ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 36

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




Шаг 1

Система вентиляции салона автомобиля Daewoo Matiz приточно-вытяжного типа.
Решетка воздухозаборника расположена в коробе перед лобовым стеклом. Приток воздуха через воздухозаборник осуществляется как естественным путем, за счет напора встречного потока воздуха, так и принудительно при включении электрического вентилятора 7 (рис. 13.1) системы отопления и вентиляции.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 2

Шаг 2

Рис. 13.1. Блок системы отопления, кондиционирования и вентиляции (вид со снятой панелью приборов): 1 – механизм привода заслонок распределения воздушных потоков; 2 – корпус блока системы отопления; 3 – механизм привода заслонки системы рециркуляции; 4 – воздуховод забора наружного воздуха; 5 – воздухозаборник в салоне автомобиля; 6 – корпус крыльчатки вентилятора; 7 – электродвигатель вентилятора; 8 – шланг вентиляции щеточного узла электродвигателя; 9 – корпус испарителя; 10 – колодка жгута проводов датчика термостата

Шаг 3

Вытяжная вентиляция кузова осуществляется через дефлектор с клапаном, который установлен на задней стенке кузова и имеет выход в полость заднего бампера.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 4

Шаг 4


Вид вытяжного дефлектора со стороны ниши запасного колеса.

Шаг 5

На части выпускаемых автомобилей устанавливается система кондиционирования подаваемого в салон воздуха.
Управление системой отопления и вентиляции салона выполнено автономно от системы кондиционирования воздуха. В то же время основные элементы отопителя работают и при включении кондиционера. Узлы отопителя и испарителя кондиционера выполнены в одном блоке.
Основные узлы отопителя:
– теплообменник (радиатор) 6 отопителя (рис. 13.2), предназначенный для нагревания, поступающего в салон воздуха теплом охлаждающей двигатель жидкости;
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 6

Шаг 6

Рис. 13.2. Схема движения воздушных потоков в системе вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха: 1 – дефлекторы обдува лобового стекла; 2 – заслонки распределения воздушных потоков к дефлекторам лобового стекла и к дефлекторам панели приборов; 3 – дефлекторы панели приборов; 4 – воздуховоды обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 5 – заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и к воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 6 – радиатор отопителя; 7 – заслонка системы рециркуляции; 8 – короб воздухопритока; 9 – воздухозаборник в салоне автомобиля; 10 – крыльчатка вентилятора; 11 – электродвигатель вентилятора; 12 – испаритель кондиционера; 13 – дренажное отверстие для слива конденсата; 14 – заслонка регулятора температуры; 15 – корпус блока системы отопления и кондиционирования

Шаг 7

– вентилятор (воздухонагнетатель) 10. Электродвигатель 11 вентилятора с возбуждением от постоянных магнитов, обеспечивающий регулируемую подачу наружного воздуха к заслонкам отопителя и кондиционера. Для получения разных значений частоты вращения вентилятора в цепи питания электродвигателя установлен добавочный резистор;
– заслонка 14 регулятора температуры воздуха, поступающего из отопителя в салон. От изменения ее положения зависит количество воздуха, проходящего через теплообменник отопителя, и наружного воздуха, проходящего в обход теплообменника;
– заслонки 2 распределения воздуха, поступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува лобового стекла.
Панель блока управления отоплением (кондиционированием) и вентиляцией салона автомобиля, установлена на консоли панели приборов.
Регулятор 2 (рис. 13.3) распределения потоков воздуха и регулятор 1 температуры управляют заслонками отопителя с помощью тросовых приводов.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 8

Шаг 8

Рис. 13.3. Панель блока управления отоплением (кондиционированием) и вентиляцией салона автомобиля: 1 – регулятор температуры; 2 – регулятор распределения потоков воздуха; 3 – переключатель интенсивности подачи воздуха; 4 – регулятор привода заслонки рециркуляции; 5 – выключатель системы кондиционирования

Шаг 9

Переключатель 3 интенсивности подачи воздуха в салон работает независимо от положения регуляторов распределения воздуха и температуры и управляет скоростью вентилятора, изменяя напряжение в цепи питания электродвигателя.
При перемещении регулятора 4 привода заслонки рециркуляции вправо приток наружного воздуха в салон прекращается, и через блок системы отопления и кондиционирования проходит воздух из салона. Этот режим предназначен для скорейшего охлаждения воздуха в салоне в жаркую погоду, а также в некоторых случаях для предотвращения проникновения в салон пыли и запахов. Включение и выключение режима рециркуляции допустимо в любой момент и не влияет на работу блока системы отопления и кондиционирования.
Следует помнить, что длительное использование системы рециркуляции приводит к накоплению в салоне автомобиля продуктов дыхания и дискомфортному состоянию пассажиров.
Не следует применять режим рециркуляции в холодную погоду во избежание образования влаги и льда на стеклах окон.

