ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 11

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




Шаг 1

На автомобили UAZ Patriot устанавливают четырехтактный, четырехцилиндровый двигатель ЗМЗ-40905 с верхним расположением клапанов и жидкостным охлаждением.
Двигатель ЗМЗ-40905 представляет собой модернизированный вариант ранее устанавливаемого на автомобили UAZ Patriot двигателя ЗМЗ-40904.10. На новом двигателе, соответствующем нормам Евро-4, применены педаль акселератора с электроприводом, пластиковая крышка головки блока цилиндров с новой системой вентиляции картерных газов и новые уплотнители этой крышки, двухслойная металлическая прокладка головки блока цилиндров, индивидуальные катушки зажигания, новые датчики системы управления двигателем, топливная рампа из нержавеющей стали, регулятор холостого хода, встроенный в дроссельный узел. В конструкцию привода вспомогательных агрегатов введен автоматический натяжитель ремня, что позволяет исключить необходимость контроля натяжения ремня.
Распределительные валы приводятся во вращение пластинчатой цепью от звездочки промежуточного вала, который, в свою очередь, приводится во вращение однорядной втулочно-роликовой цепью от звездочки коленчатого вала.
На часть выпуска устанавливали турбодизель ЗМЗ-51432 рабочим объемом 2,2 л и мощностью 113,5 л.с. Однако в связи с незначительным объемом выпуска автомобилей с дизельным дизелем, он в данном издании не рассмотрен.

Шаг 2

Двигатель ЗМЗ-40905 оснащен системой распределенного впрыска топлива и микропроцессорной системой зажигания.
Общий вид и поперечный разрез двигателя ЗМЗ-40905 представлены на рис. 5.1–5.4.
На рис. 5.1 показан двигатель в максимальной комплектации, предназначенный для установки на автомобиль с кондиционером. На остальных рисунках для наглядности показан двигатель без компрессора кондиционера.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 3

Шаг 3

Рис. 5.1. Двигатель ЗМЗ-40905 (вид слева-спереди): 1 – шкив коленчатого вала; 2– шкив насоса гидроусилителя рулевого управления; 3 – шкив водяного насоса; 4 – ролик натяжного устройства; 5, 7 – промежуточные ролики; 6 – шкив опоры вентилятора системы охлаждения; 8 – шкив компрессора кондиционера; 9 – шкив генератора; 10 – дроссельный узел; 11 – ресивер впускной трубы; 12 – датчик абсолютного давления и температуры поступающего воздуха; 13 – пробка маслоналивной горловины; 14 – катушки зажигания; 15 – указатель (щуп) уровня масла; 16 – датчик положения выпускного распределительного вала (фазы); 17 – датчик сигнальной лампы аварийного падения давления масла; 18 – термостат; 19 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 20 – термоэкран выпускного коллектора; 21 – выпускной коллектор; 22 – блок цилиндров; 23 – масляный картер; 24 – крышка привода газораспределительного механизма; 25 – ремень привода вспомогательных агрегатов
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 4

Шаг 4

Рис. 5.2. Двигатель ЗМЗ-40905 (вид справа): 1 – пробка маслосливного отверстия; 2 – маховик; 3 – стартер; 4 – датчик детонации; 5 – головка блока цилиндров; 6 – впускная труба; 7 – топливная рампа; 8 – крышка головки блока цилиндров; 9 – ресивер впускной трубы; 10 – дроссельный узел; 11 – верхний гидронатяжитель цепи привода газораспределительного механизма; 12 – транспортная проушина; 13 – генератор; 14 – защитная труба промежуточного вала; 15 – крышка привода масляного насоса; 16 – нижний гидронатяжитель цепи привода газораспределительного механизма; 17 – масляный фильтр; 18 – датчик положения коленчатого вала; 19 – блок цилиндров; 20 – масляный картер
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 5

