Шаг 9
Датчики концентрации кислорода (лямбда-зонды) ввернуты в резьбовые отверстия нейтрализаторов и приемных труб системы выпуска отработавших газов. Датчики на входе в нейтрализаторы (управляющие) служат для управления составом топливовоздушной смеси, а датчики в нейтрализаторах (диагностические) – для оценки эффективности работы нейтрализаторов. В металлических колбах датчиков расположен гальванический элемент, омываемый потоком отработавших газов. В зависимости от содержания кислорода в отработавших газах в результате сгорания топливовоздушной смеси изменяется напряжение сигналов датчиков.
Информация от каждого датчика поступает в блок управления в виде сигналов низкого (от 0,1 В) и высокого (до 0,9 В) уровней. При сигнале низкого уровня блок управления получает информацию о высоком содержании кислорода. Сигнал высокого уровня свидетельствует о низком содержании кислорода в отработавших газах. Постоянно отслеживая напряжение сигнала датчиков, блок управления корректирует количество впрыскиваемого форсунками топлива. При низком уровне сигнала датчика на входе в нейтрализатор (бедная топливовоздушная смесь) количество подаваемого топлива увеличивается, при высоком уровне сигнала (богатая смесь) – уменьшается. Если разница между уровнями сигналов управляющего и диагностического датчиков меньше значений, допустимых при данном режиме работы, блок управления идентифицирует неисправность нейтрализатора.