Основные неисправности, для устранения которых необходимо снимать механическую коробку передач с автомобиля: – повышенный (по сравнению с привычным) шум; – затрудненное переключение передач; – самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач; – утечка масла через уплотнения и прокладки. Кроме того, коробку передач снимают для замены сцепления, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя. Автоматическую коробку передач снимают практически по тем же причинам, что и механическую коробку, за исключением необходимости замены сцепления и маховика, которые в этом случае отсутствуют. Приемы снятия и установки механической и автоматической коробок передач практически одинаковы и описаны на примере механической коробки передач. Разница заключается в конструкции привода управления коробкой передач.
Работа по снятию и установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь в том, что ее неисправности не вызваны иными причинами (недостаточный уровень масла, дефекты привода выключения сцепления, ослабление крепления коробки и пр.). Коробка передач довольно тяжелая, а ее форма неудобна для удерживания. Поэтому рекомендуем снимать ее с помощником.
Шаг 2
Вам потребуются: пассатижи (или сварочные клещи), ключи «на 12», «на 14», «на 19».
3. Выверните два болта крепления монтажного блока предохранителей и реле...
Шаг 6
4. ...и отведите блок в сторону, не отсоединяя от него жгут проводов.
Шаг 7
5. Снимите полку крепления аккумуляторной батареи.
Шаг 8
6. Отсоедините колодку жгута проводов от катушки зажигания, сжав фиксаторы ее крепления.
Шаг 9
7. Разъедините колодки жгутов проводов датчика положения коленчатого вала и датчика концентрации кислорода, отсоедините колодки от кронштейна на коробке передач, сжав усики их держателей.
Шаг 10
8. Отсоедините колодки жгутов проводов от датчика скорости...
Шаг 11
9. ...и от выключателя света заднего хода, сжав фиксаторы их крепления.
12. Сожмите усики хомута крепления отводящего шланга радиатора отопителя к водораспределительной трубе, сдвиньте хомут по шлангу...
Шаг 14
13. ...и отсоедините шланг от трубы.
Шаг 15
14. Сожмите усики хомута крепления отводящего шланга радиатора системы охлаждения к водораспределительной трубе, сдвиньте хомут по шлангу...
Шаг 16
15. ...и отсоедините шланг от трубы.
Шланги радиатора системы охлаждения необходимо отсоединять от водораспределительной трубы для получения доступа к верхним болтам крепления коробки передач.
17. Отведите в сторону жгут проводов, расположенный в левой части моторного отсека, чтобы он не мешал дальнейшей работе. 18. Снимите приводы передних колес (см. «СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ПРИВОДОВ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС»).
Шаг 19
19. Выверните два болта крепления рабочего цилиндра привода выключения сцепления к картеру коробки передач...
Шаг 20
20. ...и отведите цилиндр в сторону, не отсоединяя от него шланг гидропривода.
Шаг 21
21. Пометьте любым способом (например, краской) взаимное расположение тяги и наконечника рычага переключения передач, чтобы сохранить регулировку привода при обратной установке коробки. Ослабьте затяжку болта клеммового зажима привода управления механизмом переключения передач, разъедините тягу и наконечник рычага переключения передач.
Для наглядности сняты катушка зажигания и клапан системы рециркуляции отработавших газов.
Шаг 30
30. ...два болта внизу и слева картера...
Шаг 31
31. ...болт, расположенный возле масляного фильтра, и три болта (под ключ «на 14») крепления масляного картера к картеру коробки передач.
Шаг 32
32. Сдвиньте коробку передач максимально назад (первичный вал должен выйти из зацепления со ступицей ведомого диска сцепления), уберите из-под нее опору и снимите коробку с автомобиля.
При снятии коробки передач не опирайте конец первичного вала о лепестки диафрагменной пружины, чтобы не деформировать их.
Шаг 33
33. Установите коробку передач и все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.
Перед установкой коробки передач рекомендуем смазать шлицы первичного вала тонким слоем тугоплавкой консистентной смазки. С помощью специальной оправки проверьте, как отцентрирован ведомый диск сцепления (см. «Снятие и установка сцепления»). Перед присоединением приводов передних колес к коробке передач замените новыми стопорные кольца на шлицевых хвостовиках внутренних шарниров. В противном случае есть вероятность отсоединения приводов от коробки передач во время движения.