Шаг 10

Системой кондиционирования воздуха управляют расположенным на панели выключателем 5.
Кондиционер не включается, если переключатель режимов работы вентилятора установлен в положение «0» (вентилятор выключен). Это предусмотрено конструкцией и не является признаком неисправности.

Шаг 11

Подробно работа органов управления отопителем и кондиционером описана в разд. «Устройство автомобиля», см. «Отопление (кондиционирование) и вентиляция салона».
Система кондиционирования, установленная на автомобиле Daewoo Matiz, компрессорного типа.
Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение. Поэтому все работы связанные с обслуживанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования производите по возможности в специализированных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим оборудованием. При проведении работ своими силами принимайте меры предосторожности. Работайте в защитных очках.

Шаг 12

Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха приведена на рис. 13.4.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 13

Шаг 13

Рис. 13.4. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 – комбинированный датчик давления; 2 – участок трубопровода высокого давления; 3 – ресивер-осушитель; 4 – сервисный клапан линии высокого давления; 5 – конденсор (радиатор кондиционера); 6 – вентилятор конденсора и радиатора системы охлаждения; 7 – компрессор кондиционера; 8 – участок трубопровода низкого давления; 9 – сервисный клапан линии низкого давления; 10 – термобаллон капиллярной трубки; 11– вентилятор отопителя; 12 – испаритель; 13 – терморегулирующий клапан
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 14

Шаг 14

Компрессор 7 (см. рис. 13.4) установлен на двигателе с помощью специального кронштейна крепления и приводится во вращение поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов. Компрессор SP-10 аксиально-поршневого типа. Вал компрессора установлен в алюминиевом корпусе на двух игольчатых подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником. Компрессор имеет пять поршней с тефлоновыми уплотнительными кольцами. Клапаны лепесткового типа. Регулятор производительности встроен в корпус компрессора.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 15

Шаг 15

Шкив привода установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается. Крутящий момент от шкива к валу компрессора, при включении кондиционера, передаётся через фрикционную муфту с электромагнитным приводом. Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента по системе и создаёт давление необходимое для перетекания хладагента через отверстие терморегулирующего клапана.
Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок – это муфта под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.
Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.
1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае:
– если муфта приводится отдельным ремнем, ремень надо снять (предварительно заглушив двигатель). После этого можно спокойно добраться до сервисного центра и заменить подшипник. В некоторых запущенных случаях может потребоваться замена муфты компрессора или составляющих ее частей, но это не самое страшное;
– если муфта приводится от общего ремня привода вспомогательных агрегатов, то, возможно, предусмотрена другая схема разводки ремня (в обход муфты компрессора). В случае удачного обходного маневра можно ехать на замену подшипника. Если обойти муфту компрессора не удается, то все равно надо каким-то образом добраться до сервисного центра и заменить подшипник.
2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:
– произошла утечка хладагента, и электрическая схема управления блокирует включение компрессора;
– вышел из строя датчик давления в системе;
– нарушена электросхема управления;
– сгорела катушка электромагнитной муфты;
– блок управления двигателем по какой-либо причине заблокировал включение компрессора.
3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.
4 И последний, самый коварный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а прохлады в салоне нет. В этом случае только кажется, что компрессор работает, а в действительности он ничего не перекачивает. Установить истину может только опытный специалист при наличии контрольно-диагностического оборудования.
Во всех этих случаях точно определить причину неисправности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 16

Шаг 16

Конденсор (радиатор кондиционера) 5 многопоточного типа установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Соты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородками для обеспечения жесткости и наружным оребрением, для улучшения теплообмена. Бачки алюминиевые, с фланцами для подсоединения трубок. По высоте бачки разделены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление. В конденсоре происходит конденсация паров сжатого компрессором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.
При включении кондиционера блок управления двигателем включает цепь питания вентилятора 6 радиатора охлаждения двигателя. Это улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.
Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте оребрение сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы.
Не применяйте для мойки конденсора моющие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к повреждению тонкостенных пластин оребрения.
Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем бы того хотелось. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А трубки у него тоненькие… В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации. Если в результате коррозии конденсор потеряет герметичность, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоновой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25–30 атм.
Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.
После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить сварку, монтаж-демонтаж конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных производителей запасных частей.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 17

