На автомобилях применена система распределенного впрыска топлива с обратной связью. Распределенным впрыск называется потому, что топливо впрыскивается в каждый цилиндр отдельной форсункой. Система впрыска топлива позволяет снизить токсичность отработавших газов при улучшении ходовых качеств автомобиля. В этом разделе лишь кратко описаны неисправности системы впрыска, вызванные отказом тех или иных датчиков. Порядок снятия и установки узлов систем питания и управления двигателем приведен в подразделах «Система питания»; «Система управления двигателем».
Прежде чем снимать любые узлы системы впрыска топлива, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. Аккумуляторную батарею отключайте только при выключенном зажигании. Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе. Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему разъемы жгута проводов при включенном зажигании. Все измерения напряжения выполняйте цифровым вольтметром, внутреннее сопротивление которого не менее 10 МОм. Электронные узлы, применяемые в системе впрыска, рассчитаны на очень малое напряжение, поэтому их легко может повредить электростатический разряд. Для того чтобы не допустить повреждения ЭБУ электростатическим разрядом: – не прикасайтесь руками к штекерам ЭБУ или электронным компонентам на его платах; – при работе с программируемым постоянным запоминающим устройством (ППЗУ) блока управления не дотрагивайтесь до выводов микросхемы. При работе в дождливую погоду не допускайте попадания воды на электронные компоненты системы впрыска топлива.
Шаг 2
Проверку системы впрыска проводите в следующем порядке. 1. Проверьте соединение двигателя и аккумуляторной батареи с «массой». 2. Проверьте электробензонасос и топливный фильтр. 3. Проверьте предохранители и реле включения элементов системы впрыска. 4. Проверьте надежность контактов в колодках с проводами элементов системы впрыска. 5. Проверьте датчики системы впрыска. Подавляющее большинство неисправностей системы впрыска топлива бывает вызвано отказом следующих ее датчиков:
Шаг 3
– датчик положения коленчатого вала (для наглядности показан на двигателе со снятой крышкой ремня привода газораспределительного механизма) – полный отказ системы впрыска, двигатель не пускается;
Шаг 4
– датчик положения дроссельной заслонки – потеря мощности, рывки и провалы при разгоне, неустойчивая работа в режиме холостого хода;
Шаг 5
– датчик температуры охлаждающей жидкости (для наглядности показан на автомобиле со снятым корпусом воздушного фильтра) – трудности с пуском в мороз, приходится прогревать двигатель, поддерживая обороты педалью привода дроссельной заслонки, при перегреве существенно снижается мощность, возникает детонация;
Шаг 6
– датчик абсолютного давления в ресивере – при отказе датчика повышается расход топлива, значительно ухудшается динамика, возникают проблемы с пуском двигателя;
Шаг 7
– датчик скорости – возможны ухудшение динамических качеств автомобиля и повышение расхода топлива. Проверьте надежность присоединения к датчику колодки жгута проводов и очистите от окислов ее контакты;
Шаг 8
– датчик детонации – двигатель очень чувствителен к качеству бензина, повышенная склонность к детонации;
Шаг 9
– датчик концентрации кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд) (установлен на выпускном коллекторе) – увеличение расхода топлива, снижение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу, возможно повреждение каталитического нейтрализатора отработавших газов.