ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 23

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 1




Шаг 1

Вам потребуются: переносная лампа, набор плоских щупов, линейка, штангенциркуль, нутромер, микрометр, шабер.
После разборки тщательно промойте детали керосином, продуйте и просушите их сжатым воздухом (особенно масляные каналы деталей).
1. Осмотрите блок и особенно внимательно опоры коленчатого вала. Трещины в любых местах блока не допускаются.
2. Осмотрите цилиндры с обеих сторон. Царапины, задиры и трещины не допускаются.

При осмотре цилиндров рекомендуем освещать зеркала цилиндров переносной лампой – так дефекты видны значительно лучше.

Шаг 2

3. Определите нутромером фактические диаметры цилиндров.

Шаг 3

Диаметр цилиндра измеряйте в четырех поясах (рис. 4.10), расположенных по высоте цилиндра на расстоянии 5, 15, 50 и 90 мм от плоскости разъема с головкой блока. В каждом поясе диаметр измеряют в двух взаимно перпендикулярных направлениях (в продольном и поперечном).
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 4

Шаг 4

Рис. 4.10. Схема измерения цилиндров: А и В – направления измерения; 1, 2, 3, 4 – номера поясов

Шаг 5

Диаметры цилиндров двигателя ВАЗ-2106 подразделяют на следующие пять классов:
A = 79,00–79,01 мм;
B = 79,01–79,02 мм;
C = 79,02–79,03 мм;
D = 79,03–79,04 мм;
E = 79,04–79,05 мм.
Диаметры цилиндров двигателя ВАЗ-2103 также подразделяют на пять классов:
A = 76,00–76,01 мм;
B = 76,01–76,02 мм;
C = 76,02–76,03 мм;
D = 76,03–76,04 мм;
E = 76,04–76,05 мм.

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 6

Шаг 6

Класс каждого цилиндра блока в соответствии с документацией завода-изготовителя отмечен клеймом на правой стороне нижней плоскости (плоскости разъема с картером).
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 7

Шаг 7

В соответствии с документацией завода-изготовителя на левой стороне нижней плоскости блока должно быть нанесено клеймо с условным номером блока цилиндров. Такой же номер должен быть на всех крышках коренных подшипников для указания принадлежности крышек к данному блоку.
В зоне первого пояса (на расстоянии 5 мм от плоскости разъема с головкой блока) цилиндры практически не изнашиваются. По разнице размеров в первом и остальных поясах можно судить об износе цилиндров. Если максимальное значение износа больше 0,15 мм, расточите цилиндры до ближайшего ремонтного размера поршней (увеличенного на 0,4 или 0,8 мм), оставив припуск 0,03 мм на диаметр под хонингование. Затем отхонингуйте цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при установке выбранного ремонтного поршня расчетный зазор между ним и цилиндром был 0,05–0,07 мм. Дефектовку, расточку и хонингование блока проводите в мастерских, располагающих специальным оборудованием.

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 8

Шаг 8

4. Проверьте отклонение от плоскостности поверхности разъема блока с головкой блока цилиндров. Приложите штангенциркуль (или линейку) к плоскости:
– в середине блока в поперечном и продольном направлениях;
– по диагоналям плоскости.
В каждом положении плоским щупом определите зазор между штангенциркулем и поверхностью. Это и будет отклонение от плоскостности. Если отклонение превышает 0,1 мм, замените блок.
5. Очистите днище поршня от нагара шабером (можно изготовить из старого напильника).
6. Очистите от нагара канавки под поршневые кольца старым кольцом, вращая его.
7. Осмотрите поршни, шатуны, крышки: на них не должно быть трещин.
8. Осмотрите вкладыши. Если на рабочей поверхности обнаружены риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми. Все шатунные вкладыши одинаковы и взаимозаменяемы.

