ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 14

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




Шаг 1

На автомобили «Волга» ГАЗ-31105 и ГАЗ31105-801 установлен двигатель ЗМЗ-40621 (c нейтрализатором отработавших газов или без него) производства ОАЗ «ЗМЗ», оснащенный системой распределенного впрыска топлива и электронной системой управления двигателем.
Расположение двигателя ЗМЗ-40621 и узлов его систем показано на рис. 5.1, а общий вид и поперечный разрез двигателя – на рис. 5.2–5.4.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 2

Шаг 2

Рис. 5.1. Расположение двигателя и узлов его систем в моторном отсеке: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – водяной насос; 3 – радиатор системы охлаждения; 4 – подводящий шланг радиатора; 5 – датчик массового расхода воздуха; 6 – воздушный фильтр; 7 – дроссельный узел; 8 – регулятор холостого хода; 9 – впускная труба; 10 – катушки зажигания; 11 – свечи зажигания; 12 – пробка маслозаливной горловины; 13 – топливный фильтр (на части автомобилей установлен на основании кузова); 14 – расширительный бачок системы охлаждения; 15 – вакуумный усилитель тормозов
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 3

Шаг 3

Рис. 5.2. Двигатель мод. ЗМЗ-40621 (вид с левой стороны): 1 – сливная пробка; 2 – масляный картер; 3 – выпускной коллектор; 4 – кронштейн опоры двигателя; 5 – кран слива охлаждающей жидкости; 6 – водяной насос; 7 – датчик лампы перегрева охлаждающей жидкости; 8 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 9 – датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем; 10 – термостат; 11 – датчик лампы аварийного падения давления масла; 12 – датчик указателя давления масла (устанавливают на двигатели автомобилей с комбинацией приборов старого образца); 13 – шланг вентиляции картера; 14 – указатель (щуп) уровня масла; 15 – катушки зажигания; 16 – датчик фазы; 17 – теплоизоляционный экран
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 4

Шаг 4

Рис. 5.3. Двигатель мод. ЗМЗ-40621 (вид с правой стороны): 1 – диск синхронизации; 2 – датчик частоты вращения и синхронизации (положения коленчатого вала); 3 – масляный фильтр; 4 – стартер; 5 – датчик детонации; 6 – трубка слива охлаждающей жидкости; 7 – датчик температуры воздуха; 8 – впускная труба; 9 – ресивер впускной трубы; 10 – катушка зажигания; 11 – регулятор холостого хода; 12 – дроссельный узел; 13 – гидронатяжитель цепи; 14 – генератор
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 5

Шаг 5

Рис. 5.4. Поперечный разрез двигателя мод. ЗМЗ-40621: 1 – масляный картер; 2 – приемник масляного насоса; 3 – масляный насос; 4 – привод масляного насоса; 5 – шестерня промежуточного вала; 6 – блок цилиндров; 7 – впускная труба; 8 – ресивер; 9 – распределительный вал впускных клапанов; 10 – впускной клапан; 11 – крышка клапанов; 12 – распределительный вал выпускных клапанов; 13 – указатель уровня масла; 14 – гидравлический толкатель клапана; 15 – наружная пружина клапана; 16 – направляющая втулка клапана; 17 – выпускной клапан; 18 – головка блока цилиндров; 19 – выпускной коллектор; 20 – поршень; 21 – поршневой палец; 22 – шатун; 23 – коленчатый вал; 24 – крышка шатуна; 25 – крышка коренного подшипника; 26 – сливная пробка; 27 – корпус толкателя; 28 – направляющая втулка; 29 – корпус компенсатора; 30 – стопорное кольцо; 31 – поршень компенсатора; 32 – шариковый клапан; 33 – пружина шарикового клапана; 34 – корпус шарикового клапана; 35 – разжимная пружина

Шаг 6

Конструкция двигателя ЗМЗ-40621 представляет собой результат модернизации двигателей ЗМЗ-4061 и ЗМЗ-4063 и отличается следующими основными конструктивными изменениями:
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 7

Шаг 7

– вместо башмаков гидравлических натяжителей цепей привода распределительных валов установлены две звездочки на поворотных рычагах;

Шаг 8

– вместо удлинителя оси рычага устройства натяжения верхней цепи установлена проставка, закрепленная двумя болтами на блоке цилиндров;
– на заднем торце распределительного вала выпускных клапанов установлена пластина датчика фаз;
– на распределительном валу впускных клапанов нет кулачка привода топливного насоса;
– на выпускном коллекторе установлен теплозащитный экран. На часть автомобилей в систему выпуска отработавших газов устанавливают каталитический нейтрализатор и датчик концентрации кислорода.

