ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 79

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 1

Шаг 1

Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой термистор (резистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры). Датчик ввернут в корпус термостата и соединен с входом контроллера, подключенным к внутреннему источнику напряжением 5 В через резистор 2 кОм. При низкой температуре сопротивление датчика высокое, а при высокой температуре – низкое (табл. 11.4).
Контроллер рассчитывает температуру охлаждающей жидкости по падению напряжения на датчике. На холодном двигателе падение напряжения высокое, а на прогретом – низкое. Температура охлаждающей жидкости влияет на большинство характеристик, которыми управляет контроллер.

Шаг 2

Для замены датчика вам потребуется ключ «на 19».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Частично слейте охлаждающую жидкость из радиатора.
3. Для удобства работы снимите воздушный фильтр (см. «Снятие и установка воздушного фильтра»).
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 3

Шаг 3

4. Отжав пластмассовый зажим, отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости...
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 4

Шаг 4

5. ...и выверните датчик из корпуса термостата.
Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости показано на примере автомобиля с двигателем ВАЗ-21114050.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 5

Шаг 5

На автомобиле с двигателем ВАЗ-11194 все операции по снятию датчика выполняются аналогично.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 6

Шаг 6

6. Остудите датчик до температуры окружающего воздуха. Подсоедините тестер в режиме омметра к выводам датчика и измерьте его сопротивление. Измерьте термометром текущую температуру воздуха и сравните полученные значения с данными табл. 11.4. При отклонении сопротивления от нормы замените датчик.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 7

Шаг 7

7. Для измерения сопротивления на выводах датчика при различных температурных режимах опустите датчик в горячую воду и проверьте изменение его сопротивления по мере остывания воды, контролируя температуру воды термометром. Номинальные значения сопротивления при различных значениях температуры указаны в табл. 11.4.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 8

Шаг 8

Шаг 9

8. Установите датчик в порядке, обратном снятию.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 10

Шаг 10

Датчик детонации, прикрепленный к верхней части блока цилиндров, улавливает аномальные вибрации (детонационные удары) в двигателе.
Чувствительным элементом датчика является пьезокристаллическая пластинка. При возникновении детонации на выходе датчика генерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с возрастанием интенсивности детонационных ударов. Контроллер по сигналу датчика регулирует опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.

Шаг 11

Для замены датчика вам потребуется ключ «на 13».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 12

Шаг 12

2. Нажмите на металлический фиксатор колодки жгута проводов и отсоедините колодку от датчика детонации.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 13

Шаг 13

3. Выверните болт крепления датчика детонации...
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 14

Шаг 14

4. ...и снимите датчик с автомобиля.

Шаг 15

Снятие датчика детонации показано на примере автомобиля с двигателем ВАЗ-21114-50.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 16

Шаг 16

На автомобиле с двигателем ВАЗ-11194 все операции по снятию датчика выполняются аналогично (шланг вентиляции картерных газов на фото снят для наглядности).

Шаг 17

5. Установите датчик в обратном порядке, ввернув болт его крепления моментом 10,4–24,2 Н·м.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 18

Шаг 18

Датчик массового расхода воздуха расположен между воздушным фильтром и шлангом впускного коллектора.
Сигнал датчика представляет собой напряжение постоянного тока, значение которого зависит от количества и направления движения воздуха, проходящего через датчик.
В датчик массового расхода воздуха встроен датчик температуры воздуха, чувствительным элементом которого является термистор, установленный в потоке воздуха. При низкой температуре сопротивление датчика высокое, а при высокой температуре – низкое (табл. 11.5).
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 19

Шаг 19

Шаг 20

Если датчик температуры воздуха неисправен, то контроллер заносит в память код ошибки и включает сигнальную лампу, при этом показания неисправного датчика заменяются контроллером на фиксированное значение температуры воздуха 33 °С.

Шаг 21

Для замены датчика вам потребуются: ключ «на 10» и отвертка с крестообразным лезвием.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 22

Шаг 22

2. Отжав снизу отверткой или пальцем пластмассовую защелку, отсоедините колодку жгута проводов от датчика массового расхода воздуха.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 23

Шаг 23

3. Ослабьте затяжку хомута крепления и отсоедините шланг подвода воздуха от датчика.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 24

Шаг 24

4. Выверните два винта крепления (второй винт на фото не виден) и снимите датчик с воздушного фильтра.

Шаг 25

5. Установите датчик в обратном порядке. Обратите внимание на состояние резиновой прокладки, так как ее повреждение может привести к перебоям в работе двигателя.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 26

Шаг 26

Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач. При вращении ведущих колес датчик скорости вырабатывает 6 импульсов на 1 м движения автомобиля, а контроллер определяет скорость автомобиля по частоте подачи импульсов.

