Главная
Бюджетный класс автомобилей вымирает?

Бюджетный класс автомобилей вымирает?

Бюджетный класс автомобилей вымирает?

26 Августа 2020


В США дешевые 20-тысячные модели уходят с рынка, а в России?


автор

Александр Климнов, фото автора


По мнению издания Bloomberg не только в Америке, но и во всем мире вымирает сегмент бюджетных моделей автомобилей стоимостью до $20 000. Так ведущие производители: General Motors, Toyota Motor и Honda Motor, один за другим отказались от выпуска и(или) продаж субкомпактов. Это недорогие хэтчбеки и седаны моделей Chevrolet Sonic, Toyota Yaris и Honda Fit, которые в США начинались с цены менее $20 000 и находились среди самых доступных новых автомобилей.

Дешевые модели начального уровня когда-то были обязательными для линейки любого «серьезного» автопроизводителя по причине необходимости привлечения «начинающих» покупателей и потребителей с низкими кредитными рейтингами. Маркетологи каждого бренда надеялись, что в конечном итоге эти клиенты заменят свой автомобиль на более продвинутый и при этом останутся лояльными к бренду своей первой машины. Однако минимальная прибыль от дешевых моделей больше не оправдывает инвестиций и маркетинговых расходов, чтобы выпускать их в то время, когда многие водители выбирают SUV и аналогичные машины.

Ведущий мировой автомобильный аналитик из консалтинговой компании Deloitte Джо Витале считает: «Подержанный автомобиль почти становится автомобилем начального уровня для многих потребителей. Транспортные средства, выходящие из лизинга, весьма востребованы и имеют большую часть новых технологий».

Переход от малых седанов к большим автомобилям не новая тенденция (собственно весь Детройт уже столетие стоит на этой тенденции как краеугольной – авт.), но он ускорился до такой степени, что у людей, которые ищут бюджетные модели, в настоящее время уже нет особого выбора. Представители прошлого поколения (X и Y – авт.), впервые покупавшие автомобиль, могли выбирать из целого ряда предложений, начиная от Dodge Colt и заканчивая Geo Metro. В последние годы эта категория сильно сократилась в США, когда GM убрал из линейки Chevy Cruze, Ford Motor перестал выпускать Fiesta, а Mazda Motor отозвала с рынка модель Mazda2.

На рынке все еще остаются несколько небольших субкомпактных моделей – таких, как Nissan Kicks, Hyundai Accent и Jeep Compass – для водителей, которых удовлетворяет небольшой салон и ограниченное количество «лошадей» под капотом.

Глава отдела продаж Hyundai в США Рэнди Паркер сказал в интервью: «Пока существует спрос, хорошо иметь продукт, который удовлетворяет эти потребности».
bloomberg.jpg
Несмотря на это, продажи новых моделей дешевле $20 000 в течение последних пяти лет снизились всего до 1,3% от всех продаж новых автомобилей в году, судя по данным Kelley Blue Book. Линейка моделей в диапазоне $20 000–30 000 также резко усохла, снизившись с 44% до 22%.

Это означает, что покупатели выкладывают больше денег за привилегию выезда из шоу-рума на новых четырех колесах. По данным Kelley Blue Book, средняя цена, заплаченная за новый автомобиль, приближается к $39 000. Это значительно превышает доступный бюджет некоторых покупателей, заставляя их искать новые предложения со значительными скидками (т.е. стоковые машины 2-3-летней давности – авт.) или выбирать подержанные автомобили.

Интересная ситуация возникает сейчас, когда все больше покупателей впервые покупают автомобили, что стало непреднамеренным следствием пандемии коронавируса. Пандемия, по-видимому, обнулила многолетнюю тенденцию, в соответствии с которой молодые люди предпочитали общественный или совместный транспорт владению транспортными средствами. Аналитики говорят, что сейчас маятник качнулся назад на фоне карантина и повышенного страха перед заразной болезнью.

