ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 42

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




Шаг 1

После разборки тщательно очистите, промойте и просушите все детали.
Вам потребуются: переносная лампа, набор плоских щупов, линейка, штангенциркуль, нутромер, микрометр, шабер.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 2

Шаг 2

1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого кольца.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 3

Шаг 3

2. Прочистите отверстия для стока масла подходящим куском проволоки.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 4

Шаг 4

3. Проверьте зазоры между кольцами и канавками на поршне.
Номинальный зазор, мм:
0,04–0,075 – верхнее компрессионное кольцо А;
0,03–0,065 – нижнее компрессионное кольцо Б;
0,02–0,055 – маслосъемное кольцо В.
Предельно допустимый зазор для всех колец – 0,15 мм.

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 5

Шаг 5

4. Наиболее точно зазоры можно определить замером колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину колец в нескольких местах по окружности, затем...
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 6

Шаг 6

5. ...с помощью набора щупов замерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимый, замените поршень с кольцами.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 7

Шаг 7

6. Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте кольцо в цилиндр, в котором оно работало (или будет работать, если кольцо новое), продвиньте поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установилось в цилиндре ровно, без перекосов...
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 8

Шаг 8

7. ...и измерьте щупом зазор в замке кольца. Номинальный зазор должен быть 0,25–0,45 мм, предельно допустимый (в результате износа) – 1,0 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 9

Шаг 9

8. Если зазор меньше 0,25 мм, аккуратно сточите надфилем торцы кольца.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 10

Шаг 10

9. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025–0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры и установите поршни соответствующего ремонтного размера. Измерьте диаметр поршня на расстоянии 55 мм от днища в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу.

Шаг 11

10. Затем измерьте диаметры цилиндра в двух перпендикулярных плоскостях (рис. 5.13) (В – вдоль, А – поперек блока цилиндров) и в четырех поясах (1, 2, 3 и 4). Для этого необходим специальный прибор – нутромер.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 12

Шаг 12

Рис. 5.13. Места измерения цилиндра

Шаг 13

11. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, а также поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Для удобства подбора поршней к цилиндрам их делят в зависимости от диаметров на пять классов через 0,01 мм: A, B, C, D, E (табл. 5.1).
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 14

Шаг 14

Шаг 15

В запасные части поставляют поршни номинального размера трех классов: A, C, E и двух ремонтных размеров (1-й ремонтный размер – увеличенный на 0,4 мм, 2-й – на 0,8 мм).
По массе поршни разбиты на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигатель должны быть установлены поршни одной группы.
Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляют кольца ремонтных размеров, увеличенных на 0,4 и 0,8 мм. На кольцах 1-го ремонтного размера выбито число «40», 2-го – «80».
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 16

Шаг 16

12. Обозначения класса цилиндров выбиты на нижней плоскости блока (привалочная поверхность под масляный картер) напротив каждого цилиндра.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 17

Шаг 17

13. На днище поршня выбиты следующие данные: 1 – класс поршня по отверстию под палец; 2 – класс поршня по диаметру; 3 – стрелка, показывающая направление установки поршня; 4 – ремонтный размер (1-й ремонтный – треугольник, 2-й ремонтный – квадрат); 5 – группа по массе (нормальная – «Г», увеличенная на 5 г – «+», уменьшенная на 5 г – «–»).
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 18

Шаг 18

14. Пальцы с трещинами замените. Палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте палец в поршень. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему палец по классу (табл. 5.2). Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1, 2, 3-й) через 0,004 мм. Класс пальца маркируют на его торце краской. Класс поршня по пальцу выбивают на днище поршня, класс шатуна по пальцу – на крышке шатуна.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 19

Шаг 19

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 20

Шаг 20

15. Замените сломанные кольца и расширитель маслосъемного кольца.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 21

Шаг 21

16. Замените сломанные или треснувшие стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 22

Шаг 22

17. Замените погнутые шатуны. Замените шатун, если во втулке А верхней головки есть задиры и глубокие царапины. Замените шатун, если при разборке двигателя обнаружено, что шатунные вкладыши провернулись в шатуне.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 23

Шаг 23

18. Вставьте палец в верхнюю головку шатуна. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените шатун. Шатуны в сборе с крышками по массе верхней и нижней головок разделены на классы (табл. 5.3).
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 24

Шаг 24

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 25

Шаг 25

19. В двигатель должны быть установлены шатуны одного класса. Маркировка шатуна нанесена на его крышку: А – класс шатуна по массе (буква или краска); Б – класс шатуна по пальцу.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 26

Шаг 26

20. Если на поверхностях, по которым работают сальники, есть глубокие риски, царапины, забоины, коленчатый вал необходимо заменить.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 27

Шаг 27

21. Измерьте коренные и шатунные шейки коленчатого вала.
Номинальные диаметры шеек коленчатого вала, мм:
– коренных – 50,799–50,819;
– шатунных – 47,830–47,850.
Если износ или овальность шеек превышает 0,03 мм, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера.

