ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 19

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




Шаг 1

На часть автомобилей Chevrolet Spark устанавливают четырехцилиндровый рядный бензиновый двигатель рабочим объемом 1,0 л, расположенный поперечно.
Привод верхнего распределительного вала осуществляется зубчатым ремнем от коленчатого вала. Нумерацию цилиндров принято вести от шкива коленчатого вала.
Двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением образует силовой агрегат, закрепленный в моторном отсеке на четырех резинометаллических опорах: правая, передняя и задняя опоры крепятся к блоку цилиндров двигателя, левая опора через кронштейн прикреплена к коробке передач.
Компоновка и расположение узлов и агрегатов двигателя показаны на рис. 6.1 и 6.2, техническая характеристика двигателя приведена в табл. 6.1.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 2

Шаг 2

Рис. 6.1. Компоновка силового агрегата (вид спереди по направлению движения автомобиля): 1 – насос гидроусилителя рулевого управления; 2 – верхняя крышка газораспределительного механизма; 3 – головка блока цилиндров; 4 – крышка головки блока цилиндров; 5 – крышка маслоналивной горловины; 6 – датчик температуры воздуха во впускном коллекторе; 7 – катушка зажигания; 8 – высоковольтные провода; 9 – датчик абсолютного давления; 10 – впускной коллектор; 11 – управляющий датчик концентрации кислорода; 12 – выпускной коллектор; 13 – дроссельный узел; 14 – датчик фазы; 15 – корпус термостата; 16 – коробка передач; 17 – датчик положения коленчатого вала; 18 – блок цилиндров; 19 – каталитический нейтрализатор отработавших газов; 20 – масляный фильтр; 21 – масляный картер двигателя; 22 – компрессор кондиционера; 23 – ремень привода вспомогательных агрегатов
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 3

Шаг 3

Рис. 6.2. Компоновка силового агрегата (вид сзади по направлению движения автомобиля): 1 – корпус термостата; 2 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 3 – регулятор холостого хода; 4 – дроссельный узел; 5 – клапан системы рециркуляции; 6 – впускной коллектор; 7 – датчик абсолютного давления; 8 – датчик температуры воздуха во впускном коллекторе; 9 – крышка головки блока цилиндров; 10 – верхняя крышка газораспределительного механизма; 11 – генератор; 12 – пробка сливного отверстия масляного картера; 13 – датчик давления масла; 14 – распределительный патрубок системы охлаждения; 15 – блок цилиндров; 16 – масляный картер; 17 – датчик детонации; 18 – стартер; 19 – датчик скорости; 20 – коробка передач
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 4

Шаг 4

Шаг 5

Блок цилиндров отлит из специального высокопрочного чугуна, цилиндры расточены в блоке, что придает конструкции двигателя жесткость и прочность.
Каналы для охлаждающей жидкости, образующие рубашку охлаждения, выполнены по всей высоте блока, в результате чего улучшается охлаждение цилиндров и уменьшается деформация блока от неравномерного нагрева. Рубашка охлаждения открыта в верхней части в сторону головки блока.
В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала со съемными крышками. Крышки крепятся к блоку болтами. В отверстиях опор блока установлены тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши, выполняющие функцию подшипников коленчатого вала.
Отверстия для установки подшипников обрабатаны вместе с крышками, поэтому крышки невзаимозаменяемы и для отличия промаркированы.
В опоре третьего подшипника выполнены проточки, в которые вставлены упорные полукольца, удерживающие коленчатый вал от осевых перемещений.

Шаг 6

Коленчатый вал (рис. 6.3) отлит из специального высокопрочного чугуна. Коренные 6 и шатунные 3 шейки вала прошлифованы. Для смазки шатунных вкладышей в коленчатом валу просверлены масляные каналы, закрытые заглушками. Для уменьшения вибрации служат восемь противовесов 4, расположенные на валу.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 7

Шаг 7

Рис. 6.3. Коленчатый вал: 1 – передний конец вала; 2 – лыска привода масляного насоса; 3 – шатунная шейка; 4 – противовесы; 5 – фланец крепления маховика; 6 – коренная шейка

Шаг 8

На переднем конце 1 коленчатого вала установлены зубчатый шкив ремня привода распределительного вала и сдвоенный шкив привода генератора и вспомогательных агрегатов со встроенным демпфером крутильных колебаний. На переднем конце также расположены лыски 2 привода масляного насоса.
К фланцу 5 болтами прикреплен маховик, отлитый из чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый венец, служащий для пуска двигателя стартером.