Так Витале подчеркивает: «Когда они переезжали в города, они считали владение автомобилем неудобным и дорогостоящим, но теперь у нас есть молодые люди, которые никогда не задумывались о том, чтобы владеть автомобилями, но покупают их».

Одно из положительных изменений для покупателей: все больше новых автомобилей возвращаются из лизинга, так как некоторые пары, работающие дома, отказываются от машины, а также есть приток моделей из быстро сокращающегося парка прокатных компаний. Рост за последние несколько десятилетий количества сертифицированных программ с гарантиями и улучшение среднего качества подержанного транспорта также помогает снизить давление, направленное на покупку новых автомобилей.

Исполнительный аналитик компании Autotrader, занимающейся исследованиями в области шоппинга автомобилей Мишель Кребс говорит: «Молодых людей всегда привлекали подержанные автомобили, и теперь у них на выбор есть более качественные подержанные автомобили».

Отечественный портал «Автомаркетолог» обратился к отечественным экспертам, чтобы узнать, как обстоят дела на отечественном рынке, в какой степени данная тенденция верна для него. Мнения экспертов, что интересно, несколько разделились.

Так, руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина, сказала: «Сейчас в России действительно мало новых моделей иномарок стоимостью до 1 млн.руб. Сегмент доступных авто, которые несколько лет подряд занимали около 20% рынка, сократился и составляет сейчас менее 5%. Автомобилисты, желающие приобрести автомобили по доступной цене, переключают внимание на автомобили с пробегом. Так, на фоне снижения продаж новых автомобилей на 19% за 7 месяцев 2020 года, продажи на рынке авто с пробегом сократилась на 13%. Осенью ожидается традиционный рост цен на рынке новых автомобилей, но делать прогнозы на авто из новых поставок (произведенных уже после возобновления работы автомобильных заводов после пандемии) пока рано.
Одной из альтернатив доступным моделям массового сегмента станут представители китайского автопрома, популярность среди российских автомобилистов сейчас набирает Haval, единственный китайский бренд, имеющий локализованное производство в России».

Руководитель отдела продаж «Авилон.Volkswagen» Максим Васильев, считает: «Нет, для российского авторынка тренд «вымирания» доступных моделей не актуален – наоборот, у нас сегмент бюджетных новых автомобилей всегда будет пользоваться спросом. Во-первых, существует разница в уровне среднего дохода жителя США и России, а также уровня средней цены автомобиля на Западе и у нас. То есть, для среднестатистического автовдалельца США цена в $20 000 – это действительно практически минимальная стоимость, крайне бюджетный автомобиль, который может там себе позволить практически каждый («каждый» – условно говоря, как у нас – каждый покупатель Lada Granta, например). Однако в переводе на рубли мы получаем по актуальному курсу уже 1 480 000, и это уже внушительная сумма для покупателя, его осознанная покупка, которую он, как правило, обдумывает заранее. Во-вторых, автомобиль у нас не всегда приобретают только как средство передвижения (как в США, где без личного автомобиля сложно себе представить поездки между городами), а порой больше как предмет роскоши. И покупатель именно с такой целью, вероятнее всего, возьмет кредит, например, на новый Volkswagen или Hyundai, стоимостью около тех же 1,2 – 1,5 млн рублей, и не будет покупать автомобиль с пробегом.
Таким образом, бюджетный класс автомобилей на российском авторынке всерьез и надолго, это действительно популярный сегмент автомобилей и в данный момент нет предпосылок для его исчезновения».

Директор Gruzdev-analyze Александр Груздев в свою очередь считает: «Все зависит от того, что мы называем доступным автомобилем. 20 000 $ в рублях – это 1,5 млн рублей, это очень неплохой выбор автомобилей, и в России в этом сегменте как раз наоборот становится тесно. Самые главные бестселлеры российского рынка как раз все попадают в эту категорию, все ТОП-10 моделей российского рынка попадают как минимум своей ценой «от» в категорию до 1,5 млн рублей. Я бы скорее вел речь не столько о дешевых автомобилях, сколько о маленьких автомобилях. В отношении именно российского рынка все больше и больше начинают преобладать кроссоверы, пусть иногда это даже псевдокроссоверы, но размер действительно имеет значение. Еще немного – и половина рынка новых автомобилей будет принадлежать именно этому классу. А вот найти конкурента для Kia Picanto уже очень проблематично. Маленькие Peugeot и Citroen больше не возят, Nissan Juke также пропал из продажи.