Шаг 5

Рис. 5.3. Двигатель ЗМЗ-40905 (вид слева): 1 –шкив коленчатого вала; 2 – шкив водяного насоса; 3 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 4 – опора вентилятора системы охлаждения; 5 – термостат; 6 – датчик сигнальной лампы аварийного падения давления масла; 7 – колодка жгута проводов датчика положения коленчатого вала; 8 – датчик абсолютного давления и температуры поступающего воздуха; 9 – катушки зажигания; 10 – указатель (щуп) уровня масла; 11 – датчик положения выпускного распределительного вала (фазы); 12 – транспортная проушина; 13 – термоэкран выпускного коллектора; 14 – выпускной коллектор; 15 – маховик; 16 – масляный картер; 17 – пробка маслосливного отверстия
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 6

Шаг 6

Рис. 5.4. Поперечный разрез двигателя ЗМЗ-40905: 1 – масляный насос; 2 – масляный картер; 3 – привод масляного насоса; 4 – ведомая шестерня привода масляного насоса; 5 – шестерня промежуточного вала; 6 – блок цилиндров; 7 – головка блока цилиндров; 8 – топливная рампа; 9 – впускная труба; 10 – ресивер впускной трубы; 11 – крышка головки блока цилиндров; 12 – впускной распределительный вал; 13, 17 – гидротолкатели клапанов; 14, 18 – пружины клапанов; 15 – впускной клапан; 16 – выпускной распределительный вал; 19 – выпускной клапан; 20 – поршень; 21 – шатун; 22 – коленчатый вал

Шаг 7

Блок цилиндров 22 (рис. 5.1) отлит из серого чугуна. Между цилиндрами выполнены каналы для охлаждающей жидкости. Цилиндры расточены непосредственно в теле блока. На блоке цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала со съемными крышками, прикрепленными к блоку болтами. Крышки коренных подшипников, обработанные в сборе с блоком, невзаимозаменяемы. Крышка третьего подшипника (в сборе с блоком цилиндров) обработана по торцам для установки двух упорных сталеалюминиевых полуколец, ограничивающих осевое перемещение коленчатого вала. К торцам блока цилиндров болтами прикреплены крышка 24 привода газораспределительного механизма и сальникодержатели с манжетами коленчатого вала. Снизу к блоку цилиндров прикреплен болтами алюминиевый масляный картер 23.
Головка блока цилиндров 5 (рис. 5.2) отлита из алюминиевого сплава. В ней установлены впускные 15 (рис. 5.4) и выпускные 19 клапаны. На каждый цилиндр приходится по четыре клапана: два впускных и два выпускных. Впускные клапаны расположены с правой стороны головки блока, а выпускные – с левой. Привод клапанов осуществляется двумя распределительными валами 12 и 16 через гидротолкатели 13 и 17. Применение гидротолкателей исключает необходимость регулировки зазоров в приводе клапанов, так как они автоматически компенсируют зазор между кулачками распределительных валов и стержнями клапанов. В головке блока цилиндров с большим натягом установлены седла и направляющие втулки клапанов. В нижней части головки блока расположены камеры сгорания, в верхней части – опоры распределительных валов. На опорах установлены алюминиевые крышки. Передняя крышка – общая для опор распределительных валов впускных и выпускных клапанов. В ней установлены пластмассовые упорные фланцы, которые входят в проточки на шейках распределительных валов. Крышки обрабатывают в сборе с головкой блока, поэтому их нельзя менять местами. На всех крышках, кроме передней, выбиты порядковые номера. Схема установки крышек показана на рис. 5.5.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 8

