Разборка и ремонт коробки передач требуются при следующих неисправностях. 1. Повышенный шум в коробке передач: – износ подшипников; – износ зубьев шестерен и синхронизаторов; – осевое перемещение валов. 2. Затрудненное переключение передач: – износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле; – деформация рычага переключения передач; – заусенцы, загрязнение гнезд штоков, деформация, заклинивание блокировочных сухарей; – загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы; – деформация вилок переключения передач. 3. Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач: – износ фиксаторов, поломка пружин фиксаторов; – износ блокирующего кольца синхронизатора; – поломка пружины синхронизатора; – износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора. 4. Пониженный уровень или утечка масла: – износ сальников первичного и вторичного валов; – ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок.
Перечисленные неисправности могут быть вызваны и другими причинами, для устранения которых не требуются снятие и разборка коробки передач. Поскольку работы по снятию и разборке коробки передач весьма трудоемки, уделите пристальное внимание диагностике неисправностей и убедитесь в безусловной необходимости ремонта.
Шаг 2
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 12», «на 13» и «на 24», отвертка, молоток, выколотка из мягкого металла. 1. Снимите коробку передач (см. «СНЯТИЕ И УСТАНОВКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ»). 2. Очистите коробку передач от грязи и вымойте ее снаружи. 3. Выверните пробки маслоналивного и маслосливного отверстий и слейте масло из коробки передач, если не сделали это раньше.
Шаг 3
4. Снимите муфту подшипника выключения сцепления вместе с подшипником и поролоновое кольцо А с направляющей втулки.
Шаг 4
5. Выверните выключатель света заднего хода...
Шаг 5
6. ...и снимите его.
Шаг 6
Во избежание утечки масла через прокладку выключателя света заднего хода заменяйте прокладку новой независимо от ее состояния при каждом снятии выключателя. Если нет возможности установить новую прокладку, а старая не имеет механических повреждений, то возможно ее повторное использование. Для этого перед установкой тщательно обезжирьте поверхность прокладки и нанесите на них тонкий слой герметика.
Шаг 7
7. Отогните держатель и выньте жгут проводов.
Шаг 8
8. Завод-изготовитель опломбирует датчик скорости на новых автомобилях, поэтому для снятия датчика перекусите бокорезами стальную проволоку и снимите пломбу.
11. ...и извлеките датчик из картера коробки передач, поворачивая его из стороны в сторону ключом.
Шаг 12
12. Выверните два болта крепления задней опоры силового агрегата...
Шаг 13
13. ...и снимите опору вместе с ее кронштейном.
Шаг 14
14. Отверните кронштейн крепления приемной трубы к коробке передач...
Шаг 15
15. ...и снимите кронштейн А вместе с его подушками Б.
Шаг 16
16. Выверните сапун.
Шаг 17
17. Выверните четыре болта А и снимите корпус Б рычага переключения передач с прокладкой.
Шаг 18
18. Выверните три болта и снимите крышку подшипника первичного вала с направляющей втулкой подшипника выключения сцепления.
Шаг 19
19. Выверните болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на переднем картере коробки передач.
Шаг 20
20. Снимите стопорное кольцо подшипника с первичного вала, если его необходимо заменить.
Шаг 21
21. Выверните десять болтов по периметру крепления переднего картера коробки передач к заднему картеру.
Шаг 22
22. Разъедините передний и задний картеры коробки передач. Для этого зажмите удлинитель в тиски с мягкими накладками на губках и ударяйте медным молотком по приливам с отверстиями для крепления коробки передач к картеру сцепления или через выколотку из мягкого металла по выступающим кромкам фланца переднего картера. Выполняйте операцию аккуратно, чтобы не повредить прокладку.
Не разъединяйте картеры, нанося удары по первичному валу, – это неизбежно приведет к повреждению синхронизатора.
Шаг 23
23. Выверните два болта А крепления и снимите пластину Б фиксаторов штоков с прокладкой.
Шаг 24
24. Выньте три пружины фиксаторов.
Шаг 25
25. Передвиньте шток включения V передачи и передачи заднего хода в положение заднего хода.
Шаг 26
26. Выверните стопорные болты крепления вилок переключения к штокам.
Шаг 27
27. Промаркируйте вилки переключения передач (их принадлежность к штокам и ориентацию). Выбейте штоки выколоткой из мягкого материала и снимите их. Первым снимают шток В включения V передачи и передачи заднего хода, вторым – шток Б включения I и II передач, а последним – шток А включения III и IV передач. При снятии штока включения III и IV передач проследите за тем, чтобы не потерять стопорный палец. Снимите вилки переключения I и II, III и IV передач со скользящих муфт синхронизаторов.
Шаг 28
Обратите внимание на то, что в отверстие штока вставлен промежуточный штифт блокировки одновременного включения передач. Не потеряйте его.
Шаг 29
28. Выньте шарики фиксаторов, подставив руку и протолкнув их отверткой через отверстия внутрь картера.
Шаг 30
29. Выньте два стопорных плунжера специальным инструментом или крючком из проволоки.
Шаг 31
30. Если необходимо разобрать шток включения V передачи и передачи заднего хода, то сначала выверните стопорный болт 4, а затем снимите со штока головку 3, блокировочную втулку 2 и пружину 1.
Шаг 32
31. Выверните болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на заднем картере коробки передач.
Шаг 33
32. Разожмите щипцами стопорное кольцо заднего подшипника вторичного вала и, ударяя выколоткой из мягкого материала по торцу, выпрессуйте вторичный вал.
Шаг 34
33. Выньте из заднего картера коробки передач одновременно вторичный вал в сборе с первичным, промежуточный вал и ось промежуточной шестерни заднего хода.
Шаг 35
34. Убедитесь в том, что синхронизатор III и IV передач установлен в нейтральное положение.
Шаг 36
35. Аккуратно разъедините первичный и вторичный валы, не забывая о том, что насыпные ролики (14 шт.) переднего подшипника вторичного вала могут выпасть из гнезда первичного вала.
Шаг 37
36. Если в процессе эксплуатации обнаружена утечка масла из коробки передач через сальники, замените дефектные сальники.