Шаг 9

Блок цилиндров отлит из серого чугуна. Между цилиндрами имеются каналы для охлаждающей жидкости. Цилиндры выполнены без вставных гильз. В нижней части блока цилиндров находятся пять опор коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна и прикреплены к блоку двумя болтами каждая. Крышки подшипников обрабатывают в сборе с блоком цилиндров, поэтому их нельзя менять местами. На всех крышках, кроме крышки третьего подшипника, выбиты их порядковые номера. Крышка третьего подшипника в сборе с блоком цилиндров обработана по торцам для установки полуколец упорного подшипника. К торцам блока цилиндров болтами прикреплены крышка цепи и держатель заднего сальника с сальниками коленчатого вала. Снизу к блоку цилиндров прикреплен масляный картер. Сверху на блоке установлена головка блока цилиндров, отлитая из алюминиевого сплава. В ней установлены впускные и выпускные клапаны. На каждый цилиндр имеется по четыре клапана: два впускных и два выпускных. Впускные клапаны расположены с правой стороны головки, а выпускные – с левой. Привод клапанов осуществляется двумя распределительными валами через гидротолкатели. Применение гидротолкателей исключает необходимость регулировки зазоров в приводе клапанов, так как они автоматически компенсируют зазор между кулачками распределительных валов и стержнями клапанов.
В головке блока цилиндров с большим натягом установлены седла и направляющие втулки клапанов. В нижней части головки блока выполнены камеры сгорания, в верхней – расположены опоры распределительных валов. На опорах установлены алюминиевые крышки. Передняя крышка является общей для опор впускного и выпускного распределительных валов. В этой крышке установлены пластмассовые упорные фланцы, которые входят в проточки на шейках распределительных валов. Крышки обрабатывают в сборе с головкой блока, поэтому их нельзя менять местами. На всех крышках, кроме передней, выбиты порядковые номера. Схема установки крышек показана на рис. 5.5. Сверху головка блока цилиндров закрыта крышкой, отлитой из алюминиевого сплава.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 10