Шаг 9

Шатуны 5 (рис. 6.4) стальные, двутаврового сечения, с крышками 7 на нижних головках. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные вкладыши 8.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 10

Шаг 10

Рис. 6.4. Поршень и шатун: 1 – поршень; 2 – поршневой палец; 3 – стопорные кольца; 4 – верхняя головка шатуна; 5 – шатун; 6 – гайки крышки шатуна; 7 – крышка нижней головки; 8 – шатунные вкладыши; 9 – нижний диск маслосъемного кольца; 10 -расширитель маслосъемного кольца; 11 – верхний диск маслосъемного кольца; 12 – нижнее компрессионное кольцо; 13 – верхнее компрессионное кольцо

Шаг 11

Поршни 1 отлиты из алюминиевого сплава. Юбка поршня в продольном сечении коническая, в поперечном – овальная. На верхней части каждого поршня установлены три кольца: два верхние 12 и 13 компрессионные и нижнее маслосъемное. Последнее кольцо составного типа, состоящее из двух дисков 9 и 11, а также расширителя 10. Днище поршней плоское с двумя углублениями под клапаны. Поршневые пальцы 3 стальные, трубчатого сечения, «плавающего» типа.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 12

Шаг 12

Масляный картер стальной, штампованный, прикреплен болтами к блоку цилиндров снизу. На картере расположено отверстие для слива масла, закрытое резьбовой пробкой А.

Шаг 13

Головка блока, установленная сверху на блок цилиндров, отлита из алюминиевого сплава. Плоскость разъема головки и блока уплотнена безусадочной металлоармированной прокладкой. В нижней части головки отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость, охлаждающая камеры сгорания. В верхней части головки установлен распределительный вал.
Распределительный вал отлит из чугуна и установлен на пяти опорах, выполненных в верхней части головки блока. На переднем конце распределительного вала установлен зубчатый шкив привода.
Кулачки распределительного вала через коромысла приводят в действие клапаны. В двигателе по два клапана на цилиндр.
Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку блока. На направляющих втулках установлены маслосъемные колпачки, уменьшающие попадание масла в цилиндры. Колпачки изготовлены из маслостойкой резины со стальной арматурой. На каждом клапане установлено по одной пружине.
Распределительный вал приводится в действие резиновым армированным зубчатым ремнем от коленчатого вала.
Крышка головки блока цилиндров выполнена из алюминия. Стык крышки с головкой блока цилиндров уплотнен резиновой прокладкой. На крышке головки блока цилиндров расположены кронштейн крепления катушки зажигания и маслоналивная горловина.
Система смазки комбинированная: разбрызгиванием и под давлением. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, а также опоры распределительного вала. Система состоит из масляного картера, масляного насоса шестеренчатого типа с маслоприемником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и масляных каналов.
Система охлаждения двигателя включает в себя рубашку охлаждения, радиатор с электровентилятором, центробежный водяной насос, термостат, расширительный бачок и шланги.
Система питания состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, регулятора давления топлива, форсунок и топливных шлангов.
В систему питания функционально входит система улавливания паров топлива с угольным адсорбером (см. «Снятие и установка адсорбера системы улавливания паров топлива»), предотвращающая выход паров топлива в атмосферу.
Система зажигания состоит из модульной катушки зажигания, установленной на крышке головки блока цилиндров, и свечей зажигания. Управляет катушкой зажигания электронный блок управления (ЭБУ) двигателем.

