Главная

Бензин упал и не отжался

Бензин упал и не отжался

22 Октября 2019


Спрос на бензин в России резко упал – на целый процент!


автор

Александр Климнов, фото автора и И.Горфина


Портал «Известия» сообщает, что спрос на бензин в России в 2019 году снизился за четыре года на рекордное значение – целый процент! Аналитики считают, что даже такой формально небольшой процент – весьма серьезная цифра для рынка, так как за последние 10 лет более заметное снижение было только в 2015-м – на 1,9%. При этом снижение спроса связано не столько с ценами на бензин, которые в этом году растут по минимуму, но и сс рядом прочих затрат потребителей, ведь стоимость владения автомобилем входят также транспортный налог, расходы на парковку, дорожные штрафы. Отсюда в крупных городах нашей страны многие автомобилисты уже начинают чаще переходить на другие способы передвижения, например общественный транспорт, такси или каршеринг. К тому же в ряде регионов все активнее переходят на газ в качестве моторного топлива (это скорее иллюзия, чем реальность, о чем и говорили сегодня на конференции во время выставки GasSuf-2019).

Ускоренное падение
Исследовательская группа «Петромаркет» и агентство «Аналитика товарных рынков» сообщают, что спрос на бензин в 2019 году вновь стал снижаться после небольшого роста в предыдущем году. Так ИГ «Петромаркет» рассчитала, что с января по сентябрь суммарное потребление бензина в стране сократилось почти на 1% к аналогичному периоду прошлого года. Причем на конец июля цифра доходила даже до 1,4%, но неожиданный подъем спроса в августе несколько вернул ситуацию к среднегодовым значениям.
«Петромаркет» считает, даже 1-процентное падение для рынка бензина дело весьма серьезное. Так за последнее десятилетие более заметное падение наблюдалось только в 2015 году – на 1,9%. Например, в 2016 и 2017 гг. спрос снижался на 0,4% и 0,3% соответственно, ну а в 2018-м, напротив, вырос на 0,4%.
Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев также считает, что отклонение от среднегодовых колебаний – тревожный знак. Он говорит: «Необходимо учитывать, что в 2015 году был обвал всего – рубля, цен на нефть, заработали санкции против России. Снижение в относительно спокойной ситуации выглядит серьезнее, чем в условиях, когда все рынки падают».
20190404_161446.jpg
Независимое агентство «Аналитика товарных рынков» отмечает, что с начала 2019 года потребление бензина в России снизилось на 1,1% к аналогичному периоду прошлого года – в физических объемах до 23,74 млн тонн. Гендиректор агентства Михаил Турукалов при этом считает, что данная оценка может быть несколько заниженной из-за некоторой погрешности балансового метода, который используется для подсчета профильными аналитиками. Он сказал: «Цены на российском рынке в 2019 году ведут себя слишком нетипично в сравнении с предыдущими годами, и такое поведение свидетельствует о серьезном падении потребления бензина в стране».

Минэнерго, напротив, заявило, что не наблюдает значительного сокращения отгрузок бензина на внутренний рынок в этом году: «По данным ЦДУ ТЭК, в январе–сентябре 2019 года суммарные отгрузки автомобильных бензинов с нефтеперерабатывающих предприятий российским потребителям сократились всего на 0,4% – до 26,2 млн тонн».

Минэнерго считает, что ситуация с топливообеспечением внутреннего рынка сейчас стабильная, запасы автомобильного бензина составляют 1,7 млн тонн, что на 12,6% больше того же периода 2018 года, что обусловлено ростом его производства при слабом спросе. На это генеральный директор ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов заметил, что данные ЦДУ ТЭК о поставках автобензина с НПЗ на внутренний рынок не совпадают с динамикой спроса. Он сказал: «Во-первых, частично поставки идут на пополнение запасов на нефтебазах. Во-вторых, спрос на бензин в России удовлетворяется не только заводским продуктом, но и суррогатами. За девять месяцев 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018-го потребление этих суррогатов резко снизилось (ранее было отмечено, что около 9% оборота жидкого автомоторного топлива в стране контрафактное и таким эрзац-топливом торгует каждая 12-я АЗС страны – авт.).

Продажа бензина на бирже, где реализуется порядка 20–25% всего автомоторного топлива, за 9 месяцев этого года сократилась на 0,7%. Такие данные привела на своем сайте Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа. А вот по данным Росстата, реализация бензина на внутреннем рынке за 7 месяцев этого года выросла на 2,9%.
Эксперт Михаил Турукалов по этому поводу недоумевает: «Не знаю, откуда Росстат взял такие данные. Ни один фактор не свидетельствует о росте спроса на бензин в России. Все, что мы видим на рынке, говорит именно о его падении».

