СИСТЕМА ПИТАНИЯ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

СИСТЕМА ПИТАНИЯ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 18

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0


Шаг 1

В состав системы питания входят элементы следующих систем:
– подачи топлива, включающей в себя топливный бак 7 (рис. 5.25), топливный модуль 9 со встроенным регулятором давления топлива, трубопроводы 1, 4 и 5, топливную рампу 5 (рис. 5.26) с форсунками 1, а также топливный фильтр 6 (см. рис. 5.26);
– подачи воздуха, в которую входят воздушный фильтр, воздухоподводящий рукав, дроссельный узел;
– улавливания паров топлива, состоящей из адсорбера 1 (рис. 5.27), клапана 7 продувки адсорбера, сепаратора 9 паров топлива, гравитационного клапана 11 и соединительных трубопроводов 4, 5, 6 и 14.

Шаг 2

Рис. 5.25. Система подачи топлива: 1 – подводящий топливопровод; 2 – кронштейн; 3 – кронштейн крепления топливного фильтра; 4 – средний топливопровод; 5 – топливопровод от фильтра к топливному насосу; 6 – топливный фильтр; 7 – топливный бак; 8 – уплотнительное кольцо топливного насоса; 9 – топливный модуль; 10 – прижимное кольцо крепления топливного насоса; 11 – пробка наливной трубы топливного бака; 12 – уплотнитель наливной трубы; 13 – наливная труба топливного бака; 14 – воздухоотводящий шланг; 15 – хомут крепления топливного бака; 16 – защитный экран топливного бака; 17 – защитный экран топливопроводов

Шаг 3

Рис. 5.26. Топливная рампа и форсунки: 1 – форсунка; 2 – фиксатор форсунки; 3 – уплотнительное кольцо; 4 – штуцер для контроля давления топлива; 5 – топливная рампа

Шаг 4

Рис. 5.27. Система улавливания паров топлива: 1 – адсорбер; 2 – топливный бак; 3 – кронштейн; 4 – трубка паропровода от адсорбера к клапану продувки; 5 – паропровод; 6 – шланг трубопровода от клапана продувки к дроссельному узлу; 7 – клапан продувки адсорбера; 8 – дроссельный узел; 9 – сепаратор паров топлива; 10 – прокладка клапана; 11 – гравитационный клапан; 12 – шланг подвода паров топлива к сепаратору; 13 – наливная труба топливного бака; 14 – паропровод от сепаратора к адсорберу

Шаг 5

Функциональное назначение системы подачи топлива – обеспечение подачи необходимого количества топлива в двигатель на всех рабочих режимах. Двигатель оборудован электронной системой управления с распределенным впрыском топлива. В системе распределенного впрыска топлива функции смесеобразования и дозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя разделены: форсунки осуществляют дозированный впрыск топлива во впускной коллектор, а необходимое в каждый момент работы двигателя количество воздуха подается дроссельным узлом. Такой способ управления дает возможность обеспечивать оптимальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работы двигателя, что позволяет получить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов. Управляет системой впрыска топлива и системой зажигания электронный блок управления двигателем (ЭБУ или контроллер), непрерывно контролирующий с помощью соответствующих датчиков нагрузку двигателя, скорость движения автомобиля, тепловое состояние двигателя, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах двигателя.
Особенностью системы впрыска автомобиля Lada Kalina II является синхронность срабатывания форсунок в соответствии с фазами газораспределения (блок управления двигателем получает информацию от датчика фазы). ЭБУ включает форсунки последовательно, а не попарно, как в системах асинхронного впрыска. Каждая форсунка включается через 720° поворота коленчатого вала. Однако на режимах пуска и динамических режимах работы двигателя используется асинхронный метод подачи топлива без синхронизации с вращением коленчатого вала.

