На автомобили UAZ Patriot устанавливают сухое однодисковое сцепление с центральной диафрагменной пружиной. На автомобили могут быть установлены сцепления как производства фирмы LUK, так и ООО «ЗМЗ». В данном разделе все работы описаны на примере последнего. Оба сцепления, не смотря на некоторые отличия в конструкции, имеют одинаковые установочные размеры и в сборе полностью взаимозаменяемы Сцепление состоит из ведомого (фрикционного) диска, кожуха сцепления с нажимным диском и диафрагменной пружиной, а также механизма и гидропривода выключения сцепления. Нажимной диск смонтирован в стальном штампованном кожухе 3 (рис. 6.1), прикрепленном шестью болтами к маховику 1 двигателя. Ведомый диск 2 установлен на шлицах первичного вала коробки передач и зажат диафрагменной пружиной 4 между маховиком и нажимным диском.
Шаг 2
Рис. 6.1. Сцепление производства ООО «ЗМЗ»: 1 – маховик; 2 – ведомый диск; 3 – кожух сцепления с нажимным диском; 4 – диафрагменная пружина
Шаг 3
Подшипник 1 (рис. 6.2) выключения сцепления закрытого типа, не требующий смазки во время эксплуатации, напрессован на муфту, установлен на направляющей втулке первичного вала 14 и перемещается по ней вилкой 2, которая опирается на шаровую опору 7, ввернутую в картер 6 сцепления. Вилку привода выключения сцепления в свою очередь приводит в действие рабочий цилиндр 3 гидропривода выключения сцепления. Поршень рабочего цилиндра через шток воздействует на наружное плечо вилки выключения сцепления, которая перемещает подшипник выключения сцепления по направляющей втулке передней крышки подшипника первичного вала. Подшипник отжимает диафрагменную пружину 11, и нажимной диск 8 перестает прижиматься к маховику 9 – сцепление выключается.
Так выглядит кожух в сборе с нажимным диском сцепления производства фирмы LUK
Автомобили UAZ Patriot оснащены гидравлическим приводом выключения сцепления, который включает в себя…
Шаг 6
– главный цилиндр с бачком, установленный в подкапотном пространстве;
Шаг 7
– рабочий цилиндр, установленный на картере сцепления;
Шаг 8
– трубопровод, соединяющий главный и рабочий цилиндры привода выключения сцепления;
Шаг 9
– педаль сцепления.
Шаг 10
Свободный ход педали сцепления в эксплуатации не регулируется, регулировочный узел на толкателе главного цилиндра служит только для начальной установки педали при сборке и изменения ее положения при необходимости (см. «РЕГУЛИРОВКА ПРИВОДА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ»). По мере износа накладок ведомого диска уменьшение свободного хода педали компенсируется автоматически рабочим цилиндром. В гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость DOT-4.
Для того чтобы сцепление служило долго и безотказно, не держите постоянно ногу на педали сцепления. Эту вредную привычку зачастую приобретают во время обучения вождению в автошколах из боязни не успеть выключить сцепление во время остановки автомобиля. Помимо быстрой усталости ноги, находящейся все время над педалью, сцепление оказывается хоть немного, но выжато, и ведомый диск при этом «пробуксовывает» и изнашивается. Кроме того, хотя выжимной подшипник и рассчитан на работу в режиме постоянного вращения, он при нажатой даже чутьчуть педали находится под повышенной нагрузкой, и его ресурс снижается. По этой же причине не рекомендуем подолгу держать сцепление в выключенном состоянии (например, в пробках). Если не придется сразу трогаться с места, лучше включить нейтральное положение коробки передач и отпустить педаль. «Пробуксовку» сцепления можно легко определить с помощью тахометра. Если во время движения при резком нажатии на педаль акселератора обороты резко растут, а потом немного падают и автомобиль начинает разгоняться, сцепление требует ремонта.