КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 20

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




Шаг 1

На автомобили Suzuki SX4 и Fiat Sedici устанавливают 5-ступенчатую механическую (рис. 6.3) или 4-ступенчатую автоматическую (см. рис. 6.6) коробку передач (на Suzuki SX4 в версии 4WD автоматическую коробку передач не устанавливают, а на Fiat Sedici в версии 2WD не устанавливают механическую коробку передач).
На рис. 6.4 показана механическая коробка передач автомобиля версии 2WD. Коробка передач автомобиля версии 4WD практически аналогична, разница заключается в отсутствии в ее конструкции сальника правой полуосевой шестерни, так как в эту шестерню устанавливают ведущий вал раздаточной коробки.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 2

Шаг 2

Рис. 6.3. Механическая коробка передач: 1 – картер коробки передач; 2 – рычаг выбора передач; 3 – сапун; 4 – рычаг переключения передач; 5 – выключатель света заднего хода; 6 – задняя крышка коробки передач; 7 – картер сцепления; 8 – подшипник выключения сцепления; 9 – первичный вал; 10 – полуосевая шестерня; 11 – усилитель крепления раздаточной коробки (только на автомобилях версии 4WD)

Шаг 3

Механическая коробка передач выполнена по двухвальной схеме с синхронизированными передачами переднего хода.
Коробка передач и главная передача с дифференциалом имеют общий картер 7 (рис. 6.4). К передней части картера коробки передач присоединен картер 10 сцепления. На заднюю часть картера коробки передач установлена стальная штампованная крышка 19. Передачи переднего хода включаются осевым перемещением муфт синхронизаторов, установленных на валах. Механизм переключения передач расположен внутри картера коробки передач с его левой стороны. Снаружи находятся два рычага механизма — рычаг выбора и рычаг переключения передач.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 4

Шаг 4

Рис. 6.4. Принципиальная схема механической коробки передач: 1 – первичный вал; 2 – синхронизатор V передачи; 3 – ведущая шестерня V передачи; 4 – ведущая шестерня IV передачи; 5 – синхронизатор III и IV передач; 6 – ведущая шестерня III передачи; 7 – ведущая шестерня II передачи; 8 – картер коробки передач; 9 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 10 – промежуточная шестерня заднего хода; 11 – картер сцепления; 12 – дифференциал; 13 – ведомая шестерня главной передачи; 14 – ведомая шестерня I передачи; 15 – синхронизатор I и II передачи и шестерня заднего хода; 16 – ведомая шестерня II передачи; 17 – ведомая шестерня III передачи; 18 – ведомая шестерня IV передачи; 19 – ведомая шестерня V передачи; 20 – задняя крышка коробки передач; 21 – вторичный вал

Шаг 5

Привод управления механической коробкой передач состоит из кулисы 5 (рис. 6.5) рычага управления коробкой передач с шаровой опорой, установленной на основании кузова, двух тросов — переключения 2 и выбора 3 передач, а также механизма, установленного в картере коробки передач, кулиса 7 которого установлена снаружи картера. Для обеспечения четкого включения передач рычаг 1 переключения передач механизма переключения изготовлен за одно целое с массивным противовесом. Тросы выбора и переключения передач конструктивно отличаются друг от друга и невзаимозаменяемы.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 6

Шаг 6

Рис. 6.5. Привод управления механической коробкой передач: 1 – рычаг переключения передач; 2 – трос переключения передач; 3 – трос выбора передач; 4 – уплотнитель тросов; 5 – кулиса рычага управления коробкой передач; 6 – рычаг выбора передач; 7 – кулиса механизма переключения передач на коробке передач

Шаг 7

Главная передача выполнена в виде пары цилиндрических шестерен, подобранных по шуму. Крутящий момент передается от ведомой шестерни главной передачи на дифференциал и далее на приводы передних колес (на ведущий вал раздаточной коробки автомобиля в версии 4WD).
Дифференциал конический, двухсателлитный. Герметичность соединения внутреннего шарнира привода левого переднего колеса и хвостовика промежуточного вала с шестернями дифференциала обеспечивается сальниками.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 8

Шаг 8

 

Шаг 9

Автоматическая коробка передач (рис. 6.6) обеспечивает выбор оптимального режима переключения передач практически для любых стилей вождения и дорожных условий.
Автоматическая коробка передач состоит из гидротрансформатора, насоса, планетарного редуктора, многодисковых муфт, многодисковых тормозов и блока клапанов.

