Главная

Бензин упал и не отжался

Бензин упал и не отжался

22 Октября 2019


Спрос на бензин в России резко упал – на целый процент!


автор

Александр Климнов, фото автора и И.Горфина


Портал «Известия» сообщает, что спрос на бензин в России в 2019 году снизился за четыре года на рекордное значение – целый процент! Аналитики считают, что даже такой формально небольшой процент – весьма серьезная цифра для рынка, так как за последние 10 лет более заметное снижение было только в 2015-м – на 1,9%. При этом снижение спроса связано не столько с ценами на бензин, которые в этом году растут по минимуму, но и сс рядом прочих затрат потребителей, ведь стоимость владения автомобилем входят также транспортный налог, расходы на парковку, дорожные штрафы. Отсюда в крупных городах нашей страны многие автомобилисты уже начинают чаще переходить на другие способы передвижения, например общественный транспорт, такси или каршеринг. К тому же в ряде регионов все активнее переходят на газ в качестве моторного топлива (это скорее иллюзия, чем реальность, о чем и говорили сегодня на конференции во время выставки GasSuf-2019).

Ускоренное падение
Исследовательская группа «Петромаркет» и агентство «Аналитика товарных рынков» сообщают, что спрос на бензин в 2019 году вновь стал снижаться после небольшого роста в предыдущем году. Так ИГ «Петромаркет» рассчитала, что с января по сентябрь суммарное потребление бензина в стране сократилось почти на 1% к аналогичному периоду прошлого года. Причем на конец июля цифра доходила даже до 1,4%, но неожиданный подъем спроса в августе несколько вернул ситуацию к среднегодовым значениям.
«Петромаркет» считает, даже 1-процентное падение для рынка бензина дело весьма серьезное. Так за последнее десятилетие более заметное падение наблюдалось только в 2015 году – на 1,9%. Например, в 2016 и 2017 гг. спрос снижался на 0,4% и 0,3% соответственно, ну а в 2018-м, напротив, вырос на 0,4%.
Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев также считает, что отклонение от среднегодовых колебаний – тревожный знак. Он говорит: «Необходимо учитывать, что в 2015 году был обвал всего – рубля, цен на нефть, заработали санкции против России. Снижение в относительно спокойной ситуации выглядит серьезнее, чем в условиях, когда все рынки падают».
20190404_161446.jpg
Независимое агентство «Аналитика товарных рынков» отмечает, что с начала 2019 года потребление бензина в России снизилось на 1,1% к аналогичному периоду прошлого года – в физических объемах до 23,74 млн тонн. Гендиректор агентства Михаил Турукалов при этом считает, что данная оценка может быть несколько заниженной из-за некоторой погрешности балансового метода, который используется для подсчета профильными аналитиками. Он сказал: «Цены на российском рынке в 2019 году ведут себя слишком нетипично в сравнении с предыдущими годами, и такое поведение свидетельствует о серьезном падении потребления бензина в стране».

Минэнерго, напротив, заявило, что не наблюдает значительного сокращения отгрузок бензина на внутренний рынок в этом году: «По данным ЦДУ ТЭК, в январе–сентябре 2019 года суммарные отгрузки автомобильных бензинов с нефтеперерабатывающих предприятий российским потребителям сократились всего на 0,4% – до 26,2 млн тонн».

Минэнерго считает, что ситуация с топливообеспечением внутреннего рынка сейчас стабильная, запасы автомобильного бензина составляют 1,7 млн тонн, что на 12,6% больше того же периода 2018 года, что обусловлено ростом его производства при слабом спросе. На это генеральный директор ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов заметил, что данные ЦДУ ТЭК о поставках автобензина с НПЗ на внутренний рынок не совпадают с динамикой спроса. Он сказал: «Во-первых, частично поставки идут на пополнение запасов на нефтебазах. Во-вторых, спрос на бензин в России удовлетворяется не только заводским продуктом, но и суррогатами. За девять месяцев 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018-го потребление этих суррогатов резко снизилось (ранее было отмечено, что около 9% оборота жидкого автомоторного топлива в стране контрафактное и таким эрзац-топливом торгует каждая 12-я АЗС страны – авт.).

Продажа бензина на бирже, где реализуется порядка 20–25% всего автомоторного топлива, за 9 месяцев этого года сократилась на 0,7%. Такие данные привела на своем сайте Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа. А вот по данным Росстата, реализация бензина на внутреннем рынке за 7 месяцев этого года выросла на 2,9%.
Эксперт Михаил Турукалов по этому поводу недоумевает: «Не знаю, откуда Росстат взял такие данные. Ни один фактор не свидетельствует о росте спроса на бензин в России. Все, что мы видим на рынке, говорит именно о его падении».

Причины падения бензинового спроса
В ИГ «Петромаркет» слабый спрос на топливо считают следствием, прежде всего, снижения потребительской активности россиян. Так, по данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в первом полугодии показали снижение на 1,2% к тому же периоду прошлого года. Впрочем, в третьем квартале доходы резко выросли и по итогам 9 месяцев все же вышли в плюс – на 0,2% к аналогичному периоду 2018 года.
Эксперт Иван Хомутов пояснил: «Снижение потребительской активности негативно отражается и на интенсивности эксплуатации легковых автомобилей, и на их численности». Кроме того, эксперт считает, что еще одной причиной снижения потребления бензина стал постепенный переход автовладельцев на более дешевый газ. Например, в 2018 году потребление газомоторного топлива автомобильным транспортом выросло на 9%, а за восемь месяцев нынешнего года увеличилось еще на 5% (и все же речь идет скорее о корпоративных парках, а не о частниках – авт.).

