На автомобилях применяется система распределенного впрыска топлива с обратной связью. Распределенным впрыск называется потому, что топливо впрыскивается в каждый цилиндр отдельной форсункой. Система впрыска топлива позволяет снизить токсичность отработавших газов при улучшении динамических качеств автомобиля. В этом разделе лишь кратко описаны неисправности системы впрыска, вызванные отказом тех или иных датчиков. Порядок снятия и установки узлов системы питания приведен в подразделах «Система питания двигателя», и «Система управления двигателем». В системе впрыска с обратной связью используются датчики концентрации кислорода которые и обеспечивает обратную связь.
Шаг 2
ПРЕЖДЕ ЧЕМ СНИМАТЬ ЛЮБЫЕ УЗЛЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВПРЫСКОМ, ОТСОЕДИНИТЕ ПРОВОД ОТ КЛЕММЫ «МИНУС» АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ. АККУМУЛЯТОРНУЮ БАТАРЕЮ ОТКЛЮЧАЙТЕ ТОЛЬКО ПРИ ВЫКЛЮЧЕННОМ ЗАЖИГАНИИ. НЕ ПУСКАЙТЕ ДВИГАТЕЛЬ, ЕСЛИ НАКОНЕЧНИКИ ПРОВОДОВ НА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕ ПЛОХО ЗАТЯНУТЫ. НИКОГДА НЕ ОТСОЕДИНЯЙТЕ АККУМУЛЯТОРНУЮ БАТАРЕЮ ОТ БОРТОВОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЯ ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ. ПРИ ЗАРЯДКЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ОТСОЕДИНЯЙТЕ ЕЕ ОТ БОРТОВОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЯ. НЕ ДОПУСКАЙТЕ НАГРЕВА ЭЛЕКТРОННОГО БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ (ЭБУ) ВЫШЕ 65 °С В РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ И ВЫШЕ 80 °С – В НЕРАБОЧЕМ (НАПРИМЕР, В СУШИЛЬНОЙ КАМЕРЕ). ЕСЛИ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ПРЕВЫШЕНИЕ ЭТОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ, НАДО СНЯТЬ ЭБУ С АВТОМОБИЛЯ. НЕ ОТСОЕДИНЯЙТЕ ОТ ЭБУ И НЕ ПРИСОЕДИНЯЙТЕ К НЕМУ РАЗЪЕМЫ ЖГУТА ПРОВОДОВ ПРИ ВКЛЮЧЕННОМ ЗАЖИГАНИИ. ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ СВАРКИ НА АВТОМОБИЛЕ ОТСОЕДИНЯЙТЕ ПРОВОДА ОТ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ И РАЗЪЕМЫ ПРОВОДОВ ОТ ЭБУ. ВСЕ ИЗМЕРЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ВЫПОЛНЯЙТЕ ЦИФРОВЫМ ВОЛЬТМЕТРОМ, ВНУТРЕННЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ КОТОРОГО НЕ МЕНЕЕ 10 МОМ. ЭЛЕКТРОННЫЕ УЗЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СИСТЕМЕ ВПРЫСКА, РАССЧИТАНЫ НА ОЧЕНЬ МАЛОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, ПОЭТОМУ ИХ ЛЕГКО МОЖЕТ ПОВРЕДИТЬ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ РАЗРЯД. ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ ПОВРЕЖДЕНИЙ ЭБУ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИМ РАЗРЯДОМ: – НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ РУКАМИ К КОНТАКТАМ ЭБУ ИЛИ ЭЛЕКТРОННЫМ КОМПОНЕНТАМ НА ЕГО ПЛАТАХ; – ПРИ РАБОТЕ С ПРОГРАММИРУЕМЫМ ПОСТОЯННЫМ ЗАПОМИНАЮЩИМ УСТРОЙСТВОМ (ППЗУ) БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ НЕ ДОТРАГИВАЙТЕСЬ ДО ВЫВОДОВ МИКРОСХЕМЫ. НЕ ДОПУСКАЙТЕ РАБОТУ ДВИГАТЕЛЯ С НЕЙТРАЛИЗАТОРОМ НА ЭТИЛИРОВАННОМ БЕНЗИНЕ – ЭТО ПРИВЕДЕТ К БЫСТРОМУ ВЫХОДУ ИЗ СТРОЯ НЕЙТРАЛИЗАТОРА И ДАТЧИКА КОНЦЕНТРАЦИИ КИСЛОРОДА. ПРИ РАБОТЕ В ДОЖДЛИВУЮ ПОГОДУ НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПОПАДАНИЯ ВОДЫ НА ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМ ВПРЫСКА ТОПЛИВА И УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ.
Шаг 3
Управляющий датчик Б концентрации кислорода установлен перед каталитическим нейтрализатором отработавших газов. Датчик отслеживает содержание кислорода в отработавших газах, а электронный блок управления по его сигналам поддерживает такое соотношение воздуха и топлива, при котором нейтрализатор работает наиболее эффективно. Диагностический датчик А концентрации кислорода установлен в корпусе каталитического нейтрализатора и контролирует состояние нейтрализатора.
Шаг 4
Проверку системы впрыска проводите в следующем порядке. 1. Проверьте соединения с «массой» двигателя и аккумуляторной батареи. 2. Проверьте топливный фильтр и топливный насос.
Шаг 5
3. Проверьте реле включения бензонасоса. Оно установлено в монтажном блоке под панелью приборов.
Шаг 6
4. Проверьте главное реле системы впрыска. Оно установлено в монтажном блоке в подкапотном пространстве.
Шаг 7
5. Проверьте датчики системы впрыска.
Шаг 8
Большинство неисправностей системы впрыска топлива вызвано отказом следующих ее датчиков (расположение и замена датчиков описаны в разд. «Электрооборудование»):
Шаг 9
– датчик положения коленчатого вала – полный отказ системы впрыска, двигатель не пускается;
Шаг 10
– комбинированный датчик массового расхода и температуры поступающего воздуха – увеличение расхода топлива, значительное ухудшение динамики, проблемы с пуском двигателя;
Шаг 11
– датчик положения дроссельной заслонки – потеря мощности, рывки и провалы при разгоне, неустойчивая работа в режиме холостого хода;
Шаг 12
– датчик контроля температуры охлаждающей жидкости на блоке цилиндров – неверные показания температуры указателя в комбинации приборов;
Шаг 13
– датчик температуры охлаждающей жидкости в радиаторе – трудности с пуском в мороз: приходится прогревать двигатель, поддерживая обороты педалью акселератора, при перегреве существенно снижается мощность, появляется детонация, несвоевременно включается и выключается электровентилятор системы охлаждения;
Шаг 14
– датчик детонации – двигатель становится очень чувствителен к качеству бензина, появляется повышенная склонность к детонации;
Шаг 15
– управляющий датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд) – увеличение расхода топлива, снижение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу. Возможно повреждение каталитического нейтрализатора отработавших газов;
…и ведомом валах АКП – возможно ухудшение динамических качеств автомобиля и увеличение расхода топлива. Оба датчика скорости расположены на стороне коробки передач, обращенной к моторному щиту, разделяющему моторный отсек и салон автомобиля.