Шаг 6

Датчик концентрации кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд) –основной датчик в системе впрыска топлива. Он установлен в выпускном коллекторе двигателя и совместно с блоком управления двигателем и форсунками образует контур управления составом топливовоздушной смеси, подаваемой в двигатель. По сигналам датчика блок управления двигателем определяет количество несгоревшего кислорода в отработавших газах и соответственно оценивает оптимальность состава топливовоздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя в каждый момент времени. Зафиксировав отклонение состава от оптимального 1:14 (топливо:воздух), обеспечивающего наиболее эффективную работу каталитического нейтрализатора отработавших газов, блок управления с помощью форсунок изменяет состав смеси. Поскольку датчик концентрации кислорода включен в цепь обратной связи блока управления двигателем, контур управления составом топливовоздушной смеси является замкнутым. Особенностью системы управления двигателем автомобиля Lada Kalina II является наличие (помимо управляющего датчика) второго, диагностического датчика концентрации кислорода, установленного на выходе из нейтрализатора. По составу газов, прошедших через нейтрализатор, он определяет эффективность его работы.

Шаг 7

Топливный бак 7 (см. рис. 5.25) сварной, штампованный, установлен под полом кузова в его задней части и закреплен двумя стальными хомутами 15. Для того чтобы пары топлива не попадали в атмосферу, бак соединен через сепаратор 9 (см. рис. 5.27) паров топлива и гравитационный клапан 11 трубопроводом 14 с адсорбером 1. Под топливным баком установлен защитный экран 16 (см. рис. 5.25). Во фланцевом отверстии в верхней части бака установлен топливный модуль 9, объединяющий в себе электронасос, датчик указателя уровня топлива и регулятор давления топлива. В задней части бака выполнен патрубок для присоединения наливной трубы 13. Из насоса топливо подается в топливный фильтр 6, установленный снизу на топливном баке, и оттуда поступает в топливную рампу 5 (см. рис. 5.26), закрепленную на впускной трубе двигателя. Из топливной рампы топливо впрыскивается форсунками 1 во впускную трубу, при этом факел топлива направлен на впускной клапан. Излишки топлива через регулятор давления топлива, установленный в топливном насосе, сливаются в топливный бак. Такая схема установки регулятора давления топлива, помимо исключения длинного трубопровода обратного слива, позволяет предотвратить повышение температуры топлива в баке, вызывающее излишнее парообразование.

Шаг 8

Топливный насос, установленный в топливном модуле 9 (см. рис. 5.25), погружной, с электроприводом, роторного типа, с фильтром грубой очистки топлива. Насос обеспечивает подачу топлива и установлен в топливном баке, что снижает возможность образования паровых пробок, так как топливо подается под давлением, а не под действием разрежения. Из топливного бака топливо подается через магистральный топливный фильтр в рампу форсунок под давлением более 380 кПа.

Шаг 9

Топливный фильтр 6 (см. рис. 5.25) тонкой очистки полнопоточный, закреплен в кронштейне 3 на топливном баке. Фильтр неразборный, cо стальным корпусом, с бумажным фильтрующим элементом.

Шаг 10

Топливная рампа 5 (см. рис. 5.26), представляющая собой пустотелую трубчатую деталь, служит для подачи топлива к форсункам и закреплена на впускном коллекторе. На двигателе применена безсливная система питания. Давление в рампе поддерживается регулятором давления топлива, установленным в модуле электробензонасоса. Форсунки 1 прикреплены к рампе фиксаторами 2 через резиновые уплотнительные кольца 3. Для выравнивания давления по форсункам топливо подается в среднюю часть рампы, а не в один какой-либо конец, как в прежних инжекторных двигателях ВАЗ.

Шаг 11

Форсунки своими распылителями входят в отверстия впускной трубы. В отверстиях впускной трубы они уплотнены резиновыми кольцами. Форсунка предназначена для дозированного впрыска топлива в цилиндры двигателя и представляет собой высокоточный электромеханический клапан, в котором игла запорного клапана прижата к седлу пружиной. При подаче электрического импульса от блока управления на обмотку электромагнита игла поднимается и открывает отверстие распылителя, через которое топливо подается во впускную трубу двигателя. Количество топлива, впрыскиваемого форсункой, зависит от длительности электрического импульса.

