилиндр, у двигателя F14D3 два распределительных вала и по четыре клапана на цилиндр, которые приводятся в действие через гидрокомпенсаторы зазоров. В головки блоков цилиндров обоих двигателей, изготовленные из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположены на противоположных сторонах головки), запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Впускные и выпускные клапаны снабжены по одной пружине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями. Клапаны двигателя B12S1 приводятся от распределительного вала коромыслами через регулировочные болты; клапаны двигателей F14S3 и F15S3 приводятся в движение распределительным валом через рычаги, опирающиеся одним плечом на ввернутые в головку блока цилиндров гидрокомпенсаторы, а другим – на установленные на верхние торцы клапанов направляющие; распределительные валы двигателя F14D3 непосредственно воздействуют на клапаны через гидрокомпенсаторы, выполняющие одновременно функцию толкателей.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 2

Шаг 2

Рис. 5.1. Детали и узлы двигателя F14D3: 1, 8, 13, 14, 22, 24, 26, 28, 29, 31, 39, 43, 46, 52, 56, 58, 67, 71, 90, 93, 95, 101, 103, 104, 114, 115, 120, 123, 129, 145, 156 – болты; 2 – термостат; 3 – уплотнительное кольцо термостата; 4, 48 – шпильки; 5 – задняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 6 – промежуточный ролик; 7, 12, 15, 23, 40, 45, 57, 68, 84, 113 – шайбы; 9 – зубчатый шкив распределительного вала; 10 – ремень привода газораспределительного механизма; 11 – кронштейн; 16 – втулка; 17 – передняя крышка ремня газораспределительного механизма; 18 – уплотнительная прокладка крышки; 19 – резьбовая стойка; 20 – дистанционная втулка; 21 – конусная втулка; 25 – натяжитель ремня привода газораспределительного механизма; 27 – регулировочная планка генератора; 30, 82 – транспортные проушины; 32 – кронштейн крепления впускной трубы; 33, 35 – уплотнительные кольца форсунки; 34 – форсунка; 36 – топливная рампа; 37 – прокладки впускной трубы; 38 – впускная труба; 41 – дроссельный узел; 42 – прокладка дроссельного узла; 44 – кронштейн крепления оболочки троса привода дроссельной заслонки; 47, 85 – гайки; 49 – датчик температуры всасываемого воздуха; 50 – вакуумный привод системы изменения геометрии впускной трубы; 51, 63 – шланги системы вентиляции картера; 53 – вакуумный шланг регулятора давления топлива; 54 – датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем; 55 – передняя крышка подшипника распределительного вала; 59 – средняя крышка подшипника распределительного вала; 60 – головка блока цилиндров; 61 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 62 – крышка головки блока цилиндров; 64 – свеча зажигания; 65 – пробка маслоналивной горловины; 66 – уплотнительная прокладка пробки; 69 – держатель жгута проводов высокого напряжения; 70 – кронштейн держателя; 72 – уплотнительная прокладка крышки головки блока цилиндров; 73 – передний сальник распределительного вала; 74 – распределительный вал; 75 – гидрокомпенсатор зазора в приводе клапана; 76 – сухарь; 77 – тарелка пружины клапана; 78 – пружина клапана; 79 – маслосъемный колпачок; 80 – направляющая втулка клапана; 81 – клапан; 83 – уплотнительная прокладка выпускного коллектора; 86 – выпускной коллектор; 87 – датчик концентрации кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд); 88 – прокладка головки блока цилиндров; 89 – термоэкран выпускного коллектора;
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 3

Шаг 3

91 – прокладка пробки сливного отверстия масляного картера; 92 – пробка сливного отверстия масляного картера; 94 – масляный картер; 96 – крышки коренных подшипников; 97 – нижние вкладыши коренных подшипников; 98 – коленчатый вал; 99 – шпонка; 100 – верхние вкладыши коренных подшипников; 102 – уплотнительное кольцо маслоприемника; 104 – маслоприемник; 105 – пробка редукционного клапана; 106 – уплотнительная прокладка пробки редукционного клапана; 107 – пружина редукционного клапана; 108 – плунжер редукционного клапана; 109 – предохранительный клапан; 110 – прокладка нижней крышки ремня привода газораспределительного механизма; 111 – нижняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 112 – шкив коленчатого вала; 116 – зубчатый шкив коленчатого вала; 117 – передний сальник коленчатого вала; 118 – датчик сигнальной лампы аварийного падения давления масла; 119 – уплотнительное кольцо датчика; 121 – масляный насос; 122 – пробка-заглушка; 124 – водяной насос; 125 – уплотнительное кольцо водяного насоса; 126 – прокладка масляного насоса; 127 – патрубок системы охлаждения; 128 – блок цилиндров; 130 – патрубок системы вентиляции картера; 131, 133 – хомуты; 132 – шланг; 134 – крышка шатуна; 135 – нижний вкладыш шатунного подшипника; 136 – верхний вкладыш шатунного подшипника; 137 – шатун; 138 – поршневой палец; 139 – поршень; 140 – верхнее компрессионное кольцо; 141 – нижнее компрессионное кольцо; 142 – верхний диск маслосъемного кольца; 143 – расширитель маслосъемного кольца; 144 – нижний диск маслосъемного кольца; 146, 149, 155 – установочные втулки; 147 – указатель уровня масла; 148 – направляющая трубка указателя; 150 – заглушка водяной рубашки блока цилиндров; 151 – штуцер масляного фильтра; 152 – масляный фильтр; 153 – втулка; 154 – пробка втулки; 157 – маховик; 158 – задний сальник коленчатого вала