Шаг 27

Для замены датчика вам потребуется ключ «на 10».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 28

Шаг 28

2. Отсоедините колодку с проводами от датчика скорости, поддев пластмассовую защелку.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 29

Шаг 29

3. Отверните гайку шпильки крепления датчика скорости...
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 30

Шаг 30

4. ...и выньте датчик из корпуса коробки передач.

Шаг 31

5. Установите датчик в порядке, обратном снятию.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 32

Шаг 32

Датчик положения дроссельной заслонки установлен сбоку на дроссельном узле и связан с осью дроссельной заслонки.
Он представляет собой потенциометр, на один конец которого подается «плюс» напряжения питания (5 В), другой его конец соединен с «массой». С третьего вывода потенциометра (от ползунка) идет выходной сигнал к контроллеру. Когда дроссельная заслонка поворачивается (от воздействия на педаль управления), напряжение на выходе датчика изменяется. При закрытой дроссельной заслонке оно ниже 0,7 В. Когда заслонка открывается, напряжение на выходе датчика растет и при полностью открытой заслонке должно быть более 4 В. Отслеживая выходное напряжение датчика, контроллер корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. по желанию водителя). Датчик положения дроссельной заслонки не требует регулировки, так как контроллер воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.
При отказе датчика дроссельной заслонки контроллер заносит в память код неисправности датчика, включает сигнальную лампу системы управления двигателем и рассчитывает предполагаемое значение угла открытия дроссельной заслонки по частоте вращения коленчатого вала и массовому расходу воздуха.

Шаг 33

Для замены датчика вам потребуется отвертка с крестообразным лезвием.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 34

Шаг 34

2. Отсоедините колодку жгута проводов от выводов датчика, отжав пластмассовую защелку.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 35

Шаг 35

3. Выверните два винта крепления и снимите датчик положения дроссельной заслонки с дроссельного узла (для наглядности узел снят).
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 36

Шаг 36

4. Установите датчик в обратном порядке. Обратите внимание на состояние уплотнительного поролонового кольца: если кольцо повреждено, замените его новым.

Шаг 37

Регулятор холостого хода регулирует частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, управляя количеством подаваемого воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки. Он состоит из двухполюсного шагового электродвигателя и соединенного с ним конусного клапана. Клапан выдвигается или убирается по сигналам контроллера. Полностью выдвинутая игла регулятора (что соответствует 0 шагов) перекрывает поток воздуха. Когда игла вдвигается, обеспечивается расход воздуха, пропорциональный количеству шагов отхода иглы от седла.
Для замены регулятора вам потребуется отвертка с крестообразным лезвием.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 38

Шаг 38

2. Отожмите пластмассовую защелку и отсоедините колодку жгута проводов от регулятора холостого хода, установленного на дроссельном узле.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 39

Шаг 39

3. Выверните два винта крепления и снимите регулятор с дроссельного узла (для наглядности узел снят).
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 40

Шаг 40

4. Замените порванное или потерявшее эластичность уплотнительное кольцо регулятора холостого хода.

Шаг 41

5. Установите регулятор в обратном порядке, смазав его уплотнительное кольцо моторным маслом.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 42

Шаг 42

Датчик положения коленчатого вала индуктивного типа, предназначен для измерения частоты вращения и положения коленчатого вала. Датчик установлен на крышке масляного насоса напротив задающего диска на шкиве привода генератора. Задающий диск представляет собой зубчатое колесо с 58 равноудаленными (6°) впадинами. При таком шаге на диске помещается 60 зубьев, два зуба срезаны для создания импульса синхронизации («опорного» импульса), который необходим для согласования работы контроллера с ВМТ поршней в 1-м и 4-м цилиндрах.
При вращении коленчатого вала зубья изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока. Установочный зазор между сердечником датчика и зубом диска должен находиться в пределах (1±0,2) мм. Контроллер по сигналам датчика выдает импульсы на форсунки.

Шаг 43

Для замены датчика вам потребуется ключ «на 10».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 44

Шаг 44

2. Отсоедините колодку с проводами от датчика положения коленчатого вала.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 45

Шаг 45

3. Выверните болт крепления...
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 46

Шаг 46

4. ...и выньте датчик из крышки масляного насоса.

Шаг 47

5. Установите датчик в порядке, обратном снятию.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 48

Шаг 48

Управляющий датчик концентрации кислорода применяется в системе впрыска топлива с обратной связью и установлен в верхней части катколлектора. Для корректировки расчетов длительности импульсов впрыска используется информация о наличии кислорода в отработавших газах, эту информацию выдает управляющий датчик концентрации кислорода. Содержащийся в отработавших газах кислород реагирует с датчиком концентрации кислорода, создавая разность потенциалов на выходе датчика. Она изменяется приблизительно от 0,1 В (высокое содержание кислорода – бедная смесь) до 0,9 В (мало кислорода – богатая смесь).
Для нормальной работы температура датчика должна составлять не ниже 300 °С. Поэтому для быстрого прогрева после пуска двигателя в датчик встроен нагревательный элемент.
Отслеживая выходное напряжение датчика концентрации кислорода, контроллер определяет, какую команду по корректировке состава рабочей смеси подавать на форсунки. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то контроллер дает команду на обогащение смеси; если смесь богатая (высокая разность потенциалов) – на обеднение смеси.

