ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 23

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




Шаг 1

На автомобилях Lada Kalina II применяют рабочую тормозную систему с диагональным разделением контуров, что значительно повышает безопасность вождения автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой – левого переднего и правого заднего. При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий останов ку автомобиля с достаточной эффективностью.
В привод тормозов включен вакуумный усилитель. В зависимости от комплектации автомобиль оснащают двухконтурным регулятором давления задних тормозов (рис. 9.1) или антиблокировочной системой тормозов (ABS) (рис. 9.2).
На автомобиль устанавливают стояночную тормозную систему с тросовым приводом на тормозные механизмы задних колес.


ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 2

Шаг 2

Рис. 9.1. Схема гидропривода тормозов с двухконтурным регулятором давления задних тормозов: 1 – тормозной механизм правого переднего колеса; 2 – гибкий шланг тормозного механизма правого переднего колеса; 3, 4, 15, 18, 21 – трубопроводы контура правого переднего – левого заднего колес; 5, 10, 13, 22, 27 – трубопроводы контура левого переднего – правого заднего колеса; 6 – бачок главного цилиндра гидропривода тормозов; 7 – главный тормозной цилиндр; 8 – вакуумный усилитель; 9, 30 – держатели трубопроводов; 11 – гибкий шланг тормозного механизма правого заднего колеса; 12 – тормозной механизм правого заднего колеса; 14, 31 – скобы крепления гибких шлангов; 16 – гибкий шланг тормозного механизма левого заднего колеса; 17 – тормозной механизм заднего левого колеса; 19 – упругий рычаг привода регулятора тормозных сил в гидроприводе задних тормозов; 20 – регулятора давления в гидроприводе тормозов задних колес; 23 – педаль тормоза; 24 – гибкий шланг тормозного механизма левого переднего механизм левого переднего колеса; 26 – тройник контура правого переднего – левого заднего колес; 28 – тройник контура левого переднего – правого заднего колес; 29 – болты крепления тройников
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 3

Шаг 3

Рис. 9.2. Схема гидропривода тормозов с антиблокировочной системой (ABS): 1, 14, 22 – скобы крепления гибких шлангов; 2 – тормозной механизм правого переднего колеса; 3 – гибкий шланг тормозного механизма правого переднего колеса; 4, 5, 15, 18, 26 – трубопроводы контура правого переднего – левого заднего колес; 6, 10, 13, 27, 28 – трубопроводы контура левого переднего – правого заднего колес; 7 – бачок главного цилиндра гидропривода тормозов; 8 – вакуумный усилитель; 9, 24 – держатели трубопроводов; 11 – гибкий шланг тормозного механизма правого заднего колеса; 12 – тормозной механизм правого заднего колеса; 16 – тормозной механизм заднего левого колеса; 17 – гибкий шланг тормозного механизма левого заднего колеса; 19 – педаль тормоза; 20 – тормозной механизм левого переднего колеса; 21 – гибкий шланг тормозного механизма левого переднего колеса; 23 – главный цилиндр гидропривода тормозов; 25 – гидроэлектронный модуль АBS

Шаг 4

Вакуумный усилитель (рис. 9.3) диафрагменного типа, установленный между механизмом педали и главным тормозным цилиндром, при торможении за счет разрежения во впускной трубе двигателя через шток и поршень первой камеры главного цилиндра создает дополнительное усилие, пропорциональное усилию от педали. Вакуумная камера соединена с впускной трубой двигателя через шланг и обратный клапан, а атмосферная камера – с атмосферой через фильтр в момент нажатия на педаль тормоза. При отпущенной педали тормоза вакуумная и атмосферная камеры сообщаются между собой через специальный клапан.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 5

Шаг 5

Рис. 9.3. Вакуумный усилитель: А – вакуумная камера; В – атмосферная камера; С, D – каналы; 1 – фланец крепления наконечника обратного клапана; 2 – шток; 3 – возвратная пружина диафрагмы; 4 – уплотнительное кольцо фланца главного цилиндра; 5 – главный цилиндр; 6 – шпилька усилителя; 7 – корпус усилителя; 8 – диафрагма; 9 – крышка корпуса усилителя; 10 – поршень; 11 – защитный чехол корпуса клапана; 12 – толкатель; 13 – возвратная пружина толкателя; 14 – пружина клапана; 15 – клапан; 16 – буфер штока; 17 – корпус клапана
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 6