Шаг 28

Существует четыре ремонтных размера с уменьшением диаметра шеек, мм:
– первый – на 0,25;
– второй – на 0,5;
– третий – на 0,75;
– четвертый – на 1,00.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 29

Шаг 29

22. Если на коренных и шатунных шейках А есть незначительные задиры, риски, царапины, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. После шлифования отполируйте шейки и притупите острые кромки фасок масляных каналов Б абразивным конусом. Промойте коленчатый вал и продуйте масляные каналы сжатым воздухом. Овальность и конусность всех шеек после шлифования не должны превышать 0,005 мм. После шлифования шеек установите вкладыши ремонтных размеров.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 30

Шаг 30

23. Если на рабочих поверхностях упорных полуколец есть задиры, риски и отслоения, замените полукольца. На полукольцах запрещается проводить любые подгоночные работы.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 31

Шаг 31

24. Измерьте осевой зазор коленчатого вала. Для этого установите коленчатый вал и упорные полукольца в блок цилиндров и затяните болты крепления крышек коренных подшипников (см. «Сборка двигателя»).
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 32

Шаг 32

25. Установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец вала. Сдвиньте коленчатый вал от индикатора до упора и установите стрелку индикатора на ноль. Сдвиньте вал в обратную сторону. Индикатор покажет значение зазора. Номинальный осевой зазор коленчатого вала 0,06–0,26 мм, предельно допустимый – 0,35 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените упорные полукольца.

Шаг 33

В запчасти поставляют упорные полукольца двух размеров: номинального – 2,31–2,36 мм и ремонтного (увеличенного на 0,127 мм) – 2,437–2,487 мм.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 34

Шаг 34

26. Осмотрите шатунные и коренные вкладыши. Замените вкладыши с трещинами, задирами, выкрашиванием. На вкладышах запрещается проводить любые подгоночные работы.
Номинальная толщина вкладышей, мм:
– коренных – 1,824–1,831;
– шатунных – 1,723–1,730.
Вкладыши поставляются в запасные части четырех ремонтных размеров, увеличенной толщины, мм:
– первый – на 0,25;
– второй – на 0,50;
– третий – на 0,75;
– четвертый – на 1,00.

Шаг 35

27. Проверьте зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленчатого вала. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. Измерьте диаметры шеек и коренных подшипников, установив крышки с вкладышами на блок и затянув их соответствующими моментами. Вычислите зазор. Зазоры между вкладышами и шейками коленчатого вала:
– коренные подшипники (номинальный 0,026–0,073 мм, предельно допустимый 0,15 мм);
– шатунные подшипники (номинальный 0,02–0,07 мм, предельно допустимый 0,1 мм). Если зазор превышает предельно допустимый, коленчатый вал необходимо прошлифовать под следующий ремонтный размер.
При перешлифовке шатунных и коренных шеек коленчатого вала на ремонтный размер на первой щеке коленчатого вала необходимо поставить соответствующее клеймо, например «Ш 0,25» и «К 0,25» соответственно.

Шаг 36

28. В специализированной мастерской можно измерить биение шеек коленчатого вала.
Биение должно составлять:
– коренные шейки и посадочная поверхность под ведущую шестерню масляного насоса не более 0,03 мм;
– посадочная поверхность под маховик – не более 0,04 мм;
– посадочная поверхность под шкивы и сальники – не более 0,05 мм.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 37

Шаг 37

29. Тщательно прочистите и промойте масляные каналы коленчатого вала.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 38

Шаг 38

30. Не рекомендуется выпрессовывать заглушки самостоятельно, для этого обратитесь в специализированную мастерскую.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 39

Шаг 39

31. Тщательно очистите поверхности блока цилиндров от остатков старых уплотнительных прокладок. Внимательно осмотрите блок. Если обнаружите трещины, блок надо заменить в сборе с крышками коренных подшипников.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 40

Шаг 40

32. Проверьте герметичность рубашки охлаждения блока цилиндров. Для этого заглушите отверстие под водяной насос (установив насос с прокладкой) и залейте в рубашку охлаждения антифриз. Если в каком-нибудь месте заметна течь, значит, блок негерметичен и его надо заменить.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 41

Шаг 41

33. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины и другие дефекты, расточите цилиндры под ремонтный размер (эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской) или замените блок цилиндров. При различных дефектах глубиной более 0,8 мм блок ремонту не подлежит и его надо заменить.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 42

Шаг 42

34. Очистите нагар в верхней части цилиндров. Если там образовался поясок вследствие износа цилиндров, снимите его шабером. Проверьте износ цилиндров, измерив их диаметры.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!