ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 51

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




Шаг 1

После разборки тщательно очистите, промойте и просушите все детали шатунно-поршневой группы (рис. 5.19).
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 2

Шаг 2

Рис. 5.19. Детали шатунно-поршневой группы: 1 – поршень; 2 – стопорные кольца поршневого пальца; 3 – поршневой палец; 4 – шатун; 5 – вкладыши; 6 – болты крепления крышки шатуна; 7 – крышка шатуна; 8 – нижнее маслосъемное кольцо; 9 – расширитель маслосъемных колец;10 – верхнее маслосъемное кольцо; 11 – нижнее компрессионное кольцо; 12 – верхнее компрессионное кольцо

Шаг 3

Вам потребуются: линейка, микрометр, шабер…
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 4

Шаг 4

…набор плоских щупов, штангенциркуль…
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 5

Шаг 5

…нутромер.

Шаг 6

1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого кольца.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 7

Шаг 7

2. Подходящим куском проволоки прочистите в поршне отверстия для стока масла…
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 8

Шаг 8

3. …а также масляный канал в шатуне и отверстие для подачи масла к днищу поршня.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 9

Шаг 9

4. Проверьте на поршне зазоры между кольцами и канавками, предварительно очистив кольца от нагара (табл. 5.1).
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 10

Шаг 10

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 11

Шаг 11

Так расположены кольца на поршне:
А — верхнее компрессионное кольцо; Б — нижнее компрессионное кольцо; В — маслосъемное кольцо.

Шаг 12

5. Наиболее точно зазоры можно определить замером колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину колец в нескольких местах по окружности, затем с помощью набора щупов замерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимое значение, замените поршень с кольцами.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 13

Шаг 13

6. Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте кольцо в цилиндр, в котором оно работало (или будет работать, если кольцо новое), продвиньте поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установилось в цилиндре ровно, без перекосов и измерьте щупом зазор в замке кольца. Значения зазоров в замках колец приведены в табл. 5.2.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 14

Шаг 14

Шаг 15

7. Если зазор для первого компрессионного кольца (например, для двигателя QG18DE) меньше 0,21 мм, для второго — меньше 0,32, а для маслосъемного кольца меньше 0,20 мм, аккуратно сточите надфилем торцы кольца.

Шаг 16

8. Измерьте диаметры цилиндра в двух взамоперпендикулярных плоскостях (X — вдоль, Y — поперек блока цилиндров) и в трех поясах (А, Б и В), как показано на рис. 5.20. Для этого необходим специальный прибор — нутромер. Номинальные размеры цилиндров приведены в табл. 5.3. Овальность не должна превышать 0,015 мм, конусность – 0,01 мм (табл. 5.4). Если максимальное значение износа больше 0,2 мм или овальность и конусность превышают указанные значения, снимите двигатель с автомобиля, полностью разберите его и расточите цилиндры до ближайшего ремонтного размера поршней, оставив припуск 0,03 мм на диаметр под хонингование. Затем отхонингуйте цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при установке поршня расчетный зазор между ним и цилиндром был 0,015–0,035 мм. Дефектовку, расточку и хонингование блока проводите в мастерских, располагающих специальным оборудованием.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 17

Шаг 17

Рис. 5.20. Схема измерения цилиндра
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 18

Шаг 18

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 19

Шаг 19

Шаг 20

9. Проверьте отклонение от плоскостности поверхности разъема блока с головкой блока цилиндров. Приложите штангенциркуль (или линейку) к поверхности:
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 21

Шаг 21

– в продольном и поперечном направлениях;
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 22

Шаг 22

– по диагоналям поверхности.

Шаг 23

В каждом положении плоским щупом определите зазор между линейкой и поверхностью. Это и есть отклонение от плоскостности. Если отклонение больше 0,1 мм, замените блок.

Шаг 24

10. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Зазор, определяемый разностью замеренных диаметров цилиндра и поршня, составляет:
– для двигателя QG16DE – 0,015–0,035 мм (предельно допустимый – 0,10 мм);
– для двигателя QG18DE – 0,025–0,045 мм (предельно допустимый – 0,10 мм);
– для двигателя QR20DE – 0,010–0,030 мм (предельно допустимый – 0,08 мм).
Если зазор не превышает предельно допустимый, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает предельно допустимый, расточите цилиндры и установите поршни соответствующего ремонтного размера.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 25

Шаг 25

Диаметр поршня измеряйте на определенном расстоянии от верхнего края поршня в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу. Это расстояние составляет:
– для двигателя QG16DE – 43,6 мм;
– для двигателя QG18DE – 42,3 мм;
– для двигателя QR20DE – 42 мм.

Шаг 26

11. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Для удобства подбора поршней к цилиндрам их делят в зависимости от диаметров на три класса (через 0,01 мм): 1-й, 2-й и 3-й (см. табл. 5.3).
В запасные части поставляют поршни номинального размера трех классов (1, 2, 3-го) и трех ремонтных размеров (1-й ремонтный размер — увеличенный на 0,25 мм, 2-й — на 0,5 мм, 3-й — на 1,0 мм).
Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляют кольца ремонтных размеров, увеличенных на 0,25; 0,5 и 1,0 мм.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 27

Шаг 27

12. Обозначения класса цилиндров для двигателей QG16DE и QG18DE выбиты на нижней поверхности блока цилиндров (привалочная поверхность под масляный картер) в ее задней части…
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 28

Шаг 28

13. …для двигателя QR20DE – в задней части блока цилиндров.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 29

