ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 45

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




Шаг 1

Система вентиляции, отопления и кондиционирования представляет собой единый комплекс, обеспечивающий максимально комфортные условия в салоне автомобиля независимо от погодных условий и режима движения. Система включает в себя отопитель (повышает температуру воздуха при любых режимах работы системы), кондиционер (снижает температуру и влажность воздуха), вентилятор и воздуховоды с фильтром (обеспечивают воздухообмен в салоне, очищают воздух от пыли), а также блок управления (управляет всеми элементами системы для получения заданных параметров комфорта).
Систему кондиционирования воздуха устанавливают на часть выпуска автомобилей.

Шаг 2

Наружный воздух может поступать в салон через окна дверей при опущенных стеклах и воздухонагнетатель, расположенный перед лобовым стеклом. Воздух из воздухонагнетателя может поступать в салон автомобиля через сопла обдува лобового стекла, боковые и центральные сопла, а также через нижние сопла корпуса отопителя.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 3

Шаг 3

Вытяжная вентиляция кузова осуществляется через дефлекторы с клапанами, которые установлены в задней части кузова, с выходом в полость заднего бампера.
Если в салоне автомобиля ощущается запах отработавших газов, проверьте работу и прилегание лепестковых клапанов дефлекторов. При неплотном прилегании в салон могут проникать отработавшие газы и пыль.

Шаг 4

На автомобиле установлен отопитель жидкостного типа.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 5

Шаг 5

Он объединен с системой охлаждения двигателя двумя шлангами, проходящими в моторном отсеке. Радиатор отопителя помещен в пластмассовый кожух, установленный под центральной частью панели приборов.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 6

Шаг 6

Рис. 12.1. Схема движения воздушных потоков в системе вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха: 1 – дефлекторы обдува лобового стекла; 2 – заслонки распределения воздушных потоков к дефлекторам лобового стекла и дефлекторам панели приборов; 3 – дефлекторы панели приборов; 4 – воздуховоды обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 5 – заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 6 – радиатор отопителя; 7 – салонный воздушный фильтр; 8 – заслонка системы рециркуляции воздуха; 9 – короб воздухопритока; 10 – воздухозаборник в салоне автомобиля; 11 – крыльчатка вентилятора; 12 – электродвигатель вентилятора; 13 – испаритель кондиционера; 14 –дренажное отверстие для слива конденсата; 15 – заслонка регулятора температуры; 16 – корпус блока системы отопления и кондиционирования

Шаг 7

Основные узлы отопителя (рис. 12.1):
– теплообменник (радиатор) 6 отопителя, предназначенный для нагревания поступающего в салон воздуха теплом охлаждающей двигатель жидкости;
– вентилятор (воздухонагнетатель) 11. Электродвигатель 12 вентилятора с возбуждением от постоянных магнитов, обеспечивающий регулируемую подачу наружного воздуха к заслонкам отопителя и кондиционера. Для получения различных значений частоты вращения вентилятора в цепи питания электродвигателя установлен добавочный резистор;
– заслонка 15 регулятора температуры воздуха, поступающего из отопителя в салон. От изменения ее положения зависит количество воздуха, проходящего через теплообменник отопителя, и наружного воздуха, проходящего в обход теплообменника;
– заслонки 2 распределения воздуха, поступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува лобового стекла.
На автомобилях Nissan Almera установлена система кондиционирования компрессорного типа. Узлы отопителя и теплообменник испарителя кондиционера выполнены в одном блоке. Органы управления системой кондиционирования воздуха расположены на панели, общей с органами управления отопителем. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха приведена на рис. 12.2.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 8

Шаг 8

Рис. 12.2. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: >1 – комбинированный датчик давления; 2 – участок трубопровода высокого давления; 3 – ресивер-осушитель; 4 – сервисный клапан линии высокого давления; 5 – конденсор (радиатор кондиционера); 6 – вентилятор конденсора и радиатора системы охлаждения; 7 – компрессор кондиционера; 8 – участок трубопровода низкого давления; 9 – сервисный клапан линии низкого давления; 10– вентилятор отопителя; 11– испаритель; 12– терморегулирующий клапан
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 9

Шаг 9

Компрессор поршневого типа установлен на двигателе и приводится во вращение поликлиновым ремнем. Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента в системе. Вал компрессора установлен в алюминиевом корпусе на двух игольчатых подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 10