Причины падения бензинового спроса
В ИГ «Петромаркет» слабый спрос на топливо считают следствием, прежде всего, снижения потребительской активности россиян. Так, по данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в первом полугодии показали снижение на 1,2% к тому же периоду прошлого года. Впрочем, в третьем квартале доходы резко выросли и по итогам 9 месяцев все же вышли в плюс – на 0,2% к аналогичному периоду 2018 года.
Эксперт Иван Хомутов пояснил: «Снижение потребительской активности негативно отражается и на интенсивности эксплуатации легковых автомобилей, и на их численности». Кроме того, эксперт считает, что еще одной причиной снижения потребления бензина стал постепенный переход автовладельцев на более дешевый газ. Например, в 2018 году потребление газомоторного топлива автомобильным транспортом выросло на 9%, а за восемь месяцев нынешнего года увеличилось еще на 5% (и все же речь идет скорее о корпоративных парках, а не о частниках – авт.).

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов отмечсает, что снижение спроса на бензин в первую очередь свидетельствует о потребительском поведении простых автолюбителей, ведь крупные грузоперевозчики в основном используют дизель, отмечает. Рынок новых легковых автомобилей в России за девять месяцев 2019 года по данным ООО «Автостат Инфо» снизился на 2,3% (1 млн 112,5 тыс.), LCV – на 4,7% (до 72,2 тыс.), MCV и HCV – на 4,1% (до 53,7 тыс.) и только автобусов – вырос на 6,8% (до 10,5 тыс.).
Petrol.jpg

По данным Росстата, с начала этого года бензин подорожал на 1,8%. По итогам 2018-го его цены выросла на 9,4%


Эксперт Алексей Калачев считает, что сокращение спроса в этом году все же не приведет к снижению розничных цен на бензин, поскольку в последнее время их регулирование в основном перешло от рынка в руки государства. К тому же с начала этого года стоимость топлива растет сравнительно медленно, отнюдь не превышая темпы инфляции, так что причин отыгрывать цены назад у владельцев АЗС не имеется.
Он подчеркивает: «Не стоит забывать, что у нас постоянно увеличиваются акцизы на топливо, и с 1 января они опять вырастут почти на 4%. А акцизы составляют до 20% в розничной цене бензина. Значит, с нового года нас может ожидать некоторое подорожание топлива». Также, по его мнению потребление бензина снижается вслед на падением спроса на прочие потребительские товары, так, если падает средний чек в магазине и объем покупок в целом, то и внутригородские перевозки товаров тоже пропорционально снижаются (вот здесь можно поспорить – несмотря на большой процент в парке «ГАЗелей», «Соболей» и УАЗов «буханок», их доля именно в развозке потребительских товаров не столь велика, к тому же значительный процент был газифицирован еще в 2000-х – авт.).
IMG_9663.jpg
P.S. Традиционно именно показатель продаж новых (и косвенно с пробегом) автомобилей всегда служил индикаторами и потребительского и промышленного спроса и состояния экономики, а вот продажи бензина, скорее были не индикатором, а некой постоянной в связи с непрерывным ростом парка как легковых, так и коммерческих автомобилей. Так, что некоторое падение спроса именно на бензин говорит о том, что цены на него уже выходят на предел покупательского спроса, прежде всего, малооплачиваемых групп населения. Интересно также упоминание газомоторного топлива в качестве фактора снижения спроса на бензин – легковые автомобили у нас в стране ездят только на пропан-бутане, т.е. сжиженном нефтяном (попутном) газе, который во многих областях страны и недешев и, вообще, дефицитен (за него конкурируют, например, городские бытовые системы газоснабжения), а вот на сжатом метане эксплуатируется практически только коммерческий транспорт, преимущественно, MCV, автобусы и LCV, да и то этот сегмент фактически находится еще в стадии своего становления.


Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Рынок новых LCV в 2020 и 2021 годах не превысит 100 тысяч машин

Рынок новых LCV в 2020 и 2021 годах не превысит 100 тысяч машин

Если случится вторая волна коронавируса рынок новых LCV может обвалиться больше чем на 30%

03.07.2020

В 2020-м рынок новых автомобилей может не превысить 1,2 млн машин

В 2020-м рынок новых автомобилей может не превысить 1,2 млн машин

При наступлении второй волны коронавируса падение продаж новых легковушек в России может составить почти до 40%

03.07.2020

Шесть самых надежных легковушек с пробегом

Шесть самых надежных легковушек с пробегом

Эксперты назвали плюсы и минусы самых востребованных на вторичном рынке моделей

23.06.2020

Бензин в России пошел в рост по цене и качеству

Бензин в России пошел в рост по цене и качеству

Цены на топливо стали расти после выхода из локтайма, а за его качеством проследили госорганы

18.06.2020

Российский премиальный сегмент легковых автомобилей сильно пострадал в мае, но вырос за пять месяцев

Российский премиальный сегмент легковых автомобилей сильно пострадал в мае, но вырос за пять месяцев

Продажи в премиальном сегменте упали на 43% в мае, но за пять месяцев 2020 года выросли на 11,6%

17.06.2020

Как выгодно ввезти легковой автомобиль из Армении и чего при этом опасаться

Как выгодно ввезти легковой автомобиль из Армении и чего при этом опасаться

Вступление Армении в Евразийский экономический союз открыло ее автомобильный рынок и для россиян

17.06.2020

Российский парк автобусов почти на 2/5 состоит из хлама старше 20 лет

Российский парк автобусов почти на 2/5 состоит из хлама старше 20 лет

До 38% автобусов в России должны быть немедленно списаны

15.06.2020

Возврат к списку