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 9

Шаг 9

9. Измерьте диаметры поршней в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 52,4 мм от днища поршня. По результатам замеров определите зазор между поршнем и цилиндром и при необходимости подберите новые поршни к цилиндрам. Расчетный зазор между поршнем и цилиндром (для новых деталей) составляет 0,05–0,07 мм. Его определяют замером цилиндров и поршней и обеспечивают установкой поршней того же класса, что и цилиндры. Максимально допустимый зазор (при износе деталей) – 0,15 мм. Если у двигателя, бывшего в эксплуатации, зазор превышает 0,15 мм, необходимо подобрать поршни к цилиндрам, зазор должен быть максимально приближен к расчетному.
Диаметры поршней двигателя ВАЗ-2106 подразделяются на следующие пять классов:
A = 78,94–78,95 мм;
B = 78,95–78,96 мм;
C = 78,96–78,97 мм;
D = 78,97–78,98 мм;
E = 78,98–78,99 мм.
Диаметры поршней двигателя ВАЗ-2103 также подразделяются на пять классов:
A = 75,94–75,95 мм;
B = 75,95–75,96 мм;
C = 75,96–75,97 мм;
D = 75,97–75,98 мм;
E = 75,98–75,99 мм.

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 10

Шаг 10

10. Вставьте смазанный моторным маслом палец в отверстие бобышки поршня. Палец запрессован в верхнюю головку шатуна с натягом и свободно вращается в бобышках поршня. По наружному диаметру пальцы делятся на три категории (через 0,004 мм), помеченные краской на торце пальца:
1-я (синяя метка) – 21,970–21,974 мм;
2-я (зеленая метка) – 21,974–21,978 мм;
3-я (красная метка) – 21,978–21,982 мм.
Палец должен плотно, но без заедания входить в отверстие бобышки от усилия большого пальца.

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 11

Шаг 11

11. Поверните поршень осью пальца вертикально. Палец не должен выпадать из бобышки. Выпадающий из бобышки палец замените другим, следующей категории. Если в поршне палец третьей категории, замените поршень с пальцем.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 12

Шаг 12

12. Проверьте плоским щупом зазор по высоте между канавками в поршне и кольцами, вставляя кольцо в соответствующую канавку. Номинальный (расчетный) зазор составляет:
– для верхнего (первого) компрессионного кольца – 0,045–0,08 мм;
– для второго компрессионного кольца – 0,025–0,06 мм;
– для маслосъемного кольца – 0,02–0,055 мм.
Предельно допустимые зазоры при износе – 0,15 мм.

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 13

Шаг 13

13. Проверьте плоским щупом зазор в замке колец, установив кольцо в цилиндр на глубину около 50 мм.
По рекомендации завода-изготовителя зазор проверяют у колец, вставленных в специальный калибр, диаметр отверстия которого равен номинальному диаметру кольца с допуском ±0,003 мм.
Зазор должен составлять 0,25–0,45 мм для всех новых колец. Предельно допустимый при износе зазор – 1,0 мм.
При отсутствии калибра допускается применять показанный способ.
Если зазор недостаточен, спилите стыковые поверхности кольца. Если зазор превышает допустимый, замените кольцо.

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 14

Шаг 14

14. При возможности проверьте массу поршней: для одного двигателя они не должны отличаться друг от друга более чем на ±2,5 г. Можно подогнать их по массе удалением металла в показанном месте с обеих сторон поршня. Глубина снятия металла не должна превышать 4,5 мм, считая от номинальной высоты поршня 59,4 мм.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 15

Шаг 15

15. Измерьте нутромером внутренний диаметр посадочного места шатуна в сборе с крышкой.
Перед измерением затяните гайки шатунных болтов номинальным моментом.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 16

Шаг 16

16. Измерьте толщину T шатунных вкладышей штангенциркулем.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 17