Шаг 6

Регулятор давления при торможении корректирует давление тормозной жидкости в рабочих цилиндрах тормозных механизмов задних колес, исключая возможность блокировки задних колес раньше передних. Он включен в оба контура тормозной системы, через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 7

Шаг 7

Рис. 9.4. Привод регулятора давления: 1 – регулятор давления; 2, 16 – болты крепления регулятора; 3 – кронштейн рычага привода регулятора; 4 – штифт; 5 – рычаг привода регулятора; 6 – ось рычага привода регулятора; 7 – пружина рычага; 8 – кронштейн кузова; 9 – кронштейн крепления регулятора; 10 – упругий рычаг привода регулятора; 11 – серьга; 12 – скоба серьги; 13 – шайба; 14 – стопорное кольцо; 15 – палец кронштейна; А, В, С – отверстия

Шаг 8

Регулятор давления 1 (рис. 9.4) закреплен на кронштейне 9 двумя болтами 2 и 16. Передним болтом 2 одновременно прикреплен и вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода регулятора. На пальце этого кронштейна штифтом 4 шарнирно закреплен двуплечий рычаг 5. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединен с кронштейном рычага задней подвески. Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления можно перемещать относительно регулятора. Таким образом регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора.
В регуляторе четыре камеры: А и D (рис. 9.5) соединены с главным цилиндром, В – с левым, С – с правыми колесными цилиндрами задних тормозов.

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 9

Шаг 9

Рис. 9.5. Регулятор давления: 1 – корпус регулятора; 2 – поршень; 3 – защитный колпачок; 4, 8 – стопорные кольца; 5 – втулка поршня; 6 – пружина поршня; 7 – втулка корпуса; 9, 22 – опорные шайбы; 10 – уплотнительные кольца толкателя; 11 – опорная тарелка; 12 – пружина втулки толкателя; 13 – кольцо уплотнительное седла клапана; 14 – седло клапана; 15 – уплотнительная прокладка; 16 – пробка; 17 – пружина клапана; 18 – клапан; 19 – втулка толкателя; 20 – толкатель; 21 – уплотнитель головки поршня; 23 – уплотнитель штока поршня; 24 – заглушка; А, D – камеры, соединенные с главным цилиндром; В, С – камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов; К, М, Н – зазоры

Шаг 10

В исходном положении педали тормоза поршень 2 поджат рычагом 5 (см. рис. 9.4) через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 (см. рис. 9.5), который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла и образуется зазор Н, а также зазор К между головкой поршня и уплотнителем 21. Через эти зазоры камеры А и D сообщаются с камерами В и С.
При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н, а также камеры В и С поступает в рабочие цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним под действием пружин 12 и 17 перемещается толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. Зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н будет выбран полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестанет перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В сдвигается в сторону пробки 16. Зазор М начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит, и в приводе тормоза нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а следовательно, и в камере С будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А, за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость между значениями давления в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.
При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг 10 (см. рис. 9.4) нагружается больше и усилие от рычага 5 на поршень увеличивается, т.е. момент соприкосновения головки поршня и уплотнителя 21 (см. рис. 9.5) достигается при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом, эффективность задних тормозов с увеличением нагрузки увеличивается.
При отказе контура тормозов левый передний – правый задний уплотнительные кольца 10 и втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой части регулятора при отказе названного контура аналогична работе при исправной системе. Характер изменения давления на выходе регулятора такой же, как и при исправной системе.
При отказе контура тормозов правый передний – левый задний под давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19 и уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса. Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснется седла 14, повышение давления в камере С прекращается, т.е. регулятор в этом случае работает как ограничитель давления. Однако достигнутого значения давления достаточно для надежной работы заднего тормоза.
В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Утечка жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 11

Шаг 11

Рис. 9.6. Главный тормозной цилиндр: 1 – корпус цилиндра; 2, 3 – поршни привода контуров тормозов; 4 – распорная шайба; 5 – толкатель

