ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 11

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




Шаг 1

На автомобили Lada Kalina II в зависимости от комплектации устанавливают четырехцилиндровые бензиновые поперечно расположенные двигатели с водяным охлаждением и системой впрыска топлива мод. ВАЗ-21116 или ВАЗ-11186 (87 л.с.), ВАЗ-21126 (98 л.с.) и ВАЗ-21127 (106 л.с.).
Двигатели ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 (рис. 5.1 и 5.2), имеющие восемь клапанов в газораспределительном механизме, полностью одинаковы по конструкции и техническим характеристикам и отличаются только изготовителем шатунно-поршневой группы (у двигателя ВАЗ-21116 она импортного производства, у двигателя ВАЗ-11186 – отечественного). Они разработаны на базе двигателя ВАЗ-11183, основное отличие от которого – облегченная на 39% шатунно-поршневая группа, что за счет снижения механических потерь позволило снизить уровень шума и вибраций, уменьшить расход топлива и выброс токсических веществ и повысить ресурс не менее чем до 200 тыс. км. Помимо этого двигатели ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 оснащены оптимизированной системой охлаждения головки и блока цилиндров, приводом газораспределительного механизма с автоматическим натяжителем, форсунками охлаждения поршней, металлической прокладкой головки блока и увеличенной степенью сжатия (10,5 против 9,8 у двигателя ВАЗ-11183).

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 2

Шаг 2

Рис. 5.1. Продольный разрез двигателей ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 3

Шаг 3

Рис. 5.2. Поперечный разрез двигателей ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186

Шаг 4

Двигатель ВАЗ-21126 (рис. 5.3 и 5.4) имеет те же блок цилиндров, коленчатый вал и шатунно-поршневую группу, что и двигатели ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186, но оснащен четырьмя клапанами на цилиндр, приводимыми двумя распределительными валами через гидротолкатели.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 5

Шаг 5

Рис. 5.3. Продольный разрез двигателя ВАЗ-21126: 1 – масляный насос; 2 – шкив привода генератора; 3 – шатун; 4 – поршневой палец; 5 – ремень привода газораспределительного механизма; 6 – крышка газораспределительного механизма; 7 – шкив распределительного вала; 8 – впускная труба; 9 – свечной колодец; 10 – крышка маслоналивной горловины; 11 – термостат; 12 – маховик; 13 – форсунка охлаждения днища поршня; 14 – маслоприемник; 15 – коленчатый вал
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 6

Шаг 6

Рис. 5.4. Поперечный разрез двигателя ВАЗ-21126: 1 – пробка сливного отверстия; 2 – масляный картер; 3 – масляный фильтр; 4 – водяной насос; 5 – катколлектор; 6 – выпускной клапан; 7 – пружина клапана; 8 – распределительный вал выпускных клапанов; 9 – впускная труба; 10 – крышка головки блока цилиндров; 11 – распределительный вал впускных клапанов; 12 – гидравлический толкатель клапана; 13 – корпус подшипников распределительных валов; 14 – топливная рампа; 15 – форсунка; 16 – направляющая втулка клапана; 17 – впускной клапан; 18 – прокладка головки блока цилиндров; 19 – компрессионные кольца; 20 – маслосъемное кольцо; 21 – поршневой палец; 22 – шатун; 23 – блок цилиндров; 24 – крышка шатуна; 25 – маслоприемник
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 7

Шаг 7

Двигатель ВАЗ 21127 разработан на базе двигателя ВАЗ-21126 (см. рис. 5.3 и 5.4) и практически одинаков с ним по конструкции. Различие – в форме и устройстве системы впуска. В конструкцию впускной трубы добавлен новый резонансный объем, отключаемый или подключаемый специальной системой заслонок в зависимости от режима работы двигателя. Такая система обеспечивает инерционный наддув, увеличивающий степень наполнения цилиндров. Кроме этого изменены калибровки электронного блока управления этим двигателем, а вместо прежнего датчика массового расхода воздуха в системе управления применен датчик абсолютного давления. Эти усовершенствования позволили увеличить максимальные показатели мощности и крутящего момента по сравнению с двигателем ВАЗ-21126, а также повысить «эластичность», что сделало автомобиль более приспособленным к условиям городского движения.

