Шаг 3
Диски передних тормозных механизмов вентилируемые. Они установлены на ступицы и прикреплены колесными болтами. Тормозной суппорт плавающего типа крепится двумя болтами к поворотному кулаку. Для защиты рабочих поверхностей диска установлен тормозной щит, препятствующий попаданию в тормозные механизмы грязи и влаги. Тормозные колодки заднего тормозного механизма приводятся в действие одним рабочим цилиндром двустороннего действия. Соединение упорных колец, вставленных с натягом в цилиндр, и поршней выполняет функцию автоматического устройства, поддерживающего постоянный зазор между фрикционными накладками колодок (по мере их износа) и рабочей поверхностью барабана. В нижние отверстия тормозных колодок вставлены регулировочные эксцентрики для установки тормозных колодок в правильное положение после замены. За счет разрежения, возникающего во впускной трубе двигателя, вакуумный усилитель при торможении создает дополнительное усилие на толкатель поршня главного тормозного цилиндра. Создаваемое воздействие на толкатель поршня пропорционально усилию, прикладываемому к педали тормоза. Вакуумный усилитель соединен с впускной трубой через шланг и обратный клапан, который удерживает разрежение в усилителе при падении разрежения во впускной трубе двигателя. В передний торец толкателя усилителя ввернут регулировочный болт с контргайкой, обеспечивающий требуемый зазор для правильной работы главного тормозного цилиндра. Главный тормозной цилиндр типа «тандем», снабженный двумя раздельными камерами сжатия, создает давление в двух независимых контурах передних и задних тормозов. Первая камера управляет цилиндрами задних тормозов, вторая – цилиндрами передних тормозов. Полость бачка главного цилиндра разделена на два отсека, каждый из которых питает одну из камер главного цилиндра. В крышке бачка установлен датчик уровня тормозной жидкости. Лампа, загорающаяся по его сигналу, показывает, что герметичность тормозной системы нарушена. Регулятор давления в гидроприводе задних тормозов при торможении корректирует давление тормозной жидкости в рабочих цилиндрах задних тормозных механизмов, исключая возможность блокировки задних колес раньше передних. Регулятор закреплен на днище кузова и через нагрузочную пружину реагирует на нагрузку заднего моста.
Предельно допустимые значения и регулировочные параметры тормозной системы подробно описаны в разд. «Техническое обслуживание» и приложении 2.
Слишком малый свободный ход свидетельствует о заедании рабочего цилиндра, обусловливает повышенный расход топлива и ускоренный износ тормозных колодок, слишком большой свободный ход – признак сверхнормативных зазоров в механизме педали или нарушения герметичности тормозной системы. Если свободный ход уменьшается при многократном нажатии на педаль, т.е. она становится «жестче», в системе воздух. Если полный ход педали тормоза начинает увеличиваться в течение длительного удержания ее в нажатом положении, система негерметична.
Если при торможении педаль тормоза начинает вибрировать, чаще всего дело в короблении тормозных дисков. К сожалению, в такой ситуации их надо только менять, причем сразу оба.
Если при торможении машину начинает тянуть в сторону, проверьте рабочие цилиндры: возможно, потребуется их ремонт или замена.
Если в передней подвеске появился стук, пропадающий при торможении, проверьте затяжку двух болтов крепления суппорта.
После замены тормозных колодок до начала движения обязательно несколько раз нажмите на педаль тормоза поршни в рабочих цилиндрах должны встать на место.