Шаг 10

Рис. 5.5. Схема установки крышек распределительных валов двигателя ЗМЗ-40621

Шаг 11

Распределительные валы отлиты из чугуна. Профили кулачков впускного и выпускного валов одинаковые. Кулачки смещены на 1,0 мм относительно оси гидротолкателей, что при работе двигателя заставляет гидротолкатели вращаться. Это уменьшает износ поверхности гидротолкателя и делает его равномерным. Привод распределительных валов осуществлен двумя двухрядными втулочными цепями. Нижняя цепь (первой ступени) приводит во вращение от коленчатого вала промежуточный вал, а верхняя цепь (второй ступени) приводит во вращение от промежуточного вала распределительные валы. Натяжение цепей обеспечивается двумя гидронатяжителями.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На днище поршня выполнены четыре углубления под клапаны, которые предотвращают удары поршня по клапанам при нарушении фаз газораспределения. Чтобы правильно установить поршень в цилиндр, на боковой стенке у бобышки под поршневой палец отлита надпись: «Перед». Поршень устанавливают в цилиндр так, чтобы эта надпись была обращена к передней части двигателя. На каждом поршне установлены два компрессионных и одно маслосъемное кольца. Компрессионные кольца отлиты из чугуна. Бочкообразная рабочая поверхность верхнего кольца покрыта слоем пористого хрома, что улучшает приработку кольца. Рабочая поверхность нижнего кольца покрыта слоем олова. На внутренней поверхности нижнего кольца имеется проточка. Кольцо нужно устанавливать на поршень этой проточкой вверх, к днищу поршня. Маслосъемное кольцо состоит из трех элементов: двух стальных дисков и расширителя. Поршень прикреплен к шатуну с помощью поршневого пальца «плавающего типа», т. е. палец не закреплен неподвижно ни в поршне, ни в шатуне. От перемещения в осевом направлении палец удерживают два пружинных стопорных кольца, которые установлены в канавках бобышек поршней.
Шатуны стальные кованые со стержнем двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Нижняя головка шатуна имеет крышку, прикрепленную двумя болтами. Гайки шатунных болтов имеют самостопорящуюся резьбу и поэтому дополнительно не стопорятся. Крышки шатунов обрабатывают в сборе с шатуном, и поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой. На шатунах и крышках шатунов выбиты номера соответствующих цилиндров. Для охлаждения днища поршня маслом в стержне шатуна и верхней головке выполнены отверстия. В нижнюю головку шатуна устанавливают тонкостенные вкладыши.
Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна. Вал имеет восемь противовесов. От осевого перемещения его удерживают упорные полукольца, установленные на средней шейке. К заднему концу коленчатого вала прикреплен маховик. В отверстие маховика вставлены распорная втулка и опорный подшипник носка первичного вала коробки передач.
Шкив водяного насоса приводится во вращение вместе со шкивом генератора поликлиновым ремнем (GPK 1220) от шкива коленчатого вала. Натяжение ремня регулируют изменением положения натяжного ролика. Таким же ремнем, но несколько большей длины приводятся во вращение шкивы водяного насоса, генератора и насосов гидроусилителя рулевого управления и климатической установки (если усилитель и установка имеются на автомобиле).
При известном навыке и внимательности многие неисправности двигателя и его систем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Синий дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дымление – признак сильного износа деталей цилиндропоршневой группы. Появление дыма при перегазовках, после длительного прокручивания стартером, после долгой работы на холостом ходу или сразу после торможения двигателем указывает, как правило, на износ маслослосъемных колпачков клапанов. Черный дым – слишком богатая смесь из-за нарушений работы системы управления двигателя. Сизый дым с примесью влаги (особенно после перегрева двигателя) означает, что охлаждающая жидкость попала в камеру сгорания через поврежденную прокладку головки блока цилиндров. При сильном повреждении этой прокладки жидкость иногда попадает и в масляный поддон, при этом уровень масла резко повышается, а само масло превращается в мутную белесую эмульсию. Белый дым, особенно при непрогретом двигателе или в холодную погоду, – нормальное явление.
Довольно часто можно увидеть стоящий посреди городской пробки автомобиль с открытым капотом, испускающий клубы пара. Перегрев. Лучше, конечно, этого не допускать, чаще поглядывая на указатель температуры. Но никто не застрахован от того, что может неожиданно отказать термостат или просто потек Тосол. Если вы упустили момент перегрева, не паникуйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные последствия. Никогда сразу же не глушите двигатель – он получит тепловой удар и, возможно, остыв, вообще не станет заводиться. Остановившись, дайте ему работать на холостых оборотах, при этом в системе сохранится циркуляция жидкости. Включите на максимальную мощность отопитель и откройте капот. Если есть возможность, поливайте радиатор холодной водой. Только добившись снижения температуры, остановите двигатель. Но никогда сразу не открывайте пробку расширительного бачка – на перегретом двигателе гейзер из-под открытой пробки обеспечен. Не спешите, дайте всему остыть, и вы сохраните здоровье машины и ваше собственное.
Практически во всех инструкциях к автомобилю содержится рекомендация при пуске двигателя обязательно выжать сцепление. Эта рекомендация оправдана только в случае пуска в сильный мороз, чтобы не тратить энергию аккумулятора на проворачивание валов и шестерен коробки передач в загустевшем масле. В остальных случаях – это просто рекомендация для того, чтобы автомобиль не тронулся, если по забывчивости включена передача. Этот прием вреден для двигателя, так как при выжатом сцеплении через него на упорный подшипник коленчатого вала передается значительное усилие, а при пуске (особенно холодном) смазка к нему долго не поступает. Подшипник быстро изнашивается, коленчатый вал получает осевой люфт, и трогание с места начинает сопровождаться сильной вибрацией. Чтобы не портить двигатель, возьмите в привычку проверять перед пуском положение рычага переключения передач и пускать двигатель при затянутом ручном тормозе, не выжимая сцепление без крайней необходимости.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 12

Шаг 12

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 13

Шаг 13

Шаг 14


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!