Выпуск субкомпактного хэтчбека (сегмента А) ЗАЗ-1102 «Таврия» начат на Запорожском автомобильном заводе в 1988 году. В 1998 году было создано совместное предприятие ЗАЗDaewoo и была проведена модернизация автомобиля (более 300 конструктивных изменений), после чего он получил название «Таврия Нова» с номером модели ЗАЗ-110206. С 1999 года на платформе автомобиля «Таврия Нова» начат выпуск автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута» с кузовом пятидверный лифтбек.
На автомобили «Таврия» устанавливали карбюраторный двигатель МеМЗ-245 (1,1 л). В дальнейшем его рабочий объем увеличили до 1,2 л и двигатель получил обозначение
МеМЗ-2457. На базе карбюраторного двигателя МеМЗ-2457 для автомобилей «Таврия Нова» и «Славута» был разработан двигатель МеМЗ-2477 с системой распределенного впрыска. Для унификации двигателей автомобилей «Сенс» и «Славута» разработали двигатели семейства МеМЗ-301 (1,3 л), а затем (на новом блоке цилиндров) семейства МеМЗ-307. Причем двигатель МеМЗ-3011 карбюраторный, а МеМЗ-3071 с распределенным впрыском. На часть автомобилей, предназначенных для экспорта в Европу, устанавливали разработанную совместно с фирмой Siеmens систему моновпрыска топлива (двигатель МеМЗ-246). В 2006 году двигатели были модернизированы под нормы Евро-2.
Автомобили «Таврия Нова» и «Славута», поставляемые в Россию, оснащают следующими двигателями: МеМЗ-2457 (1,2 л, 58 л.с., карбюратор), МеМЗ-3011 (1,3 л, 63 л.с., карбюратор), МеМЗ-2477 (1,2 л, 62 л.с., распределенный впрыск), МеМЗ-3071 (1,3 л, 66 л.с., распределенный впрыск).
Все автомобили комплектуют 5-ступенчатой механической двухвальной трехходовой коробкой передач, выполненной в одном картере с главной передачей.
В семейство автомобилей «Таврия», помимо базовой модели ЗАЗ-1102, входили также три модификации специальных автомобилей с ручным управлением: ЗАЗ-11027, ЗАЗ-11028, ЗАЗ-11029.
Семейство автомобилей «Таврия Нова»/«Славута» включает в себя следующие модели и модификации:
ЗАЗ-110206 – базовый автомобиль с закрытым двухобьемным трехдверным кузовом типа комби;
ЗАЗ-110216 – модификация базового автомобиля ЗАЗ-110206 в исполнении «Люкс», которая отличается измененной панелью приборов, двухрычажным переключателем под рулевым колесом и дополнительным оборудованием, повышающим комфортабельность и безопасность автомобиля;
ЗАЗ-110240 – модификация автомобиля ЗАЗ-110206 со специальной задней дверью;
ЗАЗ-1103 – автомобиль с закрытым пятидверным кузовом типа лифтбек с оригинальной дверью задка современного дизайна, с инжекторным двигателем МеМЗ-2477 или МеМЗ-3011;
ЗАЗ-1105 («Дана») – автомобиль с закрытым двухобъемным пятидверным кузовом типа универсал;
ЗАЗ-110550 – грузовая модификация автомобиля ЗАЗ-110206 с кузовом типа пикап.
Грузовые и грузопассажирские модификации, а также модификации для инвалидов в настоящее время на российский рынок не поставляются. В связи с этим в данном издании подробно рассмотрены только автомобили ЗАЗ-1102 «Таврия», ЗАЗ-110206 «Таврия Нова» и ЗАЗ-1103 «Славута».
Кузова всех автомобилей семейств «Таврия» и «Таврия Нова»/«Славута» несущие, цельнометаллические, сварной конструкции c навесными дверьми, капотом и дверью задка. Лобовое стекло и стекло двери задка многослойные, полированные. Причем кузова автомобилей «Таврия» и «Таврия Нова» позиционированы как трехдверный хэтчбек, а кузов автомобиля «Славута» – как пятидверный лифтбек (псевдоседан).
Сиденья водителя и пассажира регулируются в продольном направлении и по углу наклона спинки и оборудованы регулируемыми по высоте подголовниками.
Заднее сиденье неподвижное, подушка и спинка сплошные и складываются вперед для увеличения вместимости багажного отделения. Трансмиссия выполнена по переднеприводной схеме с приводами передних колес, оснащенными шарнирами равных угловых скоростей.
Передняя подвеска независимая, телескопическая, с гидравлическими амортизаторными стойками, витыми цилиндрическими пружинами и реактивными штангами. Задняя подвеска полунезависимая, пружинная, с гидравлическими амортизаторами.
На автомобиле применена рабочая тормозная система с диагональным расположением раздельных контуров, что обеспечивает безопасность вождения автомобиля. Один контур гидропривода отвечает за работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой – за работу левого переднего и правого заднего. При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью. Тормозные механизмы передних колес дисковые с плавающей скобой, задних – барабанные с устройством автоматической регулировки зазоров между тормозными колодками и барабанами. Тормозная система оснащена вакуумным усилителем.
Рулевое управление травмобезопасное, с рулевым механизмом типа шестерня –рейка. Все автомобили оснащены инерционными диагональными ремнями безопасности для водителя, переднего пассажира и крайних пассажиров на заднем сиденье. Для среднего пассажира на заднем сиденье предусмотрен поясной ремень.
В данной книге большинство ремонтных операций показано на примере автомобиля ЗАЗ-1103 (ЗАЗ-110307, ЗАЗ-110308) с кузовом лифтбек в наиболее полной комплектации. Габаритные размеры автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия» и ЗАЗ-110206 «Таврия Нова» показаны на рис. 1.1, автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута» – на рис. 1.2, автомобилей ЗАЗ-1105 и ЗАЗ-110550 – в приложении 2. Технические характеристики автомобилей представлены в табл. 1.1. Основные характеристики двигателей приведены в приложении 3. Элементы автомобиля, расположенные в подкапотном пространстве, и основные агрегаты показаны на рис. 1.3, 1.4 и 1.6.
На рис. 1.3 показано расположение элементов в подкапотном пространстве автомобиля с двигателем МеМЗ-2477. Расположение элементов в подкапотном пространстве автомобилей с другими двигателями, а также расположение основных агрегатов остальных моделей и модификаций автомобилей, показанное на рис. 1.4 и 1.5, аналогично.