ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 47

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




Шаг 1

На автомобилях Chevrolet/Daewoo Lacetti установлена система кондиционирования компрессорного типа. Узлы отопителя и теплообменник испарителя кондиционера скомпонованы в одном блоке. Органы управления системой кондиционирования воздуха расположены на панели, общей с органами управления отопителем.
Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха приведена на рис. 13.2.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 2

Шаг 2

Рис. 13.2. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: >1 – комбинированный датчик давления; 2 – участок трубопровода высокого давления; 3 – ресивер-осушитель; 4 – сервисный клапан линии высокого давления; 5 – конденсор (радиатор кондиционера); 6 – вентилятор конденсора и радиатора системы охлаждения; 7 – компрессор кондиционера; 8 – участок трубопровода низкого давления; 9 – сервисный клапан линии низкого давления; 10 – вентилятор отопителя; 11 – испаритель; 12 – терморегулирующий клапан
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 3

Шаг 3

Компрессор поршневого типа установлен на двигателе и приводится во вращение поликлиновым ремнем.

Шаг 4

Компрессор (рис. 13.3) обеспечивает циркуляцию хладагента в системе. Вал компрессора установлен в алюминиевом корпусе на подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 5

Шаг 5

Рис. 13.3. Компрессор кондиционера: >1 – прижимной диск; 2 – шкив привода; 3 – колодка электрического разъема катушки электромагнита; 4 – заглушка фланца крепления трубопроводов; 5 – крышка блока лепестковых клапанов; 6 – блок цилиндров; 7 – пробка отверстия для контроля масла; 8 – передняя крышка корпуса; 9 – гайка крепления прижимной пластины
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 6

Шаг 6

Шкив 2 привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается.
При включении кондиционера крутящий момент передается от шкива к валу компрессора через фрикционную муфту с электромагнитным приводом.
Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок – это прижимной диск муфты под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.
Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.
1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае необходимо заменить подшипник (см. «Замена подшипника шкива привода»). В некоторых запущенных случаях может потребоваться замена муфты компрессора в сборе или составляющих ее частей.
2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:
– произошла утечка хладагента, и система управления блокирует включение компрессора;
– вышел из строя датчик давления в системе;
– неисправности в электрических цепях системы управления;
– сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;
– блок управления двигателем по какой-либо причине (высокая температура охлаждающей жидкости двигателя, высокие обороты двигателя) заблокировал включение компрессора.
3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, заклинил компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.
4. И последний, самый коварный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а прохлады в салоне нет. В этом случае только кажется, что компрессор работает, а в действительности он ничего не перекачивает. Установить истину может только опытный специалист при наличии специального контрольно-диагностического оборудования.
Во всех этих случаях точно определить причину неисправности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 7

Шаг 7

В некоторых вариантах исполнения компрессора на крышке 5 (см. рис. 13.3) блока лепестковых клапанов может быть установлен клапан сброса аварийного давления. В случае роста давления в системе при отказе датчика давления или иных нештатных ситуациях, при превышении установленного максимума давления мембрана клапана разрушается, и часть хладагента выбрасывается на улицу. Как правило, после этого аварийный клапан не обладает достаточной герметичностью. Поэтому после устранения причин, вызвавших рост давления и сброс хладагента, клапан подлежит обязательной замене.

Шаг 8

Конденсор (радиатор кондиционера) (рис. 13.4) многопоточного типа расположен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Он крепится с помощью четырех кронштейнов к рамке радиатора. Соты 3 конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. Бачки 4 алюминиевые с фланцами 2 и 6 для подсоединения трубопровода и ресивера. По высоте бачки разделены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление. В конденсоре происходит конденсация паров сжатого компрессором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 9

Шаг 9

Рис. 13.4. Конденсор кондиционера: >1 – кронштейн крепления; 2 – фланец крепления подводящего трубопровода линии высокого давления; 3 – соты; 4 – бачок конденсора; 5 – ресивер; 6 – фланец крепления ресивера; 7 – кронштейн крепления ресивера

