ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 12

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




Шаг 1

На автомобили Lada Granta в зависимости от комплектации устанавливают четырехцилиндровые, бензиновые, поперечно расположенные инжекторные двигатели моделей ВАЗ-11183 (82 л.с.), ВАЗ-21116 (87 л.с.), ВАЗ-11186 (87 л.с.), ВАЗ-21126 (98 л.с) и ВАЗ-21127 (106 л.с.).
Двигатели ВАЗ-11183, ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 (рис. 5.1 и 5.2) практически одинаковы по конструкции и имеют восемь клапанов в газораспределительном механизме. Двигатели ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 разработаны на базе двигателя ВАЗ-11183, их основное отличие от этого двигателя в облегченной на 39% шатунно-поршневой группе, что за счет снижения механических потерь позволило снизить уровень шума и вибраций, расход топлива, выброс токсических веществ и повысить ресурс (не менее чем до 200 тыс. км). Помимо этого двигатели ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 оснащены оптимизированной системой охлаждения головки и блока цилиндров, приводом газораспределительного механизма с автоматическим натяжителем, форсунками охлаждения поршней, металлической прокладкой головки блока и увеличенной степенью сжатия (10,5 против 9,8 у двигателя ВАЗ-11183). Двигатели ВАЗ-11186 и ВАЗ-21116 полностью одинаковы по конструкции и техническим характеристикам и отличаются только изготовителем шатунно-поршневой группы (на двигателе ВАЗ-21116 она импортного производства, а на двигателе ВАЗ-11186 – отечественного).
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 2

Шаг 2

Рис. 5.1. Продольный разрез двигателя ВАЗ-11183, ВАЗ-21116 или ВАЗ-11186
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 3

Шаг 3

Рис. 5.2. Поперечный разрез двигателя ВАЗ-11183, ВАЗ-21116 или ВАЗ-11186

Шаг 4

Двигатель ВАЗ-21126 (рис. 5.3 и 5.4) имеет те же блок цилиндров, коленчатый вал и шатунно-поршневую группу, что и двигатели ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186, но оснащен четырьмя клапанами на цилиндр, приводимыми двумя распределительными валами через гидротолкатели.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 5

Шаг 5

Рис. 5.3. Продольный разрез двигателя ВАЗ-21126:
1 – масляный насос; 2 – шкив привода генератора; 3 – шатун; 4 – поршневой палец; 5 – ремень привода газораспределительного механизма; 6 – крышка газораспределительного механизма; 7 – шкив распределительного вала; 8 – впускная труба; 9 – свечной колодец; 10 – крышка маслоналивной горловины; 11 – термостат; 12 – маховик; 13 – форсунка охлаждения днища поршня; 14 – маслоприемник; 15 – коленчатый вал
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 6

Шаг 6

Рис. 5.4. Поперечный разрез двигателя ВАЗ-21126: 1 – пробка сливного отверстия; 2 – масляный картер; 3 – масляный фильтр; 4 – водяной насос; 5 – катколлектор; 6 – выпускной клапан; 7 – пружина клапана; 8 – распределительный вал выпускных клапанов; 9 – впускная труба; 10 – крышка головки блока цилиндров; 11 – распределительный вал впускных клапанов; 12 – гидравлический толкатель клапана; 13 – корпус подшипников распределительных валов; 14 – топливная рампа; 15 – форсунка; 16 – направляющая втулка клапана; 17 – впускной клапан; 18 – прокладка головки блока цилиндров; 19 – компрессионные кольца; 20 – маслосъемное кольцо; 21 – поршневой палец; 22 – шатун; 23 – блок цилиндров; 24 – крышка шатуна; 25 – маслоприемник
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 7

Шаг 7

Двигатель ВАЗ-21127 разработан на базе двигателя ВАЗ-21126 (см. рис. 5.3 и 5.4) и практически одинаков с ним по конструкции. Различие – в форме и устройстве системы впуска. В конструкцию впускной трубы добавлен новый резонансный объем, отключаемый или подключаемый специальной системой заслонок в зависимости от режима работы двигателя. Такая система обеспечивает инерционный наддув, увеличивающий степень наполнения цилиндров. Кроме этого изменены калибровки электронного блока управления этим двигателем, а вместо прежнего датчика массового расхода воздуха в системе управления применен датчик абсолютного давления. Эти усовершенствования позволили увеличить максимальные показатели мощности и крутящего момента по сравнению с двигателем ВАЗ-21126, а также повысить «эластичность», что сделало автомобиль более приспособленным к условиям городского движения.