Шаг 49

Для замены управляющего датчика концентрации кислорода вам потребуется ключ «на 22».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 50

Шаг 50

2. Разъедините колодку датчика и жгута проводов, отжав пластмассовую защелку.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 51

Шаг 51

3. Отсоедините от термоэкрана фиксатор колодки жгута проводов.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 52

Шаг 52

4. Выверните датчик из катколлектора...
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 53

Шаг 53

5. ...и снимите с автомобиля.

Шаг 54

6. Установите датчик в порядке, обратном снятию.

Шаг 55

Диагностический датчик концентрации кислорода установлен в катколлекторе за нейтрализатором, работает по тому же принципу, что и управляющий датчик, и полностью с ним взаимозаменяем. Сигнал, вырабатываемый диагностическим датчиком концентрации кислорода, указывает на содержание кислорода в отработавших газах после нейтрализатора. Если нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика.
Для замены диагностического датчика концентрации кислорода вам потребуется ключ «на 22».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 56

Шаг 56

2. Разъедините колодку жгута проводов датчика концентрации кислорода и проводки автомобиля.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 57

Шаг 57

3. Отсоедините фиксатор жгута проводов датчика от термоэкрана.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 58

Шаг 58

4. Отверните три гайки крепления дополнительного глушителя к катколлектору и снимите термоэкран приемной трубы глушителя (см. «Замена дополнительного глушителя»).

Шаг 59

5. Выверните диагностический датчик концентрации кислорода...
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 60

Шаг 60

6. ...и снимите его с автомобиля.

Шаг 61

7. Установите диагностический датчик концентрации кислорода в порядке, обратном снятию.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 62

Шаг 62

Датчик фазы двигателя ВАЗ-21114-50 установлен в заглушке головки блока цилиндров. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. На распределительном валу предусмотрен специальный штифт. Когда штифт проходит напротив торца датчика, датчик выдает на контроллер импульс напряжения низкого уровня (примерно 0 В), что соответствует положению поршня 1-го цилиндра в такте сжатия.

Шаг 63

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 64

Шаг 64

2. Отожмите пластмассовую защелку с проводами от датчика фазы.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 65

Шаг 65

3. Выверните два болта крепления датчика и снимите его.

Шаг 66

4. Установите датчик в порядке, обратном снятию.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 67

Шаг 67

Датчик фазы двигателя ВАЗ-11194 установлен на задней крышке привода распределительных валов. Принцип действия датчика аналогичен описанному выше для датчика фазы двигателя ВАЗ-21114-50. На шкиве распределительного вала (впускного) закреплен точечной сваркой задающий диск, имеющий специальную проточку (уступ). Когда диск проходит через прорезь датчика, датчик выдает на ЭБУ импульс напряжения низкого уровня (примерно 0 В), а при попадании в «измерительную» область датчика уступа задающего диска на ЭБУ возникает импульс «опорного» напряжения (примерно 5 В), что соответствует положению поршня 3-го цилиндра в такте сжатия.

Шаг 68

Для замены датчика фазы вам потребуется торцовый ключ «на 10».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 69

Шаг 69

2. Отожмите фиксатор...
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 70

Шаг 70

3. ...и отсоедините от датчика фазы колодку жгута проводов.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 71

Шаг 71

4. Выверните два болта крепления датчика...
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 72

Шаг 72

5. ...и снимите датчик (для наглядности показано выворачивание болтов рожковым ключом на снятом и частично разобранном двигателе).

Шаг 73

6. Установите датчик в порядке, обратном снятию.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 74

Шаг 74

Датчик неровной дороги установлен в моторном отсеке на правом брызговике. Принцип действия датчика основан на пьезоэлектрическом эффекте. При движении по неровной дороге переменная нагрузка оказывает влияние на угловую скорость коленчатого вала. Созданные при этом колебания частоты вращения коленчатого вала сходны с колебаниями, возникающими при пропусках воспламенения.
Датчик неровной дороги измеряет амплитуду колебаний кузова автомобиля и подает сигнал на контроллер. При превышении порога сигнала контроллер отключает функцию диагностики пропусков воспламенения.

Шаг 75

Для снятия датчика неровной дороги вам потребуется отвертка с крестообразным лезвием.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 76

Шаг 76

2. Преодолевая сопротивление металлических фиксаторов, отсоедините от выводов датчика колодку жгута проводов.
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 77

Шаг 77

3. Выверните два винта крепления датчика к кронштейну...
ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, Шаг 78

Шаг 78

4. ...и снимите датчик.

Шаг 79

5. Установите датчик в порядке, обратном снятию.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!