Шаг 12

Регулятор давления топлива установлен в модуле топливного насоса и предназначен для поддержания постоянного давления топлива в топливной рампе. Регулятор подключен в начало подающей магистрали (сразу же после топливного фильтра) и представляет собой перепускной клапан с пружиной, усилие которой строго калибровано.

Шаг 13

Воздушный фильтр установлен в передней части моторного отсека на трех резиновых опорах.

Шаг 14

Фильтрующий элемент бумажный, плоский, с большой площадью фильтрующей поверхности. Фильтр соединен с дроссельным узлом резиновым гофрированным воздухоподводящим рукавом. Для двигателей ВАЗ-21116, ВАЗ-11186 и ВАЗ-21126 между рукавом и фильтром установлен датчик массового расхода воздуха (см. «Система управления двигателем»).

Шаг 15

Дроссельный узел закреплен на модуле впуска. Он дозирует количество воздуха, поступающего во впускную трубу. Поступлением воздуха в двигатель управляет дроссельная заслонка с электроприводом, которой, в свою очередь управляет электронный блок управления двигателем, учитывающий частоту вращения коленчатого вала, нагрузку двигателя и положение педали акселератора.
В состав дроссельного узла входят датчик положения дроссельной заслонки и регулятор холостого хода, который, управляя количеством подаваемого воздуха через зазор между дроссельной заслонкой и корпусом дроссельного узла, регулирует частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода.
Блок управления двигателем, обработав сигналы от датчиков, определяет необходимость открытия дроссельной заслонки и передает импульсы на вывод обмотки статора регулятора. При каждом управляющем им пульсе ротор поворачивается на определенный угол, перемещая дроссельную заслонку. Во впускную трубу через зазор между заслонкой и корпусом дроссельного узла поступает дополнительный воздух. Определяя разрежение во впускной трубе двигателя, блок управления стремится поддерживать его на заданном уровне, изменяя степень открытия дроссельной заслонки, обеспечивая тем самым подачу постоянного количества дополнительного воздуха для поддержания постоянной частоты вращения коленчатого вала в режиме холостого хода. Изменяя величину открытия дроссельной заслонки, блок управления компенсирует значительное увеличение или уменьшение количества подаваемого воздуха, вызванное его подсосом через негерметичную впускную систему или, напротив, засорением воздушного фильтра.

Шаг 16

Система улавливания паров топлива предотвращает выход из системы питания в атмосферу паров топлива, неблагоприятно влияющих на экологию окружающей среды.

Шаг 17

В системе применен метод поглощения паров угольным адсорбером 1 (см. рис. 5.27). Он установлен на топливном баке и соединен трубопроводами с сепаратором 9 паров топлива, расположенным в нише правого заднего колеса, и с клапаном 7 продувки адсорбера в моторном отсеке. Электромагнитный клапан продувки адсорбера по сигналам блока управления двигателем переключает режимы работы системы.

Шаг 18

Пары топлива из бака частично конденсируются в сепараторе 9, конденсат сливается обратно в бак по трубопроводу 12. Оставшиеся пары по паропроводу 14 проходят через гравитационный клапан 11, установленный в сепараторе, в адсорбер 1. Второй штуцер адсорбера соединен шлангом с клапаном 7 продувки адсорбера, а третий – с атмосферой. При неработающем двигателе третий штуцер перекрыт электромагнитным клапаном, в этом случае адсорбер не сообщается с атмосферой. При пуске двигателя блок управления двигателем начинает подавать управляющие импульсы на клапан, который сообщает полость адсорбера с атмосферой, и происходит продувка сорбента: пары бензина отводятся через шланг 6 и дроссельный узел 8 в модуль впуска.
Неисправности системы улавливания паров топлива влекут за собой нестабильность холостого хода, остановку двигателя, повышенную токсичность отработавших газов и ухудшение ходовых качеств автомобиля.






Готово!