Шаг 10

При включении кондиционера блок управления двигателем включает цепь питания электрического вентилятора радиатора охлаждения двигателя. Это улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 11

Шаг 11

 
Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов Б. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы.
Не применяйте для мойки конденсора моющие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к повреждению В тонкостенных пластин оребрения.Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А трубки у него тоненькие... В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.
Если в результате коррозии нарушится герметичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоновой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25–28 бар.
Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.
После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-установку, сварку конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый конденсор. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных производителей запасных частей.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 12

Шаг 12

Испаритель расположен в блоке системы отопления и кондиционирования салона (рис. 13.5). Испаритель изготовлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 13

Шаг 13

Рис. 13.5. Блок системы отопления и кондиционирования салона (вид со снятой панелью приборов): >1 – привод заслонок распределения потоков воздуха; 2 – каналы подачи воздуха к воздуховодам панели приборов; 3 – корпус отопителя; 4 – корпус испарителя; 5 – электропривод заслонки рециркуляции; 6 – окно воздухозаборника системы рециркуляции воздуха; 7 – воздухонагнетатель; 8 – блок дополнительных резисторов; 9 – отсек воздушного фильтра; 10 – привод заслонки регулятора температуры; 11 – воздуховод зоны задних пассажиров

Шаг 14

При охлаждении проходящего через испаритель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 15

Шаг 15

Конденсат через дренажную трубку, расположенную в нижней части моторного щита, сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондиционирования.
В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхности испарителя оседают частицы дорожной пыли и грязи.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 16

Шаг 16

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент выключения кондиционера и во влажную погоду.
Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и прочищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 17

Шаг 17

Терморегулирующий клапан блочного типа расположен в корпусе испарителя. Клапан крепится к трубопроводам и испарителю с помощью фланцевых соединений. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 18

Шаг 18

Ресивер-осушитель с помощью кронштейна установлен на правом бачке конденсора (вид со снятой облицовкой радиатора).
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 19

Шаг 19

Неразборный корпус ресивера изготовлен из алюминиевого сплава. Трубопроводы крепятся к корпусу ресивера с помощью фланцевых соединений. Внутри корпуса находится фильтрующий элемент, заполненный гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги.
В случае ремонта или замены элементов системы кондиционирования, если она находилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), ресивер-осушитель подлежит замене. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 20

Шаг 20

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый герметичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 21

Шаг 21

Оберегайте металлические участки трубопроводов от вмятин и перегибов. Любое сужение проходного сечения трубопровода приводит к снижению производительности системы.

Шаг 22

Для соединения взаимоподвижных элементов системы трубопроводы на некоторых участках имеют гибкие вставки (рис. 13.6) из синтетических материалов.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 23

Шаг 23

Рис. 13.6. Конструкция шланга гибкой вставки: >1 – наружная защитная оболочка; 2 – тканевый корд силового каркаса; 3 – пластиковый герметизирующий слой; 4 – внутренний маслостойкий слой
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 24

Шаг 24

В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене. Резьбовые соединения трубопроводов затягивайте рекомендуемым моментом. Слабая или излишне сильная затяжка приводит к деформации уплотняемых поверхностей и утечке хладагента.

Шаг 25

Два сервисных клапана для подсоединения диагностического и заправочного оборудования расположены на трубопроводах.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 26

Шаг 26

Так расположены на трубопроводах сервисные клапаны линий высокого...
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 27

Шаг 27

...и низкого давления.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 28

Шаг 28

Клапаны закрыты резьбовыми колпачками, для предохранения их от попадания грязи. На колпачки нанесены символы H и L линий высокого и низкого давления соответственно.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 29

Шаг 29

В клапанах установлены золотники, схожие по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 30

Шаг 30

Для выворачивания и вворачивания золотников используется специальный ключ.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 31

Шаг 31

 
Проверять наличие хладагента в системе путем нажатия на золотники сервисных клапанов запрещено, так как после такой проверки золотник клапана может полностью не закрыться и произойдет утечка хладагента из системы!
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 32

Шаг 32

Датчик давления установлен в моторном отсеке на участке трубопровода линии высокого давления. По сигналам датчика электронный блок управления двигателем отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессора от перегрузок.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 33

Шаг 33

Панель блока управления системой отопления, кондиционирования и вентиляции салона установлена на консоли панели приборов.