Шаг 12

Главный тормозной цилиндр (рис. 9.6) типа «тандем» гидравлического привода тормозов установлен в подкапотном пространстве непосредственно на вакуумном усилителе тормозов.
Он состоит из двух отдельных камер, соединенных с независимыми гидравлическими контурами. Первая камера связана с правым передним и левым задним тормозными механизмами, вторая – с левым передним и правым задним.
На главный цилиндр через резиновые соединительные втулки установлен и закреплен на цилиндре пластиковыми держателями бачок, внутренняя полость которого разделена перегородками на два отсека. Каждый из двух отсеков питает одну из камер главного тормозного цилиндра.
При нажатии на педаль тормоза поршни главного тормозного цилиндра начинают перемещаться, рабочими кромками манжет перекрывают компенсационные отверстия, камеры и бачок разобщаются и начинается вытеснение тормозной жидкости.
В верхней части бачка установлен датчик уровня тормозной жидкости. При падении уровня жидкости ниже допустимого в комбинации приборов загорается сигнализатор неисправного состояния тормозной системы. Фланец для соединения с вакуумным усилителем тормозов уплотнен резиновым кольцом.

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 13

Шаг 13

Рис. 9.7. Тормозной механизм переднего колеса: 1 – тормозной шланг; 2 – клапан выпуска воздуха; 3 – рабочий цилиндр; 4 – направляющий палец; 5 – защитный чехол направляющего пальца; 6 – щит тормоза; 7 – тормозные колодки; 8 – суппорт; 9 – направляющая колодок; 10 – тормозной диск

Шаг 14

Тормозной механизм переднего колеса дисковый, с автоматической регулировкой зазора между колодками 7 (рис. 9.7) и диском 10, с плавающей скобой. Подвижная скоба образуется суппортом 8 c однопоршневым рабочим цилиндром. Направляющая 9 колодок прикреплена болтами к поворотному кулаку. Подвижная скоба прикреплена болтами к направляющим пальцам 4, установленным в отверстия направляющей колодок. Направляющие пальцы смазаны консистентной смазкой и защищены резиновыми чехлами 5. В полости рабочего цилиндра установлен поршень с уплотнительным кольцом. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и вентилируемым диском. При торможении поршень под воздействием давления жидкости прижимает внутреннюю колодку к диску, в результате силы реакции суппорт перемещается на пальцах и наружная колодка тоже прижимается к диску, при этом сила прижатия колодок оказывается одинаковой. При растормаживании поршень за счет упругости уплотнительного кольца отводится от колодки, между колодками и диском образуется небольшой зазор.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 15

Шаг 15

Рис. 9.8. Тормозной механизм заднего колеса автомобиля с АВS (барабан и задающий диск для наглядности сняты): 1 – распорная планка; 2 – датчик частоты вращения колеса; 3 – прижимная пружина; 4 – передняя тормозная колодка; 5 – пружина троса привода стояночного тормоза; 6 – нижняя стяжная пружина колодок; 7 – щит тормозного механизма; 8 – рабочий цилиндр; 9 – палец рычага привода стояночного тормоза; 10 – разжимной рычаг привода стояночного тормоза; 11 – задняя тормозная колодка; 12 – наконечник троса привода стояночного тормоза

Шаг 16

Тормозной механизм задних колес барабанный с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Тормозные колодки 4 и 11 (рис. 9.8) приводятся в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром 8 с двумя поршнями. Оптимальный зазор между барабаном и колодками поддерживается механическими регуляторами, расположенными в рабочем цилиндре и представляющими собой разрезные стальные упругие упорные кольца, установленные с натягом в цилиндр. Фасонные хвостовики поршней входят в фигурные отверстия упорных колец. По мере износа накладок колодок упорные кольца перемещаются по зеркалу цилиндра к его наружным отверстиям, позволяя поршням так же перемещаться дальше наружу и ограничивая их обратное перемещение в цилиндр под действием возвратных пружин, чем компенсируются увеличивающиеся зазоры между накладками тормозных колодок и барабаном.
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 17

Шаг 17

Рис. 9.9. Привод стояночной тормозной системы: 1 – кнопка фиксации рычага; 2 – рычаг привода стояночного тормоза; 3 – защитный чехол; 4 – тяга; 5 – уравнитель троса; 6 – регулировочная гайка; 7 – контргайка; 8 – трос; 9 – оболочка троса
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 18

