Шаг 1
Антиблокировочная система тормозов (ABS) включает в себя датчики частоты вращения колес, выключатель стоп-сигналов, электронный блок управления (блок управления ESP/TCS/ABS), гидроэлектрический модуль и сигнальную лампу в комбинации приборов. Кроме того, антиблокировочная система оборудована системой самодиагностики, выявляющей неисправности компонентов.
ABS служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при торможении в сложных дорожных условиях, что предотвращает блокировку колес.
Антиблокировочная система тормозов обеспечивает следующие преимущества:
– объезд препятствий с более высокой степенью безопасности, в том числе и при экстренном торможении;
– сокращение тормозного пути при экстренном торможении с сохранением курсовой устойчивости и управляемости автомобиля, в том числе и в повороте.
В случае неисправности системы предусмотрены функции диагностики и поддержания работы при отказах системы.
Гидроэлектрический модуль управления получает информацию о скорости движения автомобиля, направлении движения и дорожных условиях от датчиков частоты вращения колес. После включения зажигания блок управления ABS подает напряжение на датчики. В датчиках используется эффект Холла, они генерируют выходной сигнал в виде прямоугольных импульсов. Сигнал изменяется пропорционально частоте вращения импульсного кольца датчика, установленного на обойме наружного шарнира равных угловых скоростей и непосредственно в задней ступице.
На основе этой информации модуль определяет оптимальный режим торможения колес.
Различают следующие режимы работы антиблокировочной системы:
– режим нормального торможения. При нормальном торможении электромагнитный клапан обесточен, входной клапан открыт, выходной клапан закрыт. При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость под давлением подается в рабочий цилиндр через электромагнитный клапан и приводит в действие тормозные механизмы колес. При отпускании педали тормоза тормозная жидкость возвращается в главный тормозной цилиндр через входной и обратный клапаны;
– режим экстренного торможения. Если при экстренном торможении начинается блокировка колеса, модуль выдает на электромагнитный клапан команду на уменьшение подачи тормозной жидкости, затем напряжение подается на каждый электромагнитный клапан. Входной клапан закрывается, подача тормозной жидкости из главного цилиндра перекрывается; выходной клапан открывается, тормозная жидкость поступает из рабочего цилиндра в главный, а затем в бачок, что вызывает снижение давления;
– режим поддержания давления. При максимальном снижении давления в рабочем цилиндре модуль выдает на электромагнитный клапан команду на поддержание давления тормозной жидкости, напряжение подается на входной клапан и не подается на выходной клапан. При этом входной и выходной клапаны закрыты и тормозная жидкость из рабочего цилиндра не уходит;
– режим повышения давления. Если модуль определяет, что колесо не заблокировано, то он обесточивает электромагнитный клапан. Напряжение на электромагнитные клапаны не подается, тормозная жидкость через входной клапан поступает в рабочий цилиндр, в котором возрастает давление.
Гидроэлектрический модуль ABS, блок управления ESP/TCS/ABS и датчики частоты вращения колес используются и в других системах повышения активной безопасности. Так, в системе распределения тормозного усилия (EBD) модуль по сигналам датчиков частоты вращения колес оценивает изменение нагрузки, приходящейся на каждое колесо, и соответственно изменяет давление в тормозных трубопроводах.
В противобуксовочной системе (TCS) блок управления ESP/TCS/ABS с помощью датчиков частоты вращения отслеживает пробуксовку колес и в случае необходимости подтормаживает буксующее колесо, повышая давление в его тормозном трубопроводе. Кроме того, в этом случае блок управления ESP/TCS/ABS подает блоку управления двигателем сигнал на уменьшение подачи топлива и угла открытия дроссельной заслонки, обеспечивая снижение крутящего момента двигателя. При срабатывании TCS в комбинации приборов мигает контрольная лампа «SLIP» работы противобуксовочной системы.
В электронной системе экстренного торможения (Nissan Brake Assist) по сигналам датчика давления, установленного в гидроэлектрическом модуле, распознается резкое нажатие на педаль тормоза. Модуль создает в тормозных механизмах максимально возможное тормозное усилие (режим экстренного торможения).
В системе курсовой устойчивости (ESP) блок управления ESP/TCS/ABS анализирует сигналы датчиков частоты вращения колес, датчика угловых и линейных ускорений автомобиля, а также датчика угла поворота рулевого колеса. По сигналам датчиков блок управления определяет возникновение сноса передней или заноса задней оси автомобиля. В случае сноса передней оси модуль корректирует траекторию движения автомобиля, подтормаживая оба передних колеса и заднее колесо с внутренней стороны поворота, а также подавая блоку управления двигателем сигнал на снижение крутящего момента. При заносе задней оси траектория корректируется подтормаживанием переднего колеса с наружной стороны поворота, а если необходимо — и обоих задних колес. При срабатывании системы ESP слышен механический шум и ощущается вибрация, а в комбинации приборов мигает контрольная лампа «SLIP» работы системы стабилизации курсовой устойчивости. Датчик угла поворота рулевого колеса системы ESP установлен в рулевой колонке, а датчик угловых и линейных ускорений автомобиля — под облицовкой тоннеля пола.
Для диагностики и ремонта электронных систем повышения активной безопасности требуются специальное оборудование и оснастка. Поэтому в случае выхода их из строя обращайтесь на специализированную станцию технического обслуживания. В данном подразделе описаны только работы по замене датчиков частоты вращения колес.