Шаг 8

Рис. 5.5. Схема установки крышек распределительных валов

Шаг 9

Распределительные валы отлиты из чугуна. Профили кулачков впускного и выпускного валов одинаковые. Кулачки смещены на 1,0 мм относительно оси гидротолкателей, что при работе двигателя заставляет гидротолкатели вращаться.
Это уменьшает износ поверхности гидротолкателя и делает его более равномерным. Сверху головка блока цилиндров закрыта крышкой, отлитой из алюминиевого сплава.
Поршни 20 (с. Рис. 5.4) отлиты из алюминиевого сплава. Юбка поршня имеет бочкообразный профиль по вертикали для улучшения приработки и снижения потерь на трение. На днище поршня выполнены часть камеры сгорания и четыре углубления (цековки) под клапаны, которые предотвращают удары поршня по клапанам при нарушении фаз газораспределения. Для правильной установки поршня в цилиндр отлита надпись «Front» или «Перед» на боковой стенке у бобышки под поршневой палец. Поршень устанавливают в цилиндр так, чтобы эта надпись была обращена к передней части двигателя. На каждом поршне установлены два компрессионных кольца и одно маслосъемное. Компрессионные кольца отлиты из чугуна. Бочкообразная рабочая поверхность верхнего кольца покрыта слоем пористого хрома, что улучшает приработку кольца. На одну из плоских поверхностей кольца нанесена надпись «ТОР» или маркировка товарного знака изготовителя. Кольцо нужно устанавливать на поршень этими надписью или маркировкой вверх, к днищу поршня. Маслосъемное кольцо состоит из трех элементов: двух стальных дисков и расширителя. Поршень прикреплен к шатуну с помощью трубчатого поршневого пальца плавающего типа, т.е. палец не закреплен неподвижно ни в поршне, ни в шатуне. От перемещения в осевом направлении палец удерживается двумя пружинными стопорными кольцами, которые установлены в канавках бобышек поршней.
Шатуны 21 стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Нижняя головка шатуна снабжена крышкой, прикрепленной двумя болтами. Гайки шатунных болтов имеют самостопорящуюся резьбу и дополнительно не стопорятся. Крышки шатунов обрабатывают в сборе с шатуном, поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой. На шатунах и их крышках выбиты номера соответствующих цилиндров. Для охлаждения днища поршня маслом в стержне и верхней головке шатуна выполнены отверстия. В нижнюю головку шатуна установлены тонкостенные вкладыши.
Коленчатый вал 22 отлит из высокопрочного чугуна. Вал имеет восемь противовесов и вращается в сталеалюминиевых тонкостенных вкладышах. От осевого перемещения его удерживают упорные полукольца с антифрикционным слоем, установленные на средней коренной опоре. Верхнее полукольцо алюминиевое, нижнее сталеалюминиевое. В зависимости от конструкции могут быть установлены пластиковые упорные полукольца переднего коренного подшипника. К заднему концу коленчатого вала прикреплен маховик, в отверстие которого вставлены распорная втулка и подшипник носка первичного вала коробки передач. Шкивы водяного насоса, генератора, компрессора кондиционера (при его наличии), опоры вентилятора системы охлаждения и насоса гидроусилителя рулевого управления приводится во вращение общим поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Если автомобиль не оснащен кондиционером, шкивы генератора и водяного насоса приводятся во вращение одним поликлиновым ремнем, а шкивы опоры вентилятора системы охлаждения и насоса гидроусилителя рулевого управления – вторым поликлиновым ремнем. Натяжение общего ремня на автомобиле с кондиционером и ремня привода генератора и водяного насоса на автомобиле без кондиционера регулируется автоматическим натяжным устройством. Натяжение ремня привода опоры вентилятора системы охлаждения и насоса гидроусилителя на автомобиле без кондиционера регулируют перемещением насоса.
Маховик 15 (см. рис. 5.3), отлитый из чугуна, установлен на заднем конце коленчатого вала и закреплен шестью самостопорящимися болтами через термоупрочненную шайбу. На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером.
Система смазки комбинированная (подробнее см. «Система смазки»).
Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому одновременно с отсосом газов в картере образуется разрежение при всех режимах работы двигателя, что повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу.
Система состоит из двух ветвей, большой и малой.
При работе двигателя на холостом ходу и в режимах малых нагрузок, когда разрежение во впускной трубе велико, картерные газы через малое отверстие клапана системы вентиляции картера двигателя, установленного на крышке головки блока цилиндров, по большой ветви системы всасываются впускной трубой. Клапан открывается в зависимости от разрежения во впускной трубе и таким образом регулирует поток картерных газов. Одновременно открывается обратный клапан в шланге малой ветви, обеспечивая снижение разрежения в картере двигателя.