Шаг 8

Блок цилиндров 23 (см. рис. 5.4) отлит из специального высокопрочного чугуна, что придает конструкции двигателя жесткость и прочность.
Протоки для охлаждающей жидкости, образующие рубашку охлаждения, выполнены по всей высоте блока, это улучшает охлаждение поршней и уменьшает деформацию блока от неравномерного перегрева. Рубашка охлаждения открыта в верхней части в сторону головки блока. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала, крышки которых прикреплены болтами. В опорах установлены тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши, выполняющие функцию подшипников коленчатого вала. В средней опоре выполнены проточки, в которые вставлены упорные полукольца, удерживающие коленчатый вал от осевых перемещений.
Коленчатый вал 15 (см. рис. 5.3) отлит из специального высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки вала прошлифованы. Для смазки шатунных вкладышей в коленчатом валу просверлены масляные каналы, закрытые заглушками. Для уменьшения вибрации служат восемь противовесов, расположенные на коленчатом валу.
На переднем конце коленчатого вала установлены масляный насос 1, зубчатый шкив ремня привода газораспределительного механизма и шкив 2 привода генератора с встроенным демпфером крутильных колебаний. На заднем конце коленчатого вала установлен маховик 12, отлитый из чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый обод. Шатуны стальные, кованые, с крышками на нижних головках.
Шатуны изготовлены отрывным способом, что повышает их точность. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные вкладыши, в верхнюю головку запрессована сталебронзовая втулка.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом из них установлены три кольца: два верхних компрессионных и нижнее маслосъемное. На днищах поршней выполнены углубление под камеру сгорания и два углубления под клапаны.
Масляный картер двигателей ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 – стальной, штампованный, у двигателей ВАЗ-21126 и ВАЗ-21127 – отлитый из алюминиевого сплава, прикреплен болтами к блоку цилиндров снизу.
Головка блока, установленная сверху на блок цилиндров, отлита из алюминиевого сплава. В нижней части головки отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость, охлаждающая камеры сгорания.
В верхней части головки двигателей ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 установлен распределительный вал. Он вращается в опорах, выполненных в верхней части головки блока, и в двух корпусах подшипников, закрепленных гайками на шпильках, ввернутых в головку блока. В верхней части головки блока цилиндров двигателей ВАЗ-21126 и ВАЗ-21127 установлены два распределительных вала: один 11 (см. рис. 5.4) – для впускных клапанов, другой 8 – для выпускных. Валы установлены в опорах, выполненных в головке блока, и в одном общем корпусе подшипников, закрепленном болтами.
Распределительные валы отлиты из чугуна. Для уменьшения износа рабочие поверхности кулачков и поверхности под сальник термообработаны – отбелены. Кулачки распределительных валов через толкатели приводят в действие клапаны. В верхней части толкателей двигателей ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 установлены стальные регулировочные шайбы, подбором которых регулируют зазоры в приводе клапанов. Двигатели ВАЗ-21126 и ВАЗ-21127 оснащены гидротолкателями клапанов, которые автоматически компенсируют зазоры в приводе клапанов. В процессе эксплуатации этих двигателей не нужно регулировать зазоры в клапанном механизме.
Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку блока. Направляющие втулки, кроме того, снабжены стопорными кольцами, удерживающими их от выпадания. На направляющие втулки установлены маслосъемные колпачки, уменьшающие попадание масла в цилиндры.
На каждом клапане двигателей ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 установлены по две пружины, у двигателей ВАЗ-21126 и ВАЗ-21127 – по одной пружине. Распределительные валы приводятся в действие резиновым армированным зубчатым ремнем от коленчатого вала.
Система смазки комбинированная: разбрызгиванием и под давлением. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники и опоры распределительных валов. Система состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и масляных каналов.
Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентилятором, центробежного водяного насоса, термостата, расширительного бачка и шлангов.
Система питания состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, регулятора давления топлива, форсунок и топливных шлангов. В систему питания функционально входит система улавливания паров топлива с угольным адсорбером, предотвращающая выход паров топлива в атмосферу.
Система зажигания двигателей ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 состоит из четырехвыводной катушки зажигания, установленной на специальном кронштейне на блоке цилиндров, свечей зажигания и высоковольтных проводов. Система зажигания двигателей ВАЗ-21126 и ВАЗ-21127 включает четыре индивидуальные катушки зажигания, установленные на крышке головки блока цилиндров, и свечи зажигания. Управляет катушками зажигания электронный блок управления (ЭБУ, или контроллер) двигателем.
Система вентиляции картера двигателя (показана на рис. 5.5 на примере двигателей ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186) закрытая, с отводом картерных газов во впускную трубу 1 через маслоотделитель 7, установленный в крышке 6 головки блока цилиндров. Далее картерные газы направляются в цилиндры двигателя, где сгорают. При работе двигателя на режиме холостого хода картерные газы поступают по шлангу 3 малого контура через калиброванное отверстие (жиклер) в корпусе дроссельного узла 2. На этом режиме во впускной трубе создается высокое разрежение и картерные газы эффективно отсасываются в задроссельное пространство. Жиклер ограничивает объем отсасываемых газов, чтобы не нарушалась работа двигателя на холостом ходу. При работе двигателя под нагрузкой, когда дроссельная заслонка частично или полностью открыта, основной объем газов проходит по шлангу 5 большого контура в воздухоподводящий рукав 4 перед дроссельным узлом и далее во впускную трубу и камеры сгорания.
Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач, сцеплением и главной передачей) установлен на трех опорах с эластичными резиновыми элементами – двух верхних боковых (правой и левой), воспринимающих основную массу силового агрегата, и задней, компенсирующей крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.