Шаг 8

Блок цилиндров 23 (см. рис. 5.4) отлит из специального высокопрочного чугуна, что придает конструкции двигателя жесткость и прочность.
Протоки для охлаждающей жидкости, образующие рубашку охлаждения, выполнены по всей высоте блока, это улучшает охлаждение поршней и уменьшает деформацию блока от неравномерного перегрева. Рубашка охлаждения открыта в верхней части в сторону головки блока. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала, крышки которых прикреплены болтами. В опорах установлены тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши, выполняющие функцию подшипников коленчатого вала. В средней опоре выполнены проточки, в которые вставлены упорные полукольца, удерживающие коленчатый вал от осевых перемещений.
Коленчатый вал 15 (см. рис. 5.3) отлит из специального высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки вала прошлифованы. Для смазки шатунных вкладышей в коленчатом валу просверлены масляные каналы, закрытые заглушками. Для уменьшения вибрации служат восемь противовесов, расположенные на коленчатом валу.
На переднем конце коленчатого вала установлены масляный насос 1, зубчатый шкив ремня привода газораспределительного механизма и шкив 2 привода генератора со встроенным демпфером крутильных колебаний. На заднем конце коленчатого вала расположен маховик 12, отлитый из чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый обод.
Шатуны стальные, кованые, с крышками на нижних головках. Шатуны двигателей ВАЗ-21116, ВАЗ-11186, ВАЗ-21126 и ВАЗ-21127 изготовлены отрывным способом, что повышает их точность. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные вкладыши, в верхнюю головку запрессована сталебронзовая втулка.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом из них установлены три кольца: два верхних компрессионных и нижнее маслосъемное. На днищах поршней выполнены два углубления под клапаны и углубление под камеру сгорания.
Масляный картер стальной, штампованный, прикреплен болтами к блоку цилиндров снизу.
Головка блока, установленная сверху на блок цилиндров, отлита из алюминиевого сплава. В нижней части головки отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость, охлаждающая камеры сгорания.
В верхней части головки блока цилиндров двигателей ВАЗ-11183, ВАЗ-21116, ВАЗ-11186 установлен распределительный вал. Он вращается в опорах, выполненных в верхней части головки блока, и в двух корпусах подшипников, закрепленных гайками на шпильках, ввернутых в головку блока.
В верхней части головки блока цилиндров двигателей ВАЗ-21126 и ВАЗ-21127 установлены два распределительных вала: один вал 11 (см. рис. 5.4) для впускных клапанов, другой вал 8 – для выпускных. Валы установлены в опорах, выполненных в головке блока, и в одном общем корпусе подшипников, закрепленном болтами.
Распределительные валы отлиты из чугуна. Для уменьшения износа рабочие поверхности кулачков и поверхности под сальник термообработаны – отбелены. Кулачки распределительных валов через толкатели приводят в действие клапаны. В верхней части толкателей двигателей ВАЗ-11183, ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 установлены стальные регулировочные шайбы, подбором которых регулируют зазоры в приводе клапанов. Двигатели ВАЗ-21126 и ВАЗ-21127 оснащены гидротолкателями клапанов, которые автоматически компенсируют зазоры в приводе клапанов. В процессе эксплуатации этих двигателей не нужно регулировать зазоры в клапанном механизме.
Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку блока. Направляющие втулки, кроме того, снабжены стопорными кольцами, удерживающими их от выпадания. На направляющие втулки установлены маслосъемные колпачки, уменьшающие попадание масла в цилиндры.
Распределительные валы приводятся в действие резиновым армированным зубчатым ремнем от коленчатого вала.
Система смазки комбинированная: разбрызгиванием и под давлением. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, а также опоры распределительных валов. Система состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и масляных каналов.
Система охлаждения включает в себя рубашку охлаждения, радиатор с электровентилятором, центробежный водяной насос, термостат, расширительный бачок и шланги.
Система питания состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, регулятора давления топлива, форсунок и топливных шлангов.
В систему питания функционально входит система улавливания паров топлива с угольным адсорбером, предотвращающая выход паров топлива в атмосферу.
Система зажигания двигателей ВАЗ11183, ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 состоит из четырехвыводной катушки зажигания, установленной на специальном кронштейне на блоке цилиндров, свечей зажигания и высоковольтных проводов. В систему зажигания двигателей ВАЗ-21126 и ВАЗ-21127 входят четыре индивидуальные катушки зажигания, установленные на крышке головки блока цилиндров, и свечи зажигания. Управляет катушками зажигания электронный блок управления (ЭБУ, или контроллер).
Система вентиляции картера двигателя закрытая, с отводом картерных газов во впускную трубу 1 (рис. 5.5) через сетку 7 маслоотделителя, установленного в крышке 6 головки блока цилиндров. Далее картерные газы направляются в цилиндры двигателя, где сгорают. При работе двигателя в режиме холостого хода картерные газы поступают по шлангу 3 малого контура через калиброванное отверстие (жиклер) в корпусе дроссельного узла 2. В этом режиме во впускной трубе 1 создается высокое разрежение, и картерные газы эффективно отсасываются в задроссельное пространство. Жиклер ограничивает объем отсасываемых газов, чтобы не нарушалась работа двигателя на холостом ходу. При работе двигателя под нагрузкой, когда дроссельная заслонка частично или полностью открыта, основной объем газов проходит по шлангу 5 большого контура в воздухоподводящий рукав 4 перед дроссельным узлом и далее во впускную трубу и камеры сгорания.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 9