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов отмечсает, что снижение спроса на бензин в первую очередь свидетельствует о потребительском поведении простых автолюбителей, ведь крупные грузоперевозчики в основном используют дизель, отмечает. Рынок новых легковых автомобилей в России за девять месяцев 2019 года по данным ООО «Автостат Инфо» снизился на 2,3% (1 млн 112,5 тыс.), LCV – на 4,7% (до 72,2 тыс.), MCV и HCV – на 4,1% (до 53,7 тыс.) и только автобусов – вырос на 6,8% (до 10,5 тыс.).
Petrol.jpg

По данным Росстата, с начала этого года бензин подорожал на 1,8%. По итогам 2018-го его цены выросла на 9,4%


Эксперт Алексей Калачев считает, что сокращение спроса в этом году все же не приведет к снижению розничных цен на бензин, поскольку в последнее время их регулирование в основном перешло от рынка в руки государства. К тому же с начала этого года стоимость топлива растет сравнительно медленно, отнюдь не превышая темпы инфляции, так что причин отыгрывать цены назад у владельцев АЗС не имеется.
Он подчеркивает: «Не стоит забывать, что у нас постоянно увеличиваются акцизы на топливо, и с 1 января они опять вырастут почти на 4%. А акцизы составляют до 20% в розничной цене бензина. Значит, с нового года нас может ожидать некоторое подорожание топлива». Также, по его мнению потребление бензина снижается вслед на падением спроса на прочие потребительские товары, так, если падает средний чек в магазине и объем покупок в целом, то и внутригородские перевозки товаров тоже пропорционально снижаются (вот здесь можно поспорить – несмотря на большой процент в парке «ГАЗелей», «Соболей» и УАЗов «буханок», их доля именно в развозке потребительских товаров не столь велика, к тому же значительный процент был газифицирован еще в 2000-х – авт.).
IMG_9663.jpg
P.S. Традиционно именно показатель продаж новых (и косвенно с пробегом) автомобилей всегда служил индикаторами и потребительского и промышленного спроса и состояния экономики, а вот продажи бензина, скорее были не индикатором, а некой постоянной в связи с непрерывным ростом парка как легковых, так и коммерческих автомобилей. Так, что некоторое падение спроса именно на бензин говорит о том, что цены на него уже выходят на предел покупательского спроса, прежде всего, малооплачиваемых групп населения. Интересно также упоминание газомоторного топлива в качестве фактора снижения спроса на бензин – легковые автомобили у нас в стране ездят только на пропан-бутане, т.е. сжиженном нефтяном (попутном) газе, который во многих областях страны и недешев и, вообще, дефицитен (за него конкурируют, например, городские бытовые системы газоснабжения), а вот на сжатом метане эксплуатируется практически только коммерческий транспорт, преимущественно, MCV, автобусы и LCV, да и то этот сегмент фактически находится еще в стадии своего становления.



Подписаться

Подписаться бесплатно.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Конференция DealerUp2019 указала дилерам цифровые горизонты

Конференция DealerUp2019 указала дилерам цифровые горизонты

На конференции  DealerUp 2019 обсудили перспективы цифровизации рынка услуг автодилеров

04.12.2019

Пекин хочет довести долю электромобилей на рынке КНР к 2025 году до четверти

Пекин хочет довести долю электромобилей на рынке КНР к 2025 году до четверти

Продажи традиционных автомобилей с ДВС уже достигли в КНР своего пика

03.12.2019

Новые и подержанные легковушки продолжают дорожать в нынешнем году опережающими темпами

Новые и подержанные легковушки продолжают дорожать в нынешнем году опережающими темпами

Финансовая емкость рынков легковых автомобилей перевалила за 10 месяцев 2019 года за 2 триллиона рублей

02.12.2019

Где в России больше всего любят LADA и где – иномарки

Где в России больше всего любят LADA и где – иномарки

RAMR вычислил регионы наиболее лояльные к отечественным брендам и иномаркам

29.11.2019

Мировые автопроизводители делают ставку в КНР на бензиновые SUV в попытках воccтановления продаж

Мировые автопроизводители делают ставку в КНР на бензиновые SUV в попытках воccтановления продаж

Автопроизводтители Китая озабочены восстановлением продаж, а не квотами на электромобили

27.11.2019

Удвоенная утилизация с 2020 года выдавит цены на легковушки вверх

Удвоенная утилизация с 2020 года выдавит цены на легковушки вверх

Утилизационный сбор на легковые автомобили повышается с 2020 года в среднем на 110,7%

25.11.2019

Даймлер и Фольксваген принципиально расходятся в оценках превращения электромобилей в мейнстрим

Даймлер и Фольксваген принципиально расходятся в оценках превращения электромобилей в мейнстрим

Китайский рынок покажет настолько реальный потребитель готов принять электромобиль

22.11.2019

Возврат к списку


  • Комментарии
Загрузка комментариев...