В режимах полных нагрузок, когда дроссельная заслонка открыта на большой угол, разрежение во впускной трубе снижается, а в воздухоподводящем рукаве возрастает, открывается подпружиненный запорный элемент основного клапана и картерные газы через оба отверстия клапана поступают во впускную трубу и в цилиндры двигателя. Обратный клапан в малой ветви при этом закрыт, предотвращая тем самым подсос картерных газов в дроссельный узел.
Система охлаждения герметичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала поликлиновым ремнем, одновременно приводящим генератор. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.
Система питания состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, расположенного на раме автомобиля, регулятора давления топлива, форсунок и топливопроводов, а также включает в себя воздушный фильтр.
Система зажигания микропроцессорная, состоит из четырех отдельных катушек зажигания и свечей зажигания. Катушками зажигания управляет электронный блок системы управления двигателем. Система зажигания при эксплуатации не требует обслуживания и регулировки.
При известном навыке и внимательности многие неисправности двигателя и его систем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Синий дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дымление – признак сильного износа деталей цилиндропоршневой группы. Появление дыма при перегазовках, после длительного прокручивания стартером, после долгой работы на холостом ходу или сразу после торможения двигателем указывает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов. Черный дым возникает из-за слишком богатой смеси вследствие неисправности системы управления двигателем или форсунок. Сизый или густой белый дым с примесью влаги (особенно после перегрева двигателя) означает, что охлаждающая жидкость проникла в камеру сгорания через поврежденную прокладку головки блока цилиндров. При сильном повреждении этой прокладки жидкость иногда попадает и в масляный картер, уровень масла резко повышается, а само масло превращается в мутную белесую эмульсию. Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влажную или в холодную погоду – нормальное явление.
Довольно часто можно увидеть стоящий посреди городской пробки автомобиль с открытым капотом, испускающий клубы пара. Перегрев. Лучше конечно, этого не допускать, почаще поглядывая на указатель температуры. Но никто не застрахован от того, что может неожиданно отказать термостат, вискомуфта основного вентилятора, дополнительный электровентилятор или просто потечь охлаждающая жидкость. Если вы упустили момент перегрева, не паникуйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные последствия.
Никогда сразу же не глушите двигатель – он получит тепловой удар и, возможно, остыв, вообще откажется заводиться. Остановившись, дайте ему поработать на холостых оборотах, тогда в системе сохранится циркуляция жидкости. Включите на максимальную мощность отопитель и откройте капот. Если есть возможность, поливайте радиатор холодной водой. Только добившись снижения температуры, остановите двигатель. Но никогда сразу не открывайте пробку расширительного бачка: на перегретом двигателе гейзер из-под открытой пробки обеспечен. Не спешите, дайте всему остыть, и вы сохраните здоровье машины и ваше собственное здоровье.
Практически во всех инструкциях к автомобилю содержится рекомендация при пуске двигателя обязательно выжать сцепление. Эта рекомендация оправдана только в случае пуска в сильный мороз, чтобы не тратить энергию аккумулятора на проворачивание валов и шестерен коробки передач в загустевшем масле. В остальных случаях эта мера направлена лишь на то, чтобы автомобиль не тронулся, если по забывчивости включена передача. Этот прием вреден для двигателя, так как при выжатом сцеплении через него на упорный подшипник коленчатого вала передается значительное усилие, а при пуске (особенно холодном) смазка к нему долго не поступает. Подшипник быстро изнашивается, коленчатый вал получает осевой люфт, а трогание с места начинает сопровождаться сильной вибрацией. Для того чтобы не портить двигатель, возьмите в привычку проверять перед пуском положение рычага переключения передач и пускать двигатель при затянутом ручном тормозе, не выжимая сцепление без крайней необходимости.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 10

Шаг 10

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 11

Шаг 11


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!