Шаг 17

Ресивер-осушитель 3 установлен в моторном отсеке с правой стороны. Корпус ресивера неразборный, изготовлен из алюминиевого сплава. Трубопроводы крепятся к корпусу ресивера с помощью фланцевого соединения. Внутри корпуса находятся фильтрующий элемент и полость, заполненная гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги.
В случае ремонта или замены элементов системы кондиционирования, если система кондиционирования находилась в открытом состоянии (были сняты какие-то узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), ресивер-осушитель подлежит замене. Без этого после заправки системы хладагент не будет осушаться, и внутри системы могут образоваться кислоты, которые будут разрушать изнутри детали кондиционера. Приобретая новый ресивер, убедитесь, что подсоединительные патрубки плотно закрыты технологическими заглушками. Ресивер, хранившийся без заглушек, для использования непригоден, даже если он совершенно новый.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 18

Шаг 18

Терморегулирующий клапан 13 «грибкового» типа расположен в корпусе испарителя. Клапан крепится к трубопроводам с помощью резьбовых соединений. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит.
Термобаллон капиллярной трубки клапана
для надежного контакта прикреплен к отводящему трубопроводу испарителя пружинной скобой.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 19

Шаг 19

Испаритель 12 расположен под панелью приборов в отдельном пластиковом разборном корпусе. Изготовлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребреную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором 11 подается в салон автомобиля.
На испарителе закреплен датчик А электронного термостата. Он контролирует температуру поверхности испарителя и при снижении температуры ниже точки обмерзания подает в блок управления двигателем сигнал для выключения компрессора кондиционера. Происходит оттаивание испарителя.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 20

Шаг 20

 
При охлаждении проходящего через испаритель воздуха происходит конденсация содержащихся в нем водяных паров. Конденсат через дренажную трубку Б, расположенную в нижней части моторного щита справа, сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды. Это является косвенным признаком исправности системы кондиционирования.

Шаг 21

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхности испарителя оседают частицы дорожной грязи и пыли.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 22

Шаг 22

Этот слой является прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент выключения кондиционера и во влажную погоду. Чтобы максимально уменьшить риск возникновения этой проблемы, необходимо при покупке автомобиля провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами и регулярно прочищать дренажную трубку. Если запах все же появился, следует обратиться в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.

Шаг 23

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый герметичный контур. Трубопроводы изготовлены из алюминиевых сплавов. Для соединения взаимоподвижных элементов системы трубопроводы на некоторых участках имеют гибкие вставки из синтетических материалов.
В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы, при разъединении участков трубопроводов, уплотнительные кольца подлежат обязательной замене.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 24

Шаг 24

Уплотнительные кольца и поверхности разъемов должны быть в идеальном состоянии. Заусенец, частица грязи или следы коррозии на уплотняющей поверхности могут привести к утечке хладагента.
Перед установкой смазывайте уплотнительные кольца чистым маслом для компрессора.

Шаг 25

На трубопроводах также расположены два сервисных клапана 4 и 9 (см. рис. 13.4) для подсоединения диагностического и заправочного оборудования. Клапаны закрыты резьбовыми колпачками для предохранения их от попадания грязи.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 26

Шаг 26

 
Так расположены на трубопроводах сервисные клапаны высокого А и низкого Б давления.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 27

Шаг 27

 
Проверять наличие хладагента в системе, путем нажатия на золотники сервисных клапанов запрещено!

Шаг 28

Датчик давления 1 комбинированного типа установлен на корпусе ресивера-осушителя в моторном отсеке. Датчик принудительно отключает компрессор кондиционера при падении давления – разгерметизации системы 1,7кгс/см2 и при аварийном увеличении давления в системе (27кгс/см2 ) с целью защиты компрессора от перегрузок.
Датчик ввернут в резьбовое отверстие корпуса ресивера без запирающего клапана. Поэтому при замене или снятии датчика для проверки необходимо удалить хладагент из системы.

Шаг 29

Система заправлена хладагентом R134a. В хладагент добавлено специальное масло для смазки компрессора.

Шаг 30

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают ситуации, когда требуется обслуживание системы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагностическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация — это разгерметизация системы и выход из нее хладагента.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 31

Шаг 31

Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеискатели со звуковой индикацией.
В некоторых сложных случаях применяется метод «ультрафиолетовой» диагностики герметичности автокондиционера. Он состоит в том, что в систему в микродозах вводится специальный краситель, и места утечки хладагента становятся видны в свете ультрафиолетовых лучей.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 32

Шаг 32

После ремонта автокондиционера необходимо произвести вакуумирование и заправку системы соответствующим хладагентом (R134a). Объем заправки автокондиционера для каждой модели автомобиля индивидуален. Для проведения качественной заправки автомобильного кондиционера необходимы:
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 33

Шаг 33

– прецизионные манометрические блоки;
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 34

Шаг 34

– мощный вакуумный насос;
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 35

Шаг 35

– высокоточные весы.

Шаг 36

В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системы. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!