Шаг 14

Система вентиляции картера двигателя закрытая, с отводом картерных газов во впускной коллектор через маслоотделитель, установленный в крышке 3 (рис. 6.5) головки блока цилиндров. Далее картерные газы направляются в цилиндры двигателя, где сгорают. При работе двигателя в режиме холостого хода картерные газы поступают по шлангу 2 малого контура через калиброванное отверстие (жиклер) в корпусе дроссельного узла. На этом режиме во впускном коллекторе создается высокое разрежение и картерные газы эффективно отсасываются в задроссельное пространство. Жиклер ограничивает объем отсасываемых газов, чтобы не нарушалась работа двигателя на холостом ходу. При работе двигателя под нагрузкой, когда дроссельная заслонка частично или полностью открыта, основной объем газов проходит по шлангу 8 большого контура в воздухоподводящий рукав 10 перед дроссельным узлом и далее во впускной коллектор и камеры сгорания.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 15

Шаг 15

Рис. 6.5. Система вентиляции картера двигателя: 1 – впускной коллектор; 2 – шланг малого контура системы вентиляции; 3 – крышка головки блока цилиндров; 4 – обратный клапан; 5 – патрубок крышки головки блока цилиндров; 6 – тройник; 7 – дроссельный узел; 8 – шланг большого контура системы вентиляции; 9 – патрубок воздухоподводящего рукава; 10 – воздухоподводящий рукав

Шаг 16

При известном навыке многие неисправности двигателя и его систем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Синий дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дымление – признак сильного износа деталей цилиндропоршневой группы. Появление дыма при перегазовках, после длительного прокручивания стартером, после долгой работы на холостом ходу или сразу после торможения двигателем указывает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов. Черный дым указывает на слишком богатую смесь из-за неисправности системы управления двигателем или форсунок. Сизый или густой белый дым с примесью влаги (особенно после перегрева двигателя) означает, что охлаждающая жидкость попала в камеру сгорания через поврежденную прокладку головки блока цилиндров. При сильном повреждении этой прокладки жидкость иногда проникает и в масляный картер, уровень масла резко повышается, а само масло превращается в мутную белесую эмульсию. Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влажную или холодную погоду – нормальное явление.
Довольно часто можно увидеть стоящий посреди городской пробки автомобиль с открытым капотом, испускающий клубы пара. Перегрев. Лучше, конечно, этого не допускать, почаще поглядывая на указатель температуры. Но никто не застрахован от того, что может неожиданно отказать термостат, электровентилятор или просто потечь охлаждающая жидкость. Если вы упустили момент перегрева, не паникуйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные последствия. Никогда сразу же не глушите двигатель – он получит тепловой удар и, возможно, остыв, вообще откажется заводиться. Остановившись, дайте ему поработать на холостых оборотах, тогда в системе сохранится циркуляция жидкости. Включите на максимальную мощность отопитель и откройте капот. Если есть возможность, поливайте радиатор холодной водой. Только добившись снижения температуры, остановите двигатель. Но никогда сразу не открывайте пробку расширительного бачка: на перегретом двигателе гейзер из-под открытой пробки обеспечен. Не спешите, дайте всему остыть, так вы сохраните здоровье машины и ваше собственное здоровье.
Практически во всех инструкциях к автомобилю содержится рекомендация при пуске двигателя обязательно выжать сцепление. Эта рекомендация оправдана только в случае пуска в сильный мороз, чтобы не тратить энергию аккумуляторной батареи на проворачивание валов и шестерен коробки передач в загустевшем масле. В остальных случаях это просто рекомендация для того, чтобы автомобиль не тронулся, если по забывчивости в момент пуска двигателя включена передача. Этот прием вреден для двигателя, так как через выжатое сцепление на упорный подшипник коленчатого вала передается значительное усилие, а при пуске (особенно холодном) смазка к нему долго не поступает. Подшипник быстро изнашивается, коленчатый вал получает осевой люфт, трогание с места начинает сопровождаться сильной вибрацией. Для того чтобы не портить двигатель, возьмите в привычку проверять перед пуском положение рычага переключения передач и пускать двигатель при затянутом ручном тормозе, не выключая сцепление без крайней необходимости.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 17

Шаг 17

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 18

Шаг 18

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 19

Шаг 19


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!