Шаг 4

Блоки цилиндров двигателей представляют собой единую отливку, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого вала, выполненных в виде перегородок картера. Блок изготовлен из специального высокопрочного чугуна с цилиндрами, расточенными непосредственно в теле блока. Крышки коренных подшипников обоих двигателей обработаны в сборе с блоками и невзаимозаменяемы. На блоках цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.
Коленчатый вал, откованный из специальной стали, вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с антифрикционным слоем из алюминиево-оловянного сплава. Осевое перемещение коленчатого вала ограничено специальными фланцами, выполненными на средней коренной шейке и опирающимися на буртики увеличенных по толщине вкладышей среднего коренного подшипника.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На цилиндрической поверхности головки поршня выполнены кольцевые канавки для маслосъемного и двух компрессионных колец, причем маслосъемное кольцо состоит из трех секций. Поршни двигателя дополнительно охлаждаются маслом, которое подается через отверстие в верхней головке шатуна и разбрызгивается на днище поршня.
Поршневые пальцы установлены в бобышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые своими нижними головками соединены с шатунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, конструкция которых аналогична коренным.
Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения.
Система смазки комбинированная (подробнее см. «Система смазки»).
Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому одновременно с отсосом газов и паров бензина в картере образуется разрежение на всех режимах работы двигателя, что повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу. В систему вентиляции входят клапан 3 (рис. 5.2), вентиляционный шланг 2, соединяющий полость под крышкой головки блока цилиндров с воздухоподводящим рукавом воздушного фильтра, впускная труба 1 и шланг, соединяющий полость под крышкой головки блока цилиндров непосредственно с впускной трубой.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 5

Шаг 5

Рис. 5.2. Схема системы вентиляции картера двигателя: >1 – впускная труба; 2 – вентиляционный шланг; 3 – клапан системы вентиляции

Шаг 6

Под действием разрежения во впускной трубе 1 картерные газы по каналу в блоке цилиндров двигателя засасываются в полость под крышкой головки блока цилиндров, откуда через клапан 3 и вентиляционный шланг 2 поступают в воздухоподводящий рукав и затем через дроссельный узел во впускную трубу 1, где смешиваются с подаваемым в двигатель воздухом. Образовавшаяся газовая смесь вместе с топливом поступает в цилиндры двигателя и там сгорает.
В некоторых случаях, например, при сильном износе цилиндропоршневой группы или во время продолжительной работы двигателя с высокой нагрузкой пропускная способность системы вентиляции оказывается недостаточной. В этом случае часть картерных газов по шлангу малой ветви системы отводится непосредственно во впускную трубу, откуда подается в цилиндры двигателя для сжигания.
Основным элементом системы является клапан 3. При полностью открытой дроссельной заслонке, когда разрежение во впускной трубе невелико, клапан полностью открыт под действием встроенной в него пружины и картерные газы свободно проходят в воздухоподводящий рукав. При закрытой дроссельной заслонке (режим холостого хода) разрежение во впускной трубе увеличивается, проходное сечение клапана уменьшается, картерные газы поступают во впускную трубу в основном через малую ветвь с уменьшенным проходным сечением, чем обеспечивается устойчивая работа двигателя в режиме холостого хода.
Система охлаждения двигателей герметичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.
Система питания обоих двигателей состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, регулятора давления топлива, топливной рампы, форсунок и топливопроводов, а также включает в себя воздушный фильтр.
В данном разделе операции по разборке головки блока цилиндров и дефектовке блока показаны на примере двигателя F14D3, разборка двигателей B12S1, F14S3 и F15S3 проводится аналогично.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 7

Шаг 7

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 8

Шаг 8


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!