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 10

Шаг 10

Рис. 6.6. Принципиальная схема автоматической коробки передач: 1 – муфта включения переднего хода; 2 – муфта овердрайва и понижающей передачи; 3 – планетарная передача заднего хода; 4 – тормоз второй понижающей передачи; 5 – планетарная передача переднего хода; 6 – муфта заднего хода; 7 – ведущая шестерня планетарного редуктора; 8 – шестерня блокировки при парковке; 9 – масляный насос; 10 – ведущий вал; 11 – гидротрансформатор; 12 – приводной диск; 13 – дифференциал; 14 – ведущая шестерня главной передачи; 15 – ведомая шестерня планетарного редуктора; 16 – муфта прямой передачи; 17 – муфта включения заднего хода; 18 – картер коробки передач

Шаг 11

Гидротрансформатор (рис. 6.7) выполняет роль сцепления и служит для плавного соединения двигателя с механизмом коробки передач и увеличения крутящего моментапри начале движения автомобиля. Корпус гидротрансформатора соединен с коленчатым валом двигателя через ведущий диск 1 и постоянно вращается при работе двигателя. Внутренняя полость гидротрансформатора заполнена рабочей жидкостью для автоматических коробок передач. Двигатель вращает гидротрансформатор и приводит в действие насосное колесо, которое создает потоки рабочей жидкости в направлении турбинного колеса. Турбинное колесо начинает вращаться за счет потоков рабочей жидкости, создаваемых насосным колесом. При большой разности скоростей вращения турбинного и насосного колес реактор изменяет направление потока жидкости, увеличивая крутящий момент. По мере уменьшения разницы скоростей он становится ненужным и поэтому установлен на обгонной муфте.

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 12

Шаг 12

Рис. 6.7. Гидротрансформатор: 1 – ведущий диск; 2 – картер гидротрансформатора; 3 – турбина; 4 – обгонная муфта; 5 – реактор; 6 – насосное колесо

Шаг 13

Насос 9 (см. рис. 6.6), установленный в передней части картера коробки передач, создает давление и подает рабочую жидкость ко всем системам в коробке передач.
Планетарный редуктор системы Равинье (рис. 6.8) представляет собой зубчатую передачу с внешними и внутренними зацеплениями шестерен, которая обеспечивает различные способы соединения ее элементов для получения различных передаточных чисел.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 14

Шаг 14

Рис. 6.8. Планетарный редуктор системы Равинье: 1 – длинный сателлит; 2 – водило; 3 – малая солнечная шестерня; 4 – большая солнечная шестерня; 5 – короткий сателлит; 6 – коронная шестерня

Шаг 15

Принципы работы многодисковых муфт (рис. 6.9) и дисковых тормозов (рис. 6.10) очень сходны, разница заключается в том, что многодисковая муфта соединяет звенья коробки передач между собой, а дисковый тормоз — с картером коробки передач. Рабочая жидкость, подаваемая к муфте, приводит в действие поршень, и происходит сжатие фрикционных дисков. Звенья, блокируемые муфтой, начинают вращаться как одно целое.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 16

Шаг 16

Рис. 6.9. Схема работы многодисковой муфты: А — многодисковая муфта включена; Б — многодисковая муфта выключена; 1 – шариковый клапан; 2 – уплотнительное кольцо; 3 – поршень; 4 – фрикционный диск; 5 – фрикционный диск с накладками; 6 – упорный диск; 7 – ступица муфты; 8 – упор пружины; 9 – стопорное кольцо; 10 – возвратная пружина
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 17

Шаг 17

Рис. 6.10. Схема работы дискового тормоза: А — тормоза включены; Б — тормоза выключены; 1 – упорный диск; 2 – фрикционные тормозные диски с накладками; 3 – фрикционный диск; 4 – возвратная пружина; 5 – поршень; 6 – картер коробки передач; 7 – крышка картера коробки передач

Шаг 18

При отключении дисковых тормозов рабочая жидкость перестает подаваться в муфту и поршень под действием возвратной пружины возвращается в исходное положение.
Особенность конструкции многодисковой муфты в том, что она находится в постоянном вращении и под действием центробежной силы, действующей на рабочую жидкость, создается давление, которое не дает разблокироваться муфте. Дополнительно в муфте установлен шариковый клапан, который расположен как можно ближе краю от центра муфты. При повышении давления рабочей жидкости в камере многодисковой муфты шариковый клапан закрывает сливное отверстие, а при уменьшении давления в камере клапан под действием центробежной силы открывает сливное отверстие и муфта разблокируется.
Привод управления автоматической коробкой передач тросовый (рис. 6.11), сконструирован по тому же принципу, что и привод управления механической коробкой, но отличается от него количеством и конструкцией деталей. Селектор 6 автоматической коробки передач установлен на том же месте на тоннеле пола, что и рычаг управления механической коробкой, и соединен с блоком управления на коробке передач тросом 3.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 19

Шаг 19

Рис. 6.11. Привод управления автоматической коробкой передач: 1 – передний наконечник троса выбора передачи; 2 – кронштейн крепления троса на коробке передач; 3 – трос выбора передачи; 4 – винты крепления уплотнителя троса; 5 – уплотнитель троса в щите передка кузова; 6 – селектор управления коробкой передач; 7 – рычаг селектора управления коробкой передач

Шаг 20

Дифференциал автоматической коробки передач по конструкции полностью аналогичен дифференциалу механической коробки передач.
Для ремонта коробки передач, особенно автоматической КП, требуется большой набор специальных инструментов и соответствующая подготовка исполнителя, поэтому в данном разделе рассмотрены только снятие и установка коробки передач, замена ее уплотнений, ремонт привода, проверка уровня и замена масла. В случае необходимости выполняйте ремонт коробки передач на специализированном сервисе.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!