Если же говорить именно о замене дешевых автомобилей подержанными, то пока в России я такого не наблюдаю, а рост программ и внимания дилеров к б/у автомобилям скорее связан с тем, что в период (и уже достаточно длительный) низких продаж новых автомобилей, продавать б/у автомобили стало интересно. На них просто обратили внимание и за последние несколько лет уже массового научились с ними работать. Еще 10 лет назад б/у автомобилями особо никто не интересовался из дилеров, 7 лет назад внедрили трейд-ин, но только для того чтобы продавать клиенту новый автомобиль, 5 лет назад стали появляться дилеры активно работающие с б/у автомобилями – и не просто активно работающие, а еще и успешно работающие. А за последние 3 года уже большинство дилеров не просто обратили внимание, но и научились работать и продавать б/у-автомобили, поэтому мы и наблюдаем такой рост внимания к этим автомобилям, и появляются кредиты и различные программы поддержки, именно потому что на это направление бизнеса обратили внимание, а не потому что дешевые автомобили больше не нужны нашему рынку и что они заменяются на б/у».

P.S. Как говорит пословица: что русскому здорово, то немцу смерть. Российский рынок находится на иной исторической стадии своего развития в сравнении с американским, так что те тенденции, которые главенствуют за океаном в России доходят с опозданием и иногда в совершенно ином виде. При этом общемировая тенденция повышения спроса на SUV в России действует объективно в связи с общим неважным состоянием дорог и сложными погодными условиями как будто специально созданными для автомобилей с повышенной проходимостью. Тенденция усыхания ценового сегмента до 1 млн рублей в России связана не только и не столько с сокращением предложения на рынке, сколько с девальвацией рубля по отношению к доллару и евро, что и вызывает перетекание иномарок в более дорогие ценовые сегменты, сохраняя данный сегмент рынка практически исключительно за отечественной LADA и самыми бюджетными моделями иномарок. Впрочем, и здесь не обходится без потерь, достаточно вспомнить недавний уход с нашего рынка марки Datsun.


Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Тесла возглавляет американский авторынок по росту продаж

Тесла возглавляет американский авторынок по росту продаж

В сентябре продажи Tesla выросли в 2 раза, а за три квартала – на 65%

16.10.2020

Рынок легковушек с пробегом в сентябре  подскочил на четверть

Рынок легковушек с пробегом в сентябре подскочил на четверть

За три квартала 2020 года продажи автомобилей с пробегом снизились на 2,4%

14.10.2020

Москва лидирует на рынке новых легковушек, несмотря на потери

Москва лидирует на рынке новых легковушек, несмотря на потери

Москва потеряла в сентябре 7,6% рынка легковушек на фоне его роста на 8,4% по стране

13.10.2020

В сентябре Норвегия поставила новый рекорд электромобильности

В сентябре Норвегия поставила новый рекорд электромобильности

Уровень проникновения PEV в Норвегии поставил новый рекорд в 82%!

08.10.2020

Российский рынок легковушек и LCV в сентябре вырос на 3,4%

Российский рынок легковушек и LCV в сентябре вырос на 3,4%

За три квартала 2020 года падение рынка составило 13,9%

06.10.2020

Пекин’2020 – электрический свет сквозь туман

Пекин’2020 – электрический свет сквозь туман

Мотор-шоу Auto China 2020 показало, что восстановление продаж и бум электромобилей происходят на фоне туманных перспектив авторынка

05.10.2020

Шевроле из Узбекистана будет больше

Шевроле из Узбекистана будет больше

Бренд Chevrolet расширяет линейку бюджетных моделей

25.09.2020

Возврат к списку