При известном навыке и внимательности многие неисправности двигателя и его систем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Синий дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дымление – признак сильного из носа деталей цилиндропоршневой группы. Появление дыма при перегазовках, после длительного прокручивания стартером, после долгой работы на холостом ходу или сразу после торможения двигателем указывает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов. Черный дым – слишком богатая смесь из-за неисправности системы управления двигателем или форсунок. Сизый или густой белый дым с примесью влаги (особенно после перегрева двигателя) означает, что охлаждающая жидкость попала в камеру сгорания через поврежденную прокладку головки блока цилиндров. При сильном повреждении этой прокладки жидкость иногда попадает и в масляный картер, уровень масла резко повышается, а само масло превращается в мутную белесую эмульсию. Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влажную или в холодную погоду – нормальное явление.
Довольно часто можно увидеть стоящий посреди городской пробки автомобиль с открытым капотом, испускающий клубы пара. Перегрев. Лучше конечно, этого не допускать, обращая внимание на загоревшуюся сигнальную лампу перегрева охлаждающей жидкости в комбинации приборов. Но никто не застрахован от того, что может неожиданно отказать термостат, электровентиляторы или просто потекла охлаждающая жидкость. Если вы упустили момент перегрева, не паникуйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные последствия. Никогда сразу же не глушите двигатель – он получит тепловой удар и возможно, остыв, вообще откажется заводиться. Остановившись, дайте ему работать на холостых оборотах, тогда в системе сохранится циркуляция жидкости. Включите на максимальную мощность отопитель и откройте капот, Если есть возможность, поливайте радиатор холодной водой. Только добившись снижения температуры, остановите двигатель. Но никогда сразу не открывайте пробку радиатора – на перегретом двигателе гейзер из-под открытой пробки вам обеспечен. Не спешите, дайте всему остыть, так вы сохраните здоровье машины и ваше собственное здоровье.
Практически во всех инструкциях к автомобилю с механической коробкой передач содержится рекомендация при пуске двигателя обязательно выжать сцепление. Эта рекомендация оправдана только в случае пуска в сильный мороз, чтобы не тратить энергию аккумуляторной батареи на проворачивание валов и шестерен коробки передач в загустевшем масле. В остальных случаях – это просто рекомендация для того, чтобы автомобиль не тронулся, если по забывчивости включена передача. Этот прием вреден для двигателя, так как при выжатом сцеплении через него на упорный подшипник коленчатого вала передается значительное усилие, а при пуске (особенно холодном) смазка к нему долго не поступает. Подшипник быстро изнашивается, коленчатый вал получает осевой люфт, и трогание с места начинает сопровождаться сильной вибрацией. Для того что бы не портить двигатель, возьмите в привычку проверять перед пуском положение рычага переключения передач и пускать двигатель при затянутом ручном тормозе, не выжимая сцепление без крайней необходимости.

В данном разделе описаны работы по ремонту двигателя, доступные начинающему мастеру, такие как замена уплотнений, опор подвески силового агрегата, проверка компрессии, притирка клапанов и т.п. Помимо этого в расчете на исполнителя, уже имеющего опыт серьезных работ, описан ремонт головки блока цилиндров.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 9

Шаг 9

Рис. 5.5. Схема системы вентиляции картера двигателя: 1 – впускная труба; 2 – дроссельный узел; 3 – шланг малого контура системы вентиляции; 4 – воздухоподводящий рукав; 5 – шланг большого контура системы вентиляции; 6 – крышка головки блока цилиндров; 7 – маслоотделитель; 8 – вытяжной шланг
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 10

Шаг 10

 
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 11

Шаг 11

 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!