Шаг 29

14. На днище поршня двигателей QG16DE и QG18DE выбиты следующие данные: А – класс поршня по диаметру; Б – класс поршневого пальца по диаметру.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 30

Шаг 30

15. На днище поршня двигателя QR20DE нанесены следующие данные: 1 – установочная метка «перед»; 2 – класс поршневого пальца по диаметру; 3 – класс поршня по наружному диаметру; 4 – код обработки поверхности; 5 – идентификационный код

Шаг 31

16. Поршневые пальцы с трещинами замените. Палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте палец в поршень. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему палец по классу.
17. Замените сломанные кольца и расширитель маслосъемного кольца.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 32

Шаг 32

18. Замените сломанные или треснувшие стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 33

Шаг 33

19. Замените погнутые шатуны.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 34

Шаг 34

20. Замените шатун, если во втулке верхней головки появились задиры и глубокие царапины. Замените шатун, если при разборке двигателя обнаружено, что шатунные вкладыши провернулись в шатуне.
Шатуны обрабатывают совместно с крышками, поэтому их нельзя разукомплектовывать.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 35

Шаг 35

21. Вставьте палец в верхнюю головку шатуна. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените шатун. При замене шатуна подберите к нему палец.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 36

Шаг 36

22. Осмотрите вкладыши. Если на их рабочей поверхности обнаружены риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми. Все шатунные вкладыши одинаковы и взаимозаменяемы.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 37

Шаг 37

23. Измерьте нутромером внутренний диаметр Dв нижней головки шатуна в сборе с крышкой в трех направлениях: А, В и С. Определите эллипсность нижней головки шатуна, для чего надо из большего измеренного значения вычесть меньшее. Если эллипсность превышает 0,05 мм, замените шатун вместе с крышкой.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 38

Шаг 38

24. Измерьте микрометром толщину Т шатунных вкладышей (табл. 5.5).
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 39

Шаг 39

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 40

Шаг 40

25. Измерьте микрометром диаметр Dн шатунных шеек коленчатого вала.
Номинальные диаметры шатунных шеек коленчатого вала двигателей QG16DE и QG18DE разбиты на три класса:
– класс 0 (Dн = 39,968–39,974 мм);
– класс 1 (Dн = 39,962–39,968 мм);
– класс 2 (Dн = 39,962–39,968 мм).

Шаг 41

Номинальные диаметры шатунных шеек коленчатого вала двигателя QR20DE разбиты на 18 классов (табл. 5.6).
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 42

Шаг 42

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 43

Шаг 43

26. Измерьте нутромером внутренний диаметр нижней головки Dв шатуна. Для двигателей QG16DE и QG18DE он должен составлять 43,000–43,013 мм, для двигателя QR20DE – 48,000–48,013 мм.

Шаг 44

27. Рассчитайте масляный зазор z между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала по формуле z = Dв – 2T – Dн. Номинальный расчетный зазор составляет:
– для двигателя QG16DE – 0,014–0,039 мм;
– для двигателя QG18DE – 0,014–0,039 мм;
– для двигателя QR20DE – 0,028–0,045 мм. Предельно допустимый зазор – 0,1 мм.
Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены.
Если зазор больше предельно допустимого, можно заменить вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины подходящего класса.
Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины). Шейки шлифуют, помимо наличия общего износа, если на них есть забоины и риски или овальность и конусность составляют более 0,005 мм. Есть три ремонтных размера с уменьшением диаметра шеек:
– для двигателей QG16DE и QG18DE: первый – на 0,08 мм;
второй – на 0,12 мм; третий – на 0,25 мм;
– для двигателя QR20DE – на 0,25 мм.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 45

Шаг 45

28. Измерьте микрометром диаметр коренных шеек коленчатого вала. Фактический зазор между вкладышами коренных подшипников и коренными шейками коленчатого вала определяется по методике, изложенной для шатунных вкладышей.
Номинальные диаметры коренных шеек коленчатого вала двигателей QG16DE и QG18DE разбиты на три класса:
– класс 0 (Dн = 49,956–49,964 мм);
– класс 1 (Dн = 49,948–49,956 мм);
– класс 2 (Dн = 49,940–49,948 мм).

Шаг 46

Номинальные диаметры коренных шеек коленчатого вала двигателя QR20DE разбиты на 24 класса (табл. 5.7).
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 47

Шаг 47

Шаг 48

Номинальный расчетный зазор, мм:
– для двигателей QG16DE и QG18DE – 0,020–0,044;
– для двигателя QR20DE:
шейки 1, 3 и 5 – 0,012–0,022;
шейки 2 и 4 – 0,018–0,028.
Предельно допустимый зазор – 0,1 мм.
Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены.
Если зазор больше предельно допустимого, можно заменить вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины подходящего класса.
Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины).
При перешлифовке шатунных и коренных шеек коленчатого вала на ремонтный размер на первой щеке коленчатого вала необходимо поставить соответствующее клеймо, например «Ш 0,25» и «К 0,25» соответственно.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 49

Шаг 49

29. Измерьте внутренний диаметр d втулки верхней головки шатуна.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 50

Шаг 50

30. Измерьте наружный диаметр поршневого пальца.

Шаг 51

31. Рассчитайте зазор втулки шатуна как разность диаметров втулки и пальца. Номинальный зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна составляет 0,005–0,017 мм.
Если зазор отличается от нормы, замените шатун в сборе.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!