Нажимной диск смонтирован в стальном штампованном кожухе 2, прикрепленном болтами 9 к маховику двигателя. Ведомый диск 1 установлен на шлицах первичного вала коробки передач и зажат диафрагменной пружиной между маховиком и нажимным диском. Подшипник 3 выключения сцепления установлен на направляющей втулке 5, закрепленной болтами на картере сцепления. Подшипник перемещается вилкой 7, установленной на шаровой опоре 4, ввернутой в картер сцепления. Вилка соединена с подшипником пружиной 8. На свободное плечо вилки, уплотненное в картере сцепления чехлом 6, воздействует шток рабочего цилиндра гидропривода выключения сцепления. Гидравлический привод выключения сцепления (рис. 6.2) состоит из главного цилиндра 7а (7б), рабочего цилиндра 2, шланга 14, трубки 3 и педали 10 сцепления. Шлангом 6 главный цилиндр соединен с бачком, установленным на главном тормозном цилиндре (бачок общий для обоих главных цилиндров). В гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость. Регулировка привода выключения сцепления описана в подразделе «РЕГУЛИРОВКА ПРИВОДА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ».
Чтобы сцепление служило долго и безотказно, не держите постоянно ногу на педали сцепления. Эту вредную привычку зачастую приобретают во время обучения вождению в автошколах из боязни не успеть выключить сцепление во время остановки автомобиля. Помимо быстрой усталости ноги, находящейся все время над педалью, сцепление оказывается хоть немного, но выжато, и ведомый диск при этом пробуксовывает и изнашивается. Кроме того, хотя выжимной подшипник и рассчитан на работу в режиме постоянного вращения, он при нажатой чуть-чуть педали находится под повышенной нагрузкой, и его ресурс снижается. По той же причине не рекомендуем подолгу держать сцепление в выключенном состоянии (например, в пробках). Если не придется сразу трогаться с места, лучше включить нейтральное положение коробки передач и отпустить педаль. Пробуксовку сцепления легко определить при помощи тахометра. Если во время движения при резком нажатии на педаль акселератора обороты резко растут, а потом немного падают и автомобиль начинает разгоняться, сцепление требует ремонта.
Шаг 4
Рис. 6.2. Гидравлический привод выключения сцепления: 1 – болт крепления рабочего цилиндра; 2 – рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления; 3 – трубка гидропривода выключения сцепления; 4 – скоба крепления шланга гидропривода выключения сцепления; 5 – болт-штуцер главного цилиндра гидропривода выключения сцепления; 6 – шланг к питающему бачку; 7а – главный цилиндр гидропривода выключения сцепления автомобилей с двигателями 4G13 и 4G18; 7б – главный цилиндр гидропривода выключения сцепления автомобилей с двигателем 4G63; 8 – гайка крепления главного цилиндра; 9 – палец вилки штока главного цилиндра; 10 – педаль сцепления; 11 – промежуточная проставка главного цилиндра; 12 – прокладка главного цилиндра; 13 – уплотнительные шайбы болта-штуцера; 14 – шланг гидравлического привода выключения сцепления