Вам потребуются: динамометрический ключ, молоток (желательно с бойком из мягкого металла или полиуретана), приспособление для установки поршней в цилиндры, отвертка, монтажная лопатка и те же ключи, что и для разборки двигателя.
Шаг 2
1. Очистите нагар по краям постелей блока цилиндров. Очистите от отложений масляные канавки в постелях.
Шаг 3
2. Установите вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров в соответствии с метками, нанесенными при разборке. При установке вкладышей их стопорные усики должны войти в пазы постелей. Установите упорные полукольца.
Шаг 4
После установки вкладышей в постели их концы немного выступают наружу, поэтому для правильной ориентации вкладышей при окончательной затяжке болтов крепления крышек подшипников проследите за тем, чтобы выступание обоих концов было одинаковым.
Шаг 5
Обратите внимание на канавки полуколец: этими сторонами полукольца должны быть установлены к щекам коленчатого вала.
Шаг 6
3. Смажьте вкладыши и упорные полукольца моторным маслом.
Шаг 7
4. Установите коленчатый вал в блок цилиндров.
Шаг 8
5. Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами постели.
Шаг 9
6. Вставьте вкладыши в крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными при разборке. При этом стопорные усики вкладышей должны войти в пазы крышек.
Шаг 10
7. Смажьте вкладыши моторным маслом.
Шаг 11
8. Установите крышки в соответствии с маркировкой. На крышки нанесены метки А (цифры) в соответствии с номером шейки вала. Номера цилиндров считают со стороны привода распределительного вала, а крышки устанавливают стрелками Б в ту же сторону.
Для установки крышек коренных подшипников коленчатого вала пользуйтесь молотком с мягким бойком, изготовленным из латуни, свинца или полиуретана. Устанавливать крышки затяжкой крепежных деталей запрещено, так как будут повреждены посадочные поверхности крышек и блока цилиндров.
10. Вверните болты крышек коренных шеек вала в указанном порядке и затяните их требуемым моментом (см. приложение 1). После затяжки болтов проверните на два-три оборота коленчатый вал – он должен вращаться легко, без заеданий.
Шаг 14
11. Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку масляного насоса и «приклейте» ее к блоку. Удалите излишки смазки. 12. Установите масляный насос и вверните болты его крепления (см. «Снятие и установка масляного насоса»). 13. Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку держателя заднего сальника и «приклейте» ее к блоку. Удалите излишки смазки. 14. Установите держатель заднего сальника и вверните болты его крепления. 15. Вставьте шатун в поршень в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы метка на шатуне была обращена в сторону передней части поршня (в эту сторону направлена стрелка, выбитая сверху на днище поршня).
Шаг 15
16. Смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте его в поршень и шатун.
Шаг 16
17. Установите стопорные кольца с обеих сторон пальца. Обратите внимание на то, чтобы кольца были четко установлены в канавках поршня.
Нечетко зафиксированное в канавке поршня кольцо выскочит из нее при работе двигателя и приведет к аварийным повреждениям.
Шаг 17
18. Установите на поршень расширитель маслосъемного кольца и маслосъемное кольцо. 19. Установите компрессионные кольца. Это рекомендуется делать специальным съемником. Если его нет, установите кольца на поршень, аккуратно разведя замки колец.
Шаг 18
20. Порядок установки колец: первым устанавливают маслосъемное кольцо (замок кольца должен находиться с противоположной стороны от замка разжимной пружины), затем нижнее компрессионное кольцо, последним – верхнее.
Шаг 19
21. Обратите внимание: на кольцах может быть выбита надпись «GOE» или «TOP». Кольца следует устанавливать этой надписью вверх (к днищу поршня).
Шаг 20
22. Провернув кольца в канавках поршня, убедитесь в том, что они легко вращаются. Если какое-либо кольцо не проворачивается или заедает, его необходимо заменить.
Шаг 21
23. Разверните кольца на поршне так, чтобы их замки были расположены под углом 120° друг к другу.
Шаг 22
24. Тщательно протрите чистой тряпкой шатунные шейки коленчатого вала. 25. Тщательно протрите чистой тряпкой зеркала цилиндров и смажьте их моторным маслом. 26. Вставьте вкладыш в шатун в соответствии с ранее сделанными метками таким образом, чтобы усик вкладыша вошел в проточку в шатуне. После этого смажьте вкладыш и поршень моторным маслом. 27. Наденьте на поршень специальную оправку для сжатия поршневых колец и аккуратно опустите шатун в цилиндр. Рекомендуется предварительно провернуть коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируют шатунно-поршневую группу, установилась в НМТ. Стрелка на днище поршня должна быть направлена к передней части двигателя (в сторону привода распределительного вала).
Шаг 23
28. Плотно прижмите оправку к блоку и ручкой молотка протолкните поршень в цилиндр. Если оправка будет неплотно прилегать к блоку цилиндров, можно поломать поршневые кольца.
Шаг 24
29. Установите нижнюю головку шатуна на шейку коленчатого вала.
Шаг 25
30. Вставьте вкладыш в крышку шатуна в соответствии с ранее нанесенными метками так, чтобы усик вкладыша вошел в проточку в крышке. После этого смажьте вкладыш моторным маслом.
Шаг 26
31. Установите крышку шатуна. Маркировки на ней и нижней головке шатуна должны быть с одной стороны.
Шаг 27
32. Вверните болты крепления крышки и затяните требуемым моментом (см. приложение 1). Таким же образом установите и остальные поршни. 33. Установите маслоприемник и вверните два болта его крепления. 34. Нанесите на болты крепления маховика анаэробный фиксатор резьбы. Установите маховик и вверните болты крепления маховика (см. «Снятие, дефектовка и установка маховика»). 35. Установите масляный картер и вверните болты его крепления (см. «Восстановление уплотнения масляного картера»; приложение 1). Далее двигатель собирайте в обратном порядке. Установка головки блока описана в подразделе «Замена прокладки головки блока цилиндров», ремня привода распределительного вала – в подразделе «Замена и регулировка натяжения ремня привода газораспределительного механизма и натяжного ролика».