Внешним признаком износа маслосъемных колпачков является кратковременное появление голубого дыма из выхлопной трубы после пуска двигателя, а также при торможении двигателем после длительного движения под нагрузкой. При этом постоянное дымление обычно не наблюдается. Косвенные признаки – увеличенный расход масла при отсутствии внешних течей и замасленные электроды свечей зажигания. Если есть возможность воспользоваться источником сжатого воздуха с давлением 7–10 кгс/см2, то заменить маслосъемные колпачки можно, не снимая с двигателя головку блока цилиндров. Если источника сжатого воздуха нет, придется снять головку блока цилиндров, так как на данном двигателе фиксация клапанов механическими приспособлениями, вставленными в свечное отверстие, невозможна. В данном подразделе работа показана на снятой головке блока цилиндров. На установленном на автомобиле двигателе описанные операции выполняют аналогично. Вам потребуются: все инструменты, необходимые для снятия крышки головки блока цилиндров (см. «ЗАМЕНА ПРОКЛАДКИ КРЫШКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ И УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ КОЛЕЦ КОЛОДЦЕВ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ»), ремня привода газораспределительного механизма (см. «ЗАМЕНА И РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА»), распределительных валов (см. «ЗАМЕНА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ВАЛОВ»), а также пинцет (или намагниченная отвертка или сильный магнит) для извлечения сухарей из тарелок пружин клапанов...
Шаг 2
...приспособление для сжатия пружин клапанов, приспособление для подачи воздуха в свечное отверстие (можно изготовить из неисправной свечи зажигания)...
Шаг 3
...клещевой...
Шаг 4
...или инерционный съемник маслосъемных колпачков. На другом конце показанного съемника есть оправка для напрессовки колпачков. При отсутствии такого съемника потребуются пассатижи для снятия колпачков и оправка подходящего диаметра для их напрессовки на направляющие втулки клапанов.
Если поршень не будет установлен в НМТ, при подаче в цилиндр сжатого воздуха коленчатый вал двигателя провернется и автомобиль может сдвинуться с места (при включенной передаче).
7. Снимите гидрокомпенсаторы клапанов 1-го цилиндра.
Шаг 8
Не переворачивайте снятые гидрокомпенсаторы во избежание вытекания из них масла, что приведет к стуку клапанов после пуска двигателя.
Шаг 9
8. Вверните наполовину в показанное на фото отверстие постели переднего подшипника выпускного распределительного вала болт крепления крышки подшипника...
Шаг 10
9. ...и установите приспособления для сжатия пружин клапанов.
Шаг 11
10. Подайте в свечное отверстие 1-го цилиндра сжатый воздух под давлением 7–10 кгс/см>2.
Шаг 12
11. Сожмите приспособлением пружину одного из клапанов и выньте из тарелки пружины с помощью пинцета или магнита два сухаря. Затем снимите приспособление.
После извлечения сухарей клапан удерживается в верхнем положении только давлением воздуха. Не отключайте давление до окончания замены маслосъемного колпачка и установки всех деталей, иначе клапан упадет в цилиндр. Тогда для его извлечения потребуется снимать головку блока цилиндров.
Шаг 13
12. Снимите тарелку пружины и пружину.
Если вы одновременно снимаете тарелки и пружины с нескольких клапанов, снятые детали следует устанавливать на те клапаны, с которых они были сняты.
Шаг 14
13. Спрессуйте маслосъемный колпачок с направляющей втулки клапана. Для этого установите цангу инерционного съемника маслосъемных колпачков на колпачок и резко ударьте бойком по втулке цанги. Затем так же резко ударьте бойком по ручке приспособления, спрессовав тем самым колпачок с втулки.
Шаг 15
14. При отсутствии инерционного съемника колпачков снимите колпачок специальным съемником клещевого типа или пассатижами, прикладывая усилие строго вверх и не проворачивая колпачок, чтобы не повредить направляющую втулку клапана.
Не снимайте колпачок, поддевая его с двух сторон отвертками. Направляющая втулка, на которую надет колпачок, изготовлена из металлокерамики, поэтому ее кромка легко откалывается.
Шаг 16
15. Перед установкой новых маслосъемных колпачков рекомендуем снять с них пружины, иначе колпачки можно повредить, когда они будут проходить через проточки под сухари на клапанах. Если в комплект новых колпачков входит пластмассовая установочная втулка, пружины можно не снимать. В этом случае наденьте втулку на стержень клапана.
Шаг 17
16. Смажьте внутреннюю поверхность маслосъемного колпачка моторным маслом и продвиньте колпачок по стержню клапана до направляющей втулки.
Шаг 18
17. Установите оправку для запрессовки колпачка. Легкими ударами бойка по оправке запрессуйте колпачок до упора. При отсутствии специального приспособления можно подобрать цилиндрическую оправку подходящего диаметра и напрессовывать через нее колпачок легкими ударами молотка по оправке.
В качестве оправки можно использовать длинную головку из набора инструментов. При этом нужно выбрать головку с двенадцатью гранями и фаской внутри отверстия, чтобы контакт головки с колпачком происходил по сплошной окружности.
Шаг 19
18. Снимите направляющую втулку со стержня клапана или наденьте на колпачок пружину, если ее снимали. 19. Установите пружину и тарелку клапана в порядке, обратном снятию. Установите сухари с помощью приспособления так, чтобы они встали в проточки стержня клапана. После установки сухарей ударьте молотком через металлический стержень по торцу клапана, чтобы сухари сели на место.
Если установленные с перекосом сухари останутся незафиксированными, при пуске двигателя «рассухарившийся» клапан провалится в цилиндр, что приведет к серьезной аварии двигателя.
Шаг 20
20. Аналогично замените маслосъемные колпачки остальных трех клапанов 1-го цилиндра и четырех клапанов 4-го цилиндра. 21. Проверните коленчатый вал на половину оборота, чтобы в НМТ установились поршни 2-го и 3-го цилиндров и замените маслосъемные колпачки остальных клапанов. 22. Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.