Шаг 5
Система ABS обеспечивает следующие преимущества:
– объезд препятствий с более высокой степенью безопасности, в том числе и при экстренном торможении;
– сокращение тормозного пути при экстренном торможении с сохранением курсовой устойчивости и управляемости автомобиля, в том числе и в повороте.
Гидроэлектронный модуль управления получает информацию о скорости движения автомобиля, направлении движения и дорожных условиях от датчиков частоты вращения колес. После включения зажигания модуль ABS подает напряжение на датчики.
На автомобиле применяются датчики индуктивного типа. Сигнал, выдаваемый датчиком, изменяется пропорционально частоте вращения импульсного кольца датчика. На основе этой информации модуль определяет оптимальный режим торможения колес.
Различают следующие режимы работы антиблокировочной системы:
– режим нормального торможения. При нормальном торможении электромагнитный клапан обесточен, входной клапан открыт, выходной клапан закрыт. При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость под давлением подается в рабочий цилиндр через электромагнитный клапан и приводит в действие тормозные механизмы колес. При отпускании педали тормоза тормозная жидкость возвращается в главный тормозной цилиндр через входной и обратный клапаны;
– режим экстренного торможения. Если при экстренном торможении начинается блокировка колеса, модуль выдает на электромагнитный клапан команду на уменьшение подачи тормозной жидкости, затем напряжение подается на каждый электромагнитный клапан. Входной клапан закрывается, подача тормозной жидкости из главного цилиндра перекрывается; выходной клапан открывается, тормозная жидкость поступает из рабочего цилиндра в главный, а затем в бачок, что вызывает снижение давления;
– режим поддержания давления. При максимальном снижении давления в рабочем цилиндре модуль выдает на электромагнитный клапан команду на поддержание давления тормозной жидкости, напряжение подается на входной клапан и не подается на выходной клапан. При этом входной и выходной клапаны закрыты и тормозная жидкость из рабочего цилиндра не уходит;
– режим повышения давления. Если модуль определяет, что колесо не заблокировано, то он обесточивает электромагнитный клапан. Напряжение на электромагнитные клапаны не подается, тормозная жидкость через входной клапан поступает в рабочий цилиндр, в котором возрастает давление.
Гидроэлектронный модуль ABS и датчики частоты вращения колес используются и в других системах повышения активной безопасности. Так, в системе распределения тормозного усилия модуль по сигналам датчиков частоты вращения колес оценивает изменение нагрузки, приходящейся на каждое колесо, и соответственно изменяет давление в тормозных трубопроводах.
В противобуксовочной системе (ее функции выполняет система VSА) этот же модуль с помощью датчиков частоты вращения отслеживает пробуксовку колес и в случае необходимости подтормаживает буксующее колесо, поднимая давление в его тормозном трубопроводе. Кроме того, в этом случае гидроэлектронный модуль подает блоку управления двигателем сигнал на снижение крутящего момента. При срабатывании системы VSА в комбинации приборов мигает контрольная лампа состояния противобуксовочной системы.
В электронной системе экстренного торможения по сигналам датчика давления, установленного в гидроэлектронном модуле, распознается резкое нажатие на педаль тормоза. Вследствие этого модуль создает в тормозных механизмах максимально возможное тормозное усилие (режим экстренного торможения).
В системе динамической стабилизации (VSА) гидроэлектронный модуль анализирует сигналы датчиков частоты вращения колес, а также датчика угловых и линейных ускорений автомобиля и датчика угла поворота рулевого колеса. По сигналам датчиков гидроэлектронный модуль определяет возникновение сноса передней или заноса задней оси автомобиля. В случае сноса передней оси модуль корректирует траекторию движения автомобиля, подтормаживая оба передних колеса и заднее колесо с внутренней стороны поворота, а также подавая блоку управления двигателем сигнал на снижение крутящего момента. При заносе задней оси траектория корректируется подтормаживанием переднего колеса с наружной стороны поворота, а если необходимо – и обоих задних колес. Одновременно гидроэлектронный модуль подает сигналы электронным блокам управления полным приводом и электроусилителем рулевого управления для перераспределения в случае необходимости тяговых усилий между осями и создания дополнительного крутящего момента на рулевом валу. При срабатывании системы VSА слышен звуковой сигнал и в комбинации приборов мигает контрольная лампа состояния противобуксовочной системы.
Для диагностики и ремонта электронных систем повышения активной безопасности требуются специальное оборудование и оснастка. Поэтому в случае выхода их из строя обращайтесь на специализированную станцию технического обслуживания. В данном подразделе описаны только работы по снятию и установке гидроэлектронного модуля ABS, а также замене датчиков частоты вращения колес.