На автомобиле применена система распределенного впрыска топлива с обратной связью. Распределенным впрыск называется потому, что топливо впрыскивается в каждый цилиндр отдельной форсункой. Система впрыска топлива позволяет снизить токсичность отработавших газов при улучшении ходовых качеств автомобиля. В этом разделе лишь кратко описаны неисправности системы впрыска, вызванные отказом тех или иных датчиков. Порядок снятия и установки узлов систем питания и управления двигателем приведен в подразделах «Система питания бензинового двигателя»; «Система питания дизельного двигателя»; «Система управления бензиновым двигателем»; «Система управления дизельным двигателем». В системе впрыска с обратной связью устанавливают каталитический нейтрализатор отработавших газов и датчик концентрации кислорода в отработавших газах, который и обеспечивает обратную связь. Датчик отслеживает концентрацию кислорода в отработавших газах, а электронный блок управления по его сигналам поддерживает такое соотношение воздуха и топлива, при котором нейтрализатор работает наиболее эффективно. Если блок управления двигателем по информации датчика обнаружит превышение концентрации кислорода в отработавших газах, не устранимое тарировкой системы и означающее какую-либо неисправность системы, он включит в комбинации приборов сигнальную лампу превышения норм токсичности отработавших газов и введет в память код ошибки для последующей диагностики. На автомобиле с дизельным двигателем, помимо датчиков концентрации кислорода, установлен датчик концентрации окислов азота (NOх), расположенный после дополнительного нейтрализатора. В связи с особенностями конструкции двигателя (V-образное расположение цилиндров) в системе расположены по два управляющих и диагностических датчика концентрации кислорода для выхлопных трактов каждого ряда цилиндров.
Прежде чем снимать любые узлы системы впрыска топлива, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. Аккумуляторную батарею отключайте только при выключенном зажигании. Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты. Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе. При зарядке отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля, так как повышенный ток при зарядке может вывести из строя электронные компоненты. Не отсоединяйте от электронного блока управления двигателем (ЭБУ) и не присоединяйте к нему разъемы жгута проводов при включенном зажигании. Перед выполнением электродуговой сварки на автомобиле отсоедините провода от аккумуляторной батареи и разъемы проводов от ЭБУ. Все измерения напряжения выполняйте цифровым вольтметром, внутреннее сопротивление которого не менее 10 МОм. Электронные узлы, применяемые в системе впрыска, рассчитаны на очень малое напряжение, поэтому их легко может повредить электростатический разряд. Для того чтобы не допустить повреждения ЭБУ электростатическим разрядом: – не прикасайтесь руками к штекерам ЭБУ или электронным компонентам на его платах; – при работе с программируемым постоянным запоминающим устройством (ППЗУ) блока управления не дотрагивайтесь до выводов микросхемы. Не допускается работа на этилированном бензине бензинового двигателя с нейтрализатором отработавших газов – это приведет к быстрому выходу из строя нейтрализатора и датчиков концентрации кислорода. При работе в дождливую погоду не допускайте попадания воды на электронные компоненты системы впрыска топлива.
Шаг 2
Проверку системы впрыска проведите в следующем порядке. 1. Проверьте соединение двигателя и аккумуляторной батареи с «массой». 2. Проверьте топливный насос и топливный фильтр. 3. Проверьте предохранители и реле включения элементов системы впрыска. 4. Проверьте надежность контактов в колодках с проводами элементов системы впрыска. 5. Проверьте датчики системы впрыска. Подавляющее большинство неисправностей системы впрыска топлива бывает вызвано отказом следующих ее датчиков:
Шаг 3
– датчика положения коленчатого вала (расположен на заднем торце блока цилиндров за левым рядом цилиндров) – полный отказ системы впрыска, двигатель не пускается;
Шаг 4
– датчика положения дроссельной заслонки (только у бензинового двигателя, встроен в дроссельный узел)…
Шаг 5
…и датчика положения педали акселератора – потеря мощности, рывки и провалы при разгоне, неустойчивая работа в режиме холостого хода;
Шаг 6
– датчика температуры охлаждающей жидкости – трудности с пуском в мороз: приходится прогревать двигатель, поддерживая обороты педалью акселератора, при перегреве существенно снижается мощность, появляется детонация;
Шаг 7
– датчика температуры топлива (только у дизельного двигателя) – трудности с пуском в мороз, при перегреве снижается подача топлива в рампу и в ней возможно парообразование, что приводит к перебоям в работе двигателя и снижению его мощности;
Шаг 8
– датчика давления топлива в рампах – трудности с пуском, снижается подача топлива к форсункам, что приводит к перебоям в работе двигателя и снижению его мощности;
Шаг 9
– комбинированных датчиков массового расхода воздуха и температуры воздуха на впуске (по одному для каждого ряда цилиндров) – увеличение расхода топлива, значительное ухудшение динамики, проблемы с пуском двигателя, увеличение уровня токсичности отработавших газов;
Шаг 10
– датчика температуры воздуха наддува – ухудшение динамики;
Шаг 11
– датчика давления воздуха наддува – ухудшение динамики;
Шаг 12
– датчиков детонации (только у бензинового двигателя, установлены с обеих сторон блока цилиндров под выпускными коллекторами) – двигатель очень чувствителен к качеству бензина, повышенная склонность к детонации;
Шаг 13
– датчиков концентрации кислорода (лямбда-зондов) – увеличение расхода топлива, снижение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу, возможно повреждение каталитических нейтрализаторов отработавших газов;
Шаг 14
– датчика концентрации окислов азота NOх (только у дизельного двигателя) – увеличение расхода топлива, повышение токсичности отработавших газов;
Шаг 15
– датчиков фазы (по одному для каждого ряда цилиндров) – снижение мощности, увеличение расхода топлива;
Шаг 16
– датчиков скорости (функции датчиков скорости выполняют датчики частоты вращения колес) – возможно ухудшение динамических качеств автомобиля и увеличение расхода топлива.