Дефицит машин на российском рынке продолжится до середины 2022 года

Дефицит машин на российском рынке продолжится до середины 2022 года

9 декабря 2021


Рынок новых легковушек в России завершит 2021 год без предновогоднего бума продаж, но в плюсе


автор

Александр Климнов, фото автора


Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РАД) утверждает, что наблюдающийся дефицит автомобилей в дилерских центрах не прекратится и в первом квартале наступающего 2022 года. По мнению экспертов авторынка, будущей весной текущая ситуация так и не улучшится. Более того, участники рынка отмечают, что настолько острого дефицита новых автомобилей не было уже много лет.
Эксперты РАД считают, что: «Дефицит продолжится в первом квартале 2022 года, это уже ясно. На форуме «Росавтодилер» и дилеры, и производители сошлись во мнении, что такого дефицита не было уже много лет. Мы видим падение продаж уже несколько месяцев подряд, весной ситуация не станет лучше, к сожалению».

Действительно, российский авторынок падает уже свыше полугода. Причем парадокс в том, что реальные продажи сокращаются не из-за падения платежеспособного спроса, но именно из-за физического дефицита новых машин, которые просто не произведены заводами из-за недопоставок комплектующих, по большей части – электронных компонентов (микрочипов для различных систем, начиная с АБС – авт.).
В результате ожидать традиционного предновогоднего бума продаж (который для многих брендов-аутсайдеров, да и части брендов-бестселлеров был просто манной небесной, позволяя поднять годовые цифры реализации для получения оптовых скидок на следующий год – авт.) в том числе из-за роста спроса в преддверии обновления ценников в следующем году, а также на фоне скидок на ряд менее ходовых моделей и марок, не приходится, напротив, ожидается дополнительный дефицит машин и рост цен, ведь покупатели, традиционно откладывавшие покупку авто на конец года (в том числе юрлица – авт.) теперь уже хороших предложений для себя не найдут.
tab.jpg
Впрочем, эксперты считают, что удачное первое полугодие все же сможет вытянуть в итоге и весь год в плюс на ~4%, а общие продажи в 2021 году составят 1,6 млн автомобилей (т.е. рынок продолжит колебаться в пределах данной цифры как и все последние годы – авт.). Этот результат окажется все еще ниже результатов доковидного 2019 года, хотя в Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) и ожидали восстановления рынка до докризисных объемов.

Так, глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель сказал: «Обычно декабрь – благоприятный месяц для продаж автомобилей, но этот год – другой, и нам представляется, что в следующем году существующий тренд сохранится и в ближайшие месяцы цифры еще ухудшатся».

Но некоторые эксперты считают, что некоторую выгоду при покупке машины в декабре получить все-таки будет возможно. Так, гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский говорит: «Дилерам надо выполнять планы и закрывать финансовый год. Поэтому по ряду брендов идет коррекция политики продаж и дилеры готовы снижать маржинальность. Нельзя это назвать скидками, но у клиентов есть возможность получить дополнительные преимущества».

По мнению ряда дилеров сезонность на рынке с начала пандемии была практически полностью нивелирована. С этим согласен и эксперт Сергей Удалов из агентства «АВТОСТАТ», который называет объем рынка за 12 месяцев в размере ~1,6 млн машин. Правда это без учета продаж брендов BMW и Mercedes, которые отчитываются поквартально. В предыдущие кварталы текущего года общие продажи этих марок составляли в среднем по 22,2–24,9 тыс. Если посчитать, что в третьем квартале BMW и Mercedes реализуют еще 23 тыс. машин, то весь рынок за год составит 1,66 млн машин, что на 3,9% выше, чем годом ранее, и на 0,6% меньше, чем в 2019 году.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» подтверждает такую оценку и считает, что некоторое отклонение от этих значений не позволит рынку вырасти выше 4%. Дилеры также подтверждают, что продажи немецких премиальных марок в четвертом квартале, вероятно, будут близки к показателю предыдущего квартала, так как сокращаются меньше рынка.

В «Авилоне» также подтверждают стабильность трафика в шоу-румах во всех сегментах, но говорят о дефицитности автомобилей, что подтверждают и другие дилеры. Председатель правления «Авилона» Андрей Павлович говорит: «Не стоит ожидать, что нехватка комплектующих решится быстро, так как планирование производства обычно закладывается в перспективе нескольких месяцев. Чтобы поставки выросли, требуется большее количество запчастей [комплектующих], которых все еще не хватает». По его мнению, в 2022 году ситуация с доступностью машин на рынке улучшится несущественно.

Андрей Ольховский добавляет, что надежды на улучшение ситуации этим летом и ожидание, что спрос и предложение сбалансируются в начале 2022 года, оказались неосновательными: «Даже те возможности, которые были летом, уже недоступны – как по количеству автомобилей, так и по опциям».
SAM_3357.jpg
Ситуация отражается и на рейтинге брендов. Так, в «Авторитейле», например, утверждают, что число доступных машин достаточно массового бренда Volkswagen упало настолько критично, что не превышает объемов склада премиального бренда Porsche. Но по мере улучшения доступности машин ситуация все же должна прийти в норму: «Те марки, чьи продажи упали из-за маленького склада, отыграют позиции, а те, кто повышает их за счет доступности, как, например, китайские бренды, откатятся в марочном рейтинге вниз» (ну это еще бабушка надвое сказала – если дилеры «китайцев» будут вести активную борьбу за клиентов, то и не просядут так сильно как им предрекают – авт.).

Сергей Удалов отмечает, что некоторые дилеры самостоятельно «растягивают квоту» на несколько месяцев, хотя могли бы реализовать все имеющиеся машины еще в сентябре.

Эксперт маркетплейса «Банкавто» (цифровая платформа РГС-банка) Денис Мавланов считает, что: «Ситуация на рынке не улучшится и в первой половине 2022 года. Кроме того, в новом году продолжится рост цен, который в январе составит порядка 2–3%».

P.S. