Основные неисправности, для устранения которых необходимо снимать коробку передач с автомобиля: – повышенный (по сравнению с привычным) шум; – затрудненное переключение передач; – самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач; – утечка масла через уплотнения и прокладки. Кроме того, коробку передач необходимо снимать для замены сцепления, переднего подшипника первичного вала коробки передач, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя.
Работа по снятию и установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь в том, что ее неисправности не вызваны иными причинами (например, недостаточный уровень масла, неисправность привода выключения сцепления, ослабление крепления коробки и ее крышек).
Шаг 2
Поскольку коробка передач довольно тяжелая (около 32 кг), снимайте и устанавливайте ее с помощником. Вам потребуются: ключи «на 14», «на 19», «на 22», «на 27», шестигранный ключ «на 12» для выворачивания пробки сливного отверстия картера коробки передач, отвертка, пассатижи. 1. Установите автомобиль на смотровую канаву или подъемник. 2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
8. Выверните наизнанку чехол и приподнимите его вверх по рычагу.
Шаг 9
9. На автомобилях выпуска с мая 2007 года отверните рукоятку рычага управления коробкой передач...
Шаг 10
10. ...поддев отверткой...
Шаг 11
11. ...извлеките рамку чехла рычага управления коробкой передач из облицовки тоннеля пола...
Шаг 12
12. ...и снимите чехол с рычага.
Дальнейшие операции по снятию коробки передач одинаковы для автомобилей всех лет выпусков.
Шаг 13
13. При необходимости можно снять стержень рычага переключения передач, поддев острым инструментом запорную втулку...
Шаг 14
14. ...выньте ее.
Шаг 15
15. Снимите верхнюю часть рычага. На стержне рычага останутся запорная втулка, нижняя подушка рычага и распорная втулка.
В верхней части рычага останется упорный конус и верхняя подушка рычага. Если при работе двигателя замечена повышенная вибрация верхней части рычага, извлеките верхнюю подушку и проверьте ее состояние.
Шаг 16
16. Отверните колпак рычага. Если колпак невозможно отвернуть рукой, воспользуйтесь раздвижными пассатижами.
Шаг 17
17. Снимите колпак.
Шаг 18
18. Выньте вверх стержень рычага переключения передач в сборе с запорной втулкой, нижней подушкой рычага и распорной втулкой.
Шаг 19
19. На снятом стержне 1 рычага переключения передач, разжав отверткой лепестки распорной втулки 6, снимите втулку, а также нижнюю подушку 5 рычага, распорную втулку 4, седло 3 пружины и пружину 2 рычага.
Шаг 20
Перед установкой верхней части рычага установите в него все снятые детали в обратной последовательности. Насадите верхнюю часть рычага на стержень ударом ладони по рукоятке рычага до защелкивания запорной втулки.
Шаг 21
20. Снимите внутренний защитный чехол.
Шаг 22
21. Выверните болт и отсоедините приемную трубу от кронштейна коробки передач.
Шаг 23
22. Отсоедините приемную трубу от глушителя и снимите ее с автомобиля (см. «ЗАМЕНА ПРИЕМНОЙ ТРУБЫ»).
24. Отсоедините колодку жгута проводов от выключателя света заднего хода.
Шаг 26
На автомобилях выпуска до мая 2007 года провода выключателя света заднего хода не были объединены в колодку. Их нужно отсоединять от контактов выключателя по отдельности.
Шаг 27
25. Отсоедините колодку с проводами от датчика скорости, отжав фиксатор ее крепления.
Шаг 28
26. Выверните два болта крепления рабочего цилиндра сцепления к картеру сцепления и снимите цилиндр, не отсоединяя его от шланга (цилиндр остается висеть на шланге).
Шаг 29
27. Снимите вилку выключения сцепления вместе с рамкой и чехлом.
Шаг 30
28. Отверните четыре гайки крепления коробки передач к картеру сцепления.
Верхние гайки крепления коробки передач удобнее отворачивать головкой, надетой на карданный шарнир с удлинителем.
Шаг 31
29. Выверните четыре болта крепления кронштейна задней опоры силового агрегата к кузову.
Для того чтобы при отсоединении задней опоры двигатель не наклонялся чрезмерно назад, вставьте деревянный брусок между блоком цилиндров и моторным щитом кузова.
Шаг 32
30. Снимите коробку передач, сдвигая ее назад и одновременно поворачивая по часовой стрелке. Операцию выполняйте аккуратно, чтобы не повредить первичным валом детали сцепления. 31. Установите новую коробку передач на автомобиль в порядке, обратном снятию. Залейте масло (см. «ПРОВЕРКА УРОВНЯ И ДОЛИВКА МАСЛА В КОРОБКУ ПЕРЕДАЧ»).
Перед установкой коробки передач нанесите тонкий слой смазки ЛСЦ-15 или Литол-24 на шлицевую часть первичного вала и включите I или III передачу (если не снимали рычаг переключения передач). После установки коробки передач, устанавливая приемную трубу, сначала затяните гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору, а затем гайку болта крепления к кронштейну на коробке передач.