Вам потребуются: компрессометр, ключ «на 10», специальный ключ «на 12» (для двигателей М272 и М273) или «на 14» (для двигателя М113) для выворачивания свечей зажигания . Компрессия (давление в конце такта сжатия) в цилиндрах – важнейший показатель для диагностики состояния двигателя без его разборки. По ее среднему значению и по разнице значений в отдельных цилиндрах можно с достаточной точностью определить степень общего износа деталей цилиндропоршневой группы двигателя, а также выявить неисправности этой группы и деталей клапанного механизма. Проверяют компрессию специальным прибором – компрессометром со специальным резьбовым наконечником, который вворачивается вместо вывернутой свечи зажигания.
Компрессометры, которые используют в специализированных сервисных центрах, снабжены специальным жгутом проводов, которым прибор соединяют с соответствующими контактами системы пуска двигателя. В гаражных условиях, соблюдая осторожность, можно обойтись универсальным прибором, а для проворачивания коленчатого вала стартером надо в определенный момент отрезком провода подать напряжение на соответствующий контакт цепи управления стартером, как описано в пп. 6 и 7 данного подраздела.
Важными условиями правильности показаний при проверке компрессии являются исправность стартера и его электрических цепей, а также полная заряженность аккумуляторной батареи.
Шаг 2
1. Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. 2. Остановите двигатель, выньте ключ из замка зажигания и разместите его вне зоны действия системы (на расстоянии не менее 2 м от автомобиля). 3. Снимите корпус воздушного фильтра (см. «ЗАМЕНА ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ВОЗДУШНОГО ФИЛЬТРА БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ»).
Шаг 3
4. Ослабьте затяжку всех свечей зажигания и выверните их.
Шаг 4
5. Откройте крышку блока предохранителей в моторном отсеке и выньте из гнезда реле стартера.
Шаг 5
6. Откиньте защитную крышку и подсоедините отрезок электрического провода, площадь сечения которого не менее 1 мм2 , к клемме «плюс» в моторном отсеке. Обеспечьте надежный контакт провода с клеммой.
Шаг 6
7. Вторым концом провода коснитесь контакта «87» в гнезде реле стартера. При этом будет подано напряжение на втягивающее реле стартера, стартер включится и коленчатый вал начнет вращаться.
Шаг 7
8. Включите стартер (см. п. 7) и проверните им коленчатый вал двигателя на 8–10 оборотов для удаления из цилиндров остатков продуктов горения. 9. Вверните в свечное отверстие проверяемого цилиндра переходной штуцер компрессометра. 10. Включите стартер (см. п. 7) и проверните им коленчатый вал двигателя на 8–10 оборотов. 11. Запишите показания компрессометра и установите его стрелку на ноль (в соответствии с инструкцией к прибору). 12. Повторите операции 9–11 для остальных цилиндров. Сравните результаты измерений с данными, приведенными в табл. 5.1. Пониженная компрессия в отдельных цилиндрах может возникнуть в результате неплотной посадки клапанов в седлах, повреждения прокладки головки блока цилиндров, поломки или пригорания поршневых колец или вследствие износа поршневых колец.
Шаг 8
Шаг 9
13. Для выяснения причин недостаточной компрессии залейте в цилиндр с пониженной компрессией 10–15 мл (не более) чистого моторного масла и вновь измерьте компрессию. Если показания компрессометра повысились, наиболее вероятна неисправность поршневых колец. Если компрессия осталась неизменной, значит, тарелки клапанов неплотно прилегают к их седлам или повреждена прокладка головки блока цилиндров.
Причину недостаточной компрессии можно выяснить также подачей сжатого воздуха в цилиндр, в котором поршень предварительно установлен в ВМТ такта сжатия. Для этого снимите с компрессометра наконечник и присоедините к нему шланг компрессора. Вставьте наконечник в свечное отверстие и подайте в цилиндр воздух под давлением 0,2–0,3 МПа. Выход (утечка) воздуха через дроссельный узел свидетельствует о негерметичности впускного клапана, а через глушитель – о негерметичности выпускного клапана. При повреждении прокладки головки блока цилиндров воздух будет выходить через горловину расширительного бачка в виде пузырей или в соседний цилиндр, что обнаруживается по характерному шипящему звуку.
Шаг 10
14. После проверки компрессии установите снятые детали в обратном порядке.