Основные неисправности, для устранения которых необходимо снимать механическую коробку передач с автомобиля: – повышенный (по сравнению с привычным) шум; – затрудненное переключение передач; – самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач; – утечка масла через уплотнения и прокладки. Кроме того, коробку передач снимают для замены сцепления, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя. Автоматическую коробку передач снимают практически по тем же причинам, что и механическую коробку, за исключением необходимости замены сцепления и маховика, которые в этом случае отсутствуют. Приемы снятия и установки механической и автоматической коробок передач практически одинаковы и описаны на примере механической коробки передач. Разница заключается в конструкции привода управления коробкой передач.
Работа по снятию и установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь, что ее неисправности не вызваны иными причинами (недостаточный уровень масла, дефекты привода сцепления, ослабление крепления коробки и пр.). Коробка передач довольно тяжелая, а ее форма не удобна для удерживания, поэтому рекомендуем снимать коробку с помощником.
Шаг 2
Вам потребуются: ключи «на 12», «на 14», «на 19», пассатижи (или сварочные клещи).
4. Отсоедините колодки жгутов проводов от катушки зажигания, сжав фиксаторы их крепления.
Шаг 7
5. Разъедините колодки жгутов проводов датчика положения коленчатого вала и датчика концентрации кислорода, а затем отсоедините колодки от кронштейна на коробке передач, сжав усики их держателей.
Шаг 8
6. Отсоедините колодки жгутов проводов от датчика скорости…
Шаг 9
7. …и выключателя света заднего хода, сжав фиксаторы их крепления.
Шаг 10
8. Слейте охлаждающую жидкость (см. «ЗАМЕНА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ»). 9. Слейте масло из коробки передач (см. «Проверка уровня, доливка и замена масла в механической коробке передач и рабочей жидкости в автоматической коробке передач»).
Шаг 11
10. Сожмите усики хомута крепления отводящего шланга радиатора отопителя к водораспределительной трубе, сдвиньте хомут по шлангу…
Шаг 12
11. …и отсоедините шланг от трубы.
Шаг 13
12. Сожмите усики хомута крепления отводящего шланга радиатора системы охлаждения к водораспределительной трубе, сдвиньте хомут по шлангу…
Шаг 14
13. …и отсоедините шланг от трубы.
Шланги радиатора системы охлаждения необходимо отсоединять от водораспределительной трубы для получения доступа к верхним болтам крепления коробки передач.
15. Отведите в сторону жгут проводов, расположенный в левой части моторного отсека, чтобы он не мешал дальнейшей работе. 16. Снимите приводы передних колес (см. «СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ПРИВОДОВ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС»).
Шаг 17
17. Снимите пробку бачка главного тормозного цилиндра и откачайте, например, большим медицинским шприцем тормозную жидкость из секции бачка главного тормозного цилиндра, питающей гидропривод выключения сцепления.
Бачок, общий для главных цилиндров тормозов и выключения сцепления, состоит из трех отдельных секций: две для раздельных контуров гидропривода тормозов и одна для гидропривода выключения сцепления.
21. Пометьте любым способом (например, краской) взаимное расположение тяги и наконечника рычага переключения передач, чтобы сохранить регулировку привода при обратной установке коробки. Ослабьте затяжку болта клеммового зажима привода управления механизмом переключения передач...
Шаг 22
22. …и разъедините тягу и наконечник рычага переключения передач.
24. Установите опоры под масляный картер двигателя, используя отрезок доски в качестве проставки, и под коробку передач.
Шаг 25
25. Выверните задний болт…
Шаг 26
26. …и два передних болта крепления кронштейна левой опоры подвески силового агрегата к картеру коробки передач.
Шаг 27
27. Выверните болт крепления кронштейна левой опоры подвески силового агрегата к подушке опоры и снимите кронштейн.
Шаг 28
28. Выверните болт крепления картера коробки передач к блоку цилиндров, расположенный сзади у кронштейна задней опоры подвески силового агрегата…
Шаг 29
29. …два болта, расположенные вверху картера коробки передач…
Для наглядности сняты катушка зажигания и клапан системы рециркуляции отработавших газов.
Шаг 30
30. …два болта, расположенные внизу и слева картера…
Шаг 31
31. …болт, расположенный возле масляного фильтра…
Шаг 32
32. …и четыре болта (под ключ «на 14») крепления масляного картера к картеру коробки передач.
Шаг 33
33. Сдвиньте коробку передач максимально назад (первичный вал должен выйти из зацепления со ступицей ведомого диска сцепления), уберите из-под нее опору и снимите коробку с автомобиля.
При снятии коробки передач не опирайте конец первичного вала о лепестки диафрагменной пружины, чтобы не деформировать их.
Шаг 34
34. Установите коробку передач и все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.
Перед установкой коробки передач рекомендуем смазать шлицы первичного вала тонким слоем тугоплавкой консистентной смазки. Проверьте с помощью специальной оправки, как отцентрирован ведомый диск сцепления (см. «Снятие и установка сцепления»). Перед присоединением приводов передних колес к коробке передач замените новыми стопорные кольца на шлицевых хвостовиках внутренних шарниров. В противном случае есть вероятность отсоединения приводов от коробки передач во время движения.
Шаг 35
35. Залейте масло в коробку передач (см. «Проверка уровня, доливка и замена масла в механической коробке передач и рабочей жидкости в автоматической коробке передач»). 36. При необходимости отрегулируйте привод переключения передач (см. «РЕГУЛИРОВКА ПРИВОДА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ»). 37. Залейте рабочую жидкость в бачок главного тормозного цилиндра (в его секцию, предназначенную для питания гидропривода выключения сцепления) и удалите воздух из гидропривода выключения сцепления (см. «ПРОКАЧКА ГИДРОПРИВОДА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ»).