Шаг 10

Шкив привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается. При включении кондиционера крутящий момент передается от шкива к валу компрессора через фрикционную муфту с электромагнитным приводом.
Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок – это муфта под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.
Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.
1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае необходимо заменить подшипник (см. «Замена подшипника шкива привода»). В некоторых запущенных случаях может потребоваться замена муфты компрессора или составляющих ее частей.
2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:
– произошла утечка хладагента, и электрическая схема управления блокирует включение компрессора;
– вышел из строя датчик давления в системе;
– неисправности в электрических цепях системы управления;
– сгорела катушка электромагнитной муфты;
– блок управления двигателем по какой-либо причине заблокировал включение компрессора.
3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.
4. И последний, самый коварный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а прохлады в салоне нет. В этом случае только кажется, что компрессор работает, а в действительности он ничего не перекачивает. Установить истину может только опытный специалист при наличии контрольно-диагностического оборудования.
Во всех этих случаях точно определить причину неисправности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.

Шаг 11

Конденсор (радиатор кондиционера) (рис. 12.3) многопоточного типа. Установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Соты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением, для улучшения теплообмена. Бачки алюминиевые, с фланцами для подсоединения трубок. По высоте бачки разделены на секции, поэтому проходя через конденсор поток хладагента несколько раз меняет направление. В конденсоре происходит конденсация паров сжатого компрессором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 12

Шаг 12

Рис. 12.3. Конденсор кондиционера: >1 – кронштейн крепления ресивера; 2 – подушки опор крепления; 3 – соты; 4, 5 – фланцы крепления трубопроводов линии высокого давления; 6 – фланец крепления ресивера
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 13

Шаг 13

При включении кондиционера блок управления двигателем включает цепь питания дополнительного электрического вентилятора радиатора охлаждения двигателя. Это улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.
Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте оребрение сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы.
Не применяйте для мойки конденсора моющие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к повреждению тонкостенных пластин оребрения.
Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А трубки у него тоненькие… В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации. Если в результате коррозии нарушится герметичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоновой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25–30 атм.
Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.
После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить сварку, монтаж-демонтаж конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый конденсор. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных производителей запасных частей.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 14

Шаг 14

Испаритель расположен в блоке системы отопления и кондиционирования салона. Испаритель изготовлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.
При охлаждении проходящего через испаритель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются. Через дренажную трубку конденсат сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондиционирования.

Шаг 15

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхности испарителя оседают частицы дорожной пыли и грязи.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 16

Шаг 16

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент выключения кондиционера и во влажную погоду.
Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и прочищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 17

Шаг 17

Терморегулирующий клапан блочного типа расположен в корпусе испарителя. Клапан крепится к трубопроводам с помощью фланцевых соединений. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает своё давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отверстия, в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит.
Если в дросселирующем отверстии клапана обнаружены частицы алюминия или пластика, значит, разрушилась насосная часть компрессора. Замена только терморегулирующего клапана в этом случае не даст положительного результата. Потребуется замена компрессора с промывкой системы. Это достаточно трудоемкая процедура может быть выполнена только в специализированном сервисном центре с использованием специального технологического оборудования.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 18

Шаг 18

Ресивер-осушитель установлен на конденсоре и закреплен с помощью болта на фланце в нижней части конденсора. Корпус ресивера неразборный, изготовлен из алюминиевого сплава. Внутри корпуса находятся фильтрующий элемент и полость, заполненная гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги.
Ресивер-осушитель неремонтопригоден, заменять его нужно только в сборе.

Шаг 19

В случае ремонта или замены элементов системы кондиционирования, если она находилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), ресивер-осушитель подлежит замене. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 20

Шаг 20

Приобретая новый ресивер-осушитель, убедитесь в том, что отверстия соединительного фланца плотно закрыты технологическими заглушками. Ресивер-осушитель, хранившийся без заглушек, для использования не пригоден, даже если он совершенно новый.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 21

Шаг 21

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый герметичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.

Шаг 22

Для соединения взаимоподвижных элементов системы трубопроводы на отдельных участках имеют гибкие вставки (рис. 12.4) из синтетических материалов.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 23

Шаг 23

Рис. 12.4. Конструкция шланга гибкой вставки: >1 – наружная защитная оболочка; 2 – тканевый корд силового каркаса; 3 – пластиковый герметизирующий слой; 4 – внутренний маслостойкий слой
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 24

Шаг 24

В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене.