Шаг 9

Рис. 5.5. Схема системы вентиляции картера двигателя: 1 – впускная труба; 2 – дроссельный узел; 3 – шланг малого контура системы вентиляции; 4 – воздухоподводящий рукав; 5 – шланг большого контура системы вентиляции; 6 – крышка головки блока цилиндров; 7 – сетка маслоотделителя; 8 – вытяжной шланг

Шаг 10

Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач, сцеплением и главной передачей) установлен на трех опорах с эластичными резиновыми элементами – двух верхних боковых (правой и левой), воспринимающих основную массу силового агрегата, и задней, компенсирующей крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.
В данном разделе описаны работы по ремонту двигателя, доступные начинающему мастеру, такие как замена уплотнений, опор подвески силового агрегата, проверка компрессии, притирка клапанов и пр. Помимо этого в расчете на исполнителя, уже имеющего опыт серьезных работ, рассмотрены работы по ремонту головки блока цилиндров, блока цилиндров, коленчатого вала и шатуннопоршневой группы.
При известном навыке и внимательности многие неисправности двигателя и его систем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Синий дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дымление – признак сильного износа деталей цилиндропоршневой группы. Появление дыма при перегазовках, после длительного прокручивания стартером, после долгой работы на холостом ходу или сразу после торможения двигателем указывает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов. Черный дым – слишком богатая смесь изза неисправности системы управления двигателем или форсунок. Сизый или густой белый дым с примесью влаги (особенно после перегрева двигателя) означает, что охлаждающая жидкость попала в камеру сгорания через поврежденную прокладку головки блока цилиндров. При сильном повреждении этой прокладки жидкость иногда попадает и в масляный картер, уровень масла резко повышается, а само масло превращается в мутную белесую эмульсию. Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влажную или в холодную погоду – нормальное явление.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 11

Шаг 11

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 12

Шаг 12


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!