Шаг 3
Головка блока цилиндров двигателя изготовлена из алюминиевого сплава. Впускные и выпускные каналы выполнены на противоположных сторонах головки. В головку запрессованы седла и направляющие втулки клапанов.
Блок цилиндров двигателя представляет собой единую отливку, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера. Блок изготовлен из специального высокопрочного чугуна с цилиндрами, расточенными непосредственно в теле блока.
Торцовые стенки и поперечные перегородки блока цилиндров в нижней части имеют приливы, предназначенные для образования верхних опор коленчатого вала. На эти приливы установлен усилитель блока, который служит нижней опорой коленчатого вала. Приливы в блоке вместе с усилителем образуют постели для коренных подшипников. Постели под вкладыши коренных подшипников расточены в сборе с усилителем блока, поэтому заменять усилитель необходимо в сборе с блоком двигателя.
На блоке цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.
Коленчатый вал вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с антифрикционным слоем. От осевых перемещений коленчатый вал двигателя зафиксирован четырьмя полукольцами, установленными в проточки постели заднего коренного подшипника. Впереди и сзади коленчатый вал уплотнен манжетами.
Маховик, отлитый из чугуна, установлен на заднем конце коленчатого вала. На маховик напрессован зубчатый венец для пуска двигателя стартером.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На цилиндрической поверхности головки поршня выполнены кольцевые канавки для маслосъемного и двух компрессионных колец. Поршни дополнительно охлаждаются маслом, подаваемым через отверстие в верхней головке шатуна и разбрызгиваемым на днище поршня.
Поршневые пальцы установлены в бобышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые своими нижними головками соединены с шатунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, конструкция которых аналогична коренным.
Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения.
Система смазки комбинированная. Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, а также механизм привода клапанов и подшипник вала турбокомпрессора. Поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.
Из главной магистрали по каналам в блоке цилиндров масло поступает ко всем коренным подшипникам коленчатого и распределительного валов. От коренных подшипников по каналам в коленчатом валу оно проходит ко всем шатунным подшипникам.
Детали клапанного механизма смазываются маслом, поступающим по каналам в блоке и головке блока цилиндров.
Давление в системе смазки создается шестеренчатым масляным насосом, установленным в передней части блока цилиндров. Шестерня масляного насоса приводится в действие от шестерни, расположенной на переднем конце коленчатого вала.
Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому одновременно с отсосом газов в картере образуется разрежение при всех режимах работы двигателя, что повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу.
Картерные газы через шланг, подсоединенный к штуцеру на крышке головки блока, поступают в воздухоподводящий рукав, а затем во впускную трубу и цилиндры двигателя.
Система охлаждения двигателя герметичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала поликлиновым ремнем. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.
Система питания оборудована топливной рампой 6 (рис. 5.13), в которой установлены датчик давления 5 и перепускной клапан 7. Топливо в магистралях находится под постоянным давлением. Форсунки 9 снабжены специальными электромагнитными клапанами и управляются блоком управления в соответствии с конкретными условиями работы двигателя. Высокое давление, под которым топливо впрыскивается в цилиндр, создается уже при самом малом числе оборотов коленчатого вала.