Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка с плоским лезвием, набор плоских щупов. Для компенсации теплового расширения клапана на двигателе 4G63S4M конструктивно задан зазор между торцом клапана и регулировочным болтом, ввернутым в одно из плеч коромысла привода клапана. При увеличенном зазоре клапаны не будут полностью открываться, при уменьшенном – полностью закрываться. О необходимости регулировки зазоров в приводе клапанов свидетельствует отчетливый громкий стук, слышный при работе двигателя на холостом ходу с места водителя при закрытом капоте. Увеличенные зазоры не приводят к аварийным поломкам двигателя, но вызывают усиленный износ деталей клапанного механизма. Помимо этого при увеличенных зазорах впускных клапанов ухудшается наполнение цилиндров горючей смесью и, как следствие, снижается мощность двигателя. При полном отсутствии зазоров у выпускных клапанов, помимо неровной работы и снижения мощности двигателя из-за уменьшения компрессии в цилиндрах, возможно обгорание тарелок этих клапанов и их седел из-за перегрева, так как не садящийся плотно в седло клапан плохо охлаждается. Зазор измеряют на холодном двигателе (при температуре +20 °С) между торцом клапана и наконечником регулировочного болта при полностью закрытых клапанах. Номинальный зазор для впускных клапанов 0,11–0,20 мм, для выпускных – 0,20–0,30 мм.
Вильчатое коромысло выпускных клапанов одновременно воздействует на два выпускных клапана. Каждое из обычных коромысел впускных клапанов воздействует на один впускной клапан.
Шаг 2
1. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия (см. «УСТАНОВКА ПОРШНЯ ПЕРВОГО ЦИЛИНДРА В ПОЛОЖЕНИЕ ВМТ ТАКТА СЖАТИЯ»). В этом положении будут закрыты все четыре клапана 1-го цилиндра, оба выпускных клапана 2-го цилиндра и оба впускных клапана 3-го цилиндра и зазоры между торцами клапанов и наконечниками регулировочных болтов будут максимальными.
Отсчет цилиндров ведется от шкива коленчатого вала.
3. Ослабьте затяжку контргайки регулировочного болта одного из коромысел, удерживая болт от проворачивания отверткой. Вставьте щуп в зазор между торцом клапана и наконечником регулировочного болта.
Шаг 5
4. Удерживая от проворачивания контргайку, вращайте регулировочный болт по часовой стрелке до того момента, когда щуп в зазоре можно будет перемещать с легким усилием.
Не вворачивайте регулировочный болт до момента полного защемления щупа, так как клапан при этом начнет перемещаться и зазор окажется заведомо меньше нормы.
Шаг 6
5. Удерживая от проворачивания регулировочный болт, затяните контргайку и проверьте зазор. При необходимости повторите регулировку. 6. Аналогично отрегулируйте зазор для остальных клапанов цилиндров, перечисленных в п. 2.
Шаг 7
7. Проверните коленчатый вал ровно на один оборот, совместив метки на шкиве коленчатого вала и на приливе нижней крышки привода газораспределительного механизма. В этом положении будут закрыты все четыре клапана 4-го цилиндра, оба впускных клапана 2-го цилиндра и оба выпускных клапана 3-го цилиндра и зазоры между торцами клапанов и наконечниками регулировочных болтов будут максимальными.
Шаг 8
8. Отрегулируйте зазоры между торцами клапанов и наконечниками регулировочных болтов для всех клапанов цилиндров, перечисленных в п. 7. 9. Установите крышку головки блока цилиндров и все снятые детали в порядке, обратном снятию. При необходимости замените сильно обжатую прокладку крышки.