Шаг 17

17. Измерьте микрометром диаметр шатунных шеек.
18. Рассчитайте зазор z между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала по формуле z=Dв–2T–Dн. Номинальный расчетный зазор составляет 0,036–0,086 мм. Предельный зазор – 0,1 мм.
Если фактический расчетный зазор меньше предельного, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены.
Если зазор больше предельного, замените вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины (1,723–1,730 мм).
Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины):
«0,25» . . . . . . . .1,848–1,855 мм
«0,50» . . . . . . . .1,973–1,980 мм
«0,75» . . . . . . . .2,098–2,105 мм
«1,0» . . . . . . . . .2,223–2,230 мм
Номинальный диаметр шатунных шеек 47,814–47,834 мм. Шейки шлифуют, если на них есть забоины и риски либо износ (или овальность) составляет более 0,03 мм, уменьшая диаметр с шагом 0,25 мм так, чтобы получить (в зависимости от степени износа) следующие значения:
«0,25» . . . . . .47,564–47,584 мм
«0,50» . . . . .47,314–47,334 мм
«0,75» . . . . .47,064–47,084 мм
«1,0» . . . . . . .46,814–46,834 мм
19. Осмотрите верхние и нижние вкладыши коренных подшипников. На верхних вкладышах 1, 2, 4 и 5-го коренных подшипников есть канавка на внутренней поверхности (у нижних ее нет). Вкладыши центрального (3-го) коренного подшипника отличаются от остальных большей шириной, кроме того, его верхний вкладыш без канавки. Если на рабочей поверхности вкладышей появились риски, задиры, отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми.

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 18

Шаг 18

20. Осмотрите коленчатый вал. Трещины не допускаются. На поверхностях, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не должно быть царапин, забоин, рисок. При обнаружении повреждений замените вал.
21. Измерьте микрометром наружный диаметр коренных шеек. Фактический зазор между вкладышами коренных подшипников и коренными шейками коленчатого вала определяют по методике, изложенной для шатунных вкладышей. Номинальный расчетный зазор составляет 0,050–0,095 мм. Предельный зазор – 0,15 мм.
Если фактический расчетный зазор меньше предельного, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены.
Если зазор больше предельного, замените вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины (1,824–1,831 мм).
Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины):
«0,25» , , , , , , , ,1,949–1,956 мм
«0,50» , , , , , , , ,2,074–2,081 мм
«0,75» , , , , , , , ,2,199–2,206 мм
«1,0» , , , , , , , , ,2,324–2,331 мм
Номинальный диаметр коренных шеек 50,775–50,795 мм. Шейки шлифуют, если на них есть забоины и риски либо износ (или овальность) составляет более 0,03 мм, уменьшая диаметр с шагом 0,25 мм так, чтобы получить (в зависимости от степени износа) следующие значения:
«0,25» . . . . . .50,525–50,545 мм
«0,50» . . . . . .50,275–50,295 мм
«0,75» . . . . . .50,025–50,045 мм
«1,0» . . . . . . .49,775–49,795 мм

Обозначения «0,25» и др. указывают, на сколько уменьшается диаметр шеек коленчатого вала после шлифовки. Соответствующее клеймо ставят на первой щеке коленчатого вала, например К 0,75; Ш 0,50.

Шаг 19

22. Установите вал крайними коренными шейками на призмы и проверьте индикатором:
– осевое биение остальных коренных шеек (не более 0,03 мм);
– осевое биение посадочных поверхностей под звездочку и подшипник первичного вала коробки передач (не более 0,04 мм);
– смещение осей шатунных шеек от номинальной плоскости, проходящей через оси шатунных и коренных шеек (не более ±0,35 мм);
– торцовое биение фланца на диаметре 68 мм (не более 0,025 мм).

Проверка биения в гаражных условиях практически не выполнима, поэтому проводите ее в мастерских, располагающих специальным оборудованием.

Шаг 20

23. Осмотрите заглушки каналов системы смазки. Проверьте надежность их посадки отверткой, не прилагая значительных усилий. Если заглушки установлены ненадежно, замените их. Заглушки установите на герметик УГ-6 и зачеканьте в трех местах.

Шаг 21

Не рекомендуем самостоятельно вскрывать заглушки для очистки каналов, которая, безусловно, полезна. Обратитесь в мастерские, имеющие специальное оборудование, промойте каналы, не вскрывая заглушки, для чего надо выполнить следующее...
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 22

Шаг 22

...залейте бензин в радиальные каналы (показаны стрелками), предварительно заглушив их с одной стороны деревянными пробками.

Шаг 23

Выдержите не менее 20 мин и промойте каналы бензином, впрыскивая его резиновой грушей. Деревянные заглушки снимите после промывки соединительных каналов (показаны пунктиром). При необходимости повторяйте промывку до вытекания чистого бензина.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!