Шаг 25

Два сервисных клапана для подсоединения диагностического и заправочного оборудования расположены на трубопроводах.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 26

Шаг 26

Клапаны закрыты резьбовыми колпачками, для предохранения их от попадания грязи. На колпачки нанесены символы «L» и «H» линий низкого и высокого давления соответственно.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 27

Шаг 27

 
Так расположены на трубопроводах сервисные клапаны линий высокого А и низкого Б давления.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 28

Шаг 28

В клапанах установлены золотники, схожие по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 29

Шаг 29

Для выворачивания и заворачивания золотников используется специальный ключ.
Проверять наличие хладагента в системе путем нажатия на золотники сервисных клапанов запрещено!

Шаг 30

Датчик давления установлен на ресивере. По сигналам датчика электронный блок управления двигателем принудительно отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессора от перегрузок.
Панель блока управления системой отопления, вентиляции и кондиционирования салона (рис. 12.5) установлена на консоли панели приборов.
Переключатель 1 режимов работы вентилятора работает независимо от положения регуляторов распределения воздуха 3 и температуры 4 и управляет скоростью вентилятора, изменяя напряжение в цепи питания электродвигателя.
При нажатии на кнопку выключателя 2 режима рециркуляции приток наружного воздуха в салон прекращается и через блок системы отопления и кондиционирования проходит воздух из салона. Этот режим предназначен для скорейшего охлаждения воздуха в салоне в жаркую погоду, а также в некоторых случаях для предотвращения проникновения в салон пыли и запахов. Включение и выключение режима рециркуляции допустимо в любой момент и не влияет на работу блока системы отопления и кондиционирования.
Следует помнить, что длительное использование системы рециркуляции приводит к накоплению в салоне автомобиля продуктов дыхания и дискомфортному состоянию пассажиров. Поэтому режим рециркуляции рекомендуется включать только в случае необходимости, например, при движении по местности с задымленной или загрязненной атмосферой, но, как только необходимость изоляции салона автомобиля от атмосферы отпадет, выключите режим рециркуляции воздуха. Не следует применять режим рециркуляции в холодную погоду во избежание конденсации влаги и образования льда на стеклах окон.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 31

Шаг 31

Рис. 12.5. Панель блока управления системой отопления, вентиляции и кондиционирования: >1 – переключатель режимов работы вентилятора; 2 – выключатель режима рециркуляции; 3 – клавиши распределения потоков воздуха; 4 – регулятор температуры воздуха; 5 – выключатель обогрева лобового и заднего стекол; 6 – выключатель кондиционера

Шаг 32

Системой кондиционирования воздуха управляют расположенным на панели выключателем 4.
Кондиционер не включается, если переключатель режимов работы вентилятора установлен в положение «0» (вентилятор выключен). Это предусмотрено конструкцией и не является признаком неисправности.

Шаг 33

Подробно органы управления отопителем и кондиционером описаны в разд. «Устройство автомобиля», см. «ОТОПЛЕНИЕ (КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ) И ВЕНТИЛЯЦИЯ САЛОНА».

Шаг 34

Хладагент. Система заправлена хладагентом R134a. Категорически запрещено использовать в системе хладагенты других типов. В хладагент добавлено специальное масло (PAG) для смазки компрессора.

Шаг 35

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают ситуации, когда требуется обслуживание системы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагностическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация – это разгерметизация системы и выход из нее хладагента.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 36

Шаг 36

Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеискатели со звуковой индикацией.
В некоторых сложных случаях применяется метод «ультрафиолетовой» диагностики герметичности системы автокондиционера.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 37

Шаг 37

Метод состоит в том, что в систему в микродозах вводится специальный краситель.
В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на поверхность элементов системы.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 38

Шаг 38

Во время осмотра системы, под действием лучей специального ультрафиолетового фонаря краситель начинает светиться (флюоресцировать)…
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 39

Шаг 39

… и места утечки хладагента становятся видны.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 40

Шаг 40

После ремонта автокондиционера необходимо провести вакуумирование и заправку системы соответствующим хладагентом (R134a). Объем заправки автокондиционера для каждой модели автомобиля индивидуален.
Для проведения качественной заправки автомобильного кондиционера необходимы:
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 41

Шаг 41

– прецизионные манометрические блоки;
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 42

Шаг 42

– двухступенчатый вакуумный насос;
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 43

Шаг 43

– высокоточные весы.

Шаг 44

В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.

Шаг 45

Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение, поэтому все работы, связанные с обслуживанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализированных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим оборудованием. При проведении работ своими силами принимайте меры предосторожности. Работайте в защитных очках.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!