Шаг 34

Подробно органы управления отопителем, кондиционером и вентиляцией описаны в разделе «ОТОПЛЕНИЕ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ САЛОНА».
На часть автомобилей европейской сборки устанавливалась система отопления, кондиционирования и вентиляции салона с автоматическим управлением. Панель блока автоматического управления системой отопления, кондиционирования и вентиляции показана на рис. 13.7.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 35

Шаг 35

Рис. 13.7. Панель блока автоматического управления системой отопления, кондиционирования и вентиляции: >1 – регулятор температуры поступающего в салон воздуха; 2 – дисплей; 3 – выключатель системы вентиляции, отопления и кондиционирования; 4 – выключатель обогревателя заднего стекла и стекол наружных зеркал заднего вида; 5 – регулятор частоты вращения электровентилятора воздухонагнетателя; 6 – выключатель интенсивной подачи воздуха на лобовое стекло и стекла передних дверей (режим разморозки); 7 – переключатель режимов распределения воздушных потоков; 8 – выключатель кондиционера; 9 – выключатель режима автоматического управления системой вентиляции, отопления и кондиционирования; 10 – выключатель режима рециркуляции
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 36

Шаг 36

Датчик температуры воздуха в салоне расположен в панели приборов, справа от рулевой колонки. Для исключения неверных показаний значений температуры из-за влияния нагретых элементов панели датчик снабжен системой принудительного обдува. Система обеспечивает равномерный проток воздуха из передней части салона автомобиля через корпус датчика. Для нормального движения воздуха предохраняйте входное отверстие корпуса датчика от попадания каких-либо твердых частиц или жидкости. Особенно это касается случаев химической чистки салона.
Во время уборки салона пылесосом категорически запрещается подносить всасывающий наконечник трубы пылесоса к входному отверстию датчика. При затрудненном протоке воздуха через корпус датчика нормальное функционирование системы автоматического управления климатом нарушается.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 37

Шаг 37

Хладагент. На верхней поверхности рамки радиатора приклеена информационная табличка с указанием типа и количества применяемых в системе хладагента и масла. Категорически запрещено использовать в системе хладагенты и масла других типов.
Заправочные объемы системы:
хладагент R134a, г 640±20 масло (PAG), мл 180±5

Шаг 38

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают ситуации, когда требуется обслуживание системы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагностическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация – это разгерметизация системы и выход из нее хладагента.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 39

Шаг 39

Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеискатели со звуковой индикацией.
В некоторых сложных случаях применяется метод т. н. «ультрафиолетовой» диагностики герметичности системы автокондиционера.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 40

Шаг 40

Метод состоит в том, что в систему в микродозах вводится специальный краситель.
В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на наружную поверхность элементов системы.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 41

Шаг 41

Во время осмотра системы под действием ультрафиолетовых лучей специального светильника краситель начинает светиться (флюоресцировать)...
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 42

Шаг 42

...и места утечки хладагента становятся видны.
Следует отметить, что краситель не оказывает никакого отрицательного воздействия на систему. Он может находиться в хладагенте и циркулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу, только когда возникнет утечка.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 43

Шаг 43

После ремонта автокондиционера необходимо провести вакуумирование и заправку системы соответствующим хладагентом (R134a). Объем заправки автокондиционера для каждой модели автомобиля индивидуален.
Для проведения качественной заправки автомобильного кондиционера необходимы:
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 44

Шаг 44

– прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными наконечниками;
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 45

Шаг 45

– двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, Шаг 46

Шаг 46

– высокоточные (цена деления 5 г) весы для дозирования количества заправляемого хладагента.

Шаг 47

В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.
Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение, поэтому все работы, связанные с обслуживанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализированных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим оборудованием. При проведении работ своими силами принимайте меры предосторожности.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!