Шаг 18

Стояночная тормозная система, приводимая в действие механически, состоит из рычага 2 (рис. 9.9), установленного на основании кузова между передними сиденьями, тяги 4 с регулировочным устройством и уравнителем 5, к которому присоединены два троса. Наконечники 12 (см. рис. 9.8) тросов соединены с разжимными рычагами 10 тормозных механизмов задних колес. Трос стояночного тормоза, натягиваясь, поворачивает разжимной рычаг 10 и через распорную планку 1 прижимает переднюю колодку к тормозному барабану. Получив жесткий упор о распорную планку, разжимной рычаг прижимает к тормозному барабану заднюю колодку.
Рычаг 2 (см. рис. 9.9) фиксируется в поднятом положении с помощью храпового механизма, состоящего из собачки и зубчатого сектора. При поднятом рычаге выключатель, расположенный на кронштейне крепления рычага, включает сигнальную лампу в комбинации приборов. После опускания рычага стояночного тормоза колодки отходят от барабана под действием стяжных пружин. В процессе эксплуатации стояночный тормоз не требует особого ухода.

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 19

Шаг 19

Рис. 9.10. Датчик аварийного уровня тормозной жидкости: 1 – защитный колпачок; 2 – корпус датчика; 3 – основание датчика; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – зажимное кольцо; 6 – отражатель; 7 – толкатель; 8 – втулка; 9 – поплавок; 10 – неподвижные контакты; 11 – подвижный контакт

Шаг 20

Датчик аварийного уровня тормозной жидкости механического типа. Корпус 2 (рис. 9.10) датчика с уплотнителем 4 и основание 3 с отражателем 6 поджаты зажимным кольцом 5 к торцу горловины бачка. При понижении уровня тормозной жидкости в бачке до предельно допустимого, контакты 10 и 11 датчика замыкают цепь сигнальной лампы в комбинации приборов.

Шаг 21

Антиблокировочная система тормозов (ABS) состоит из датчиков частоты вращения колес, выключателя стоп-сигналов, гидроэлектронного блока управления и сигнализатора. Кроме того, антиблокировочная система оборудована системой самодиагностики, выявляющей неисправности ее компонентов, и предусматривает функции поддержания работы при отказах системы.
ABS служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при торможении в сложных дорожных условиях, что предотвращает блокировку колес.
Подробно режимы работы антиблокировочной системы описаны в разд. «Системы безопасности».
Для диагностики и ремонта антиблокировочной системы тормозов требуются специальное оборудование и оснастка. Поэтому в случае выхода ее из строя обращайтесь на специализированную станцию технического обслуживания.

Шаг 22

Гидравлическая система тормозов объединена в единое целое металлическими трубками и шлангами. Система заполнена тормозной жидкостью DOT-4.
Рабочий ход педали тормоза при работающем двигателе должен быть примерно 60–65 мм. Слишком малый рабочий ход свидетельствует о неправильной начальной установке педали тормоза, нарушении регулировки вакуумного усилителя тормозов или заедании рабочего цилиндра, обусловливает повышенный расход топлива и ускоренный износ тормозных колодок. Слишком большой рабочий ход – признак сверхнормативных зазоров в механизме педали или нарушения герметичности гидропривода тормозной системы. Если рабочий ход уменьшается при неоднократном нажатии на педаль, т.е. она становится «жестче», в системе воздух. Если полный ход педали начинает увеличиваться, система негерметична. Если при торможении педаль тормоза всегда начинает вибрировать, вероятнее всего, покороблены тормозные диски. К сожалению, в такой ситуации их надо только менять, причем сразу оба.
Если при торможении машину начинает тянуть в сторону, проверьте рабочие цилиндры: возможно, потребуется их замена. Если в передней подвеске появился стук, пропадающий при торможении, проверьте затяжку болтов крепления суппорта. После замены тормозных колодок до начала движения обязательно несколько раз нажмите на педаль тормоза – поршни в рабочих цилиндрах должны встать на место.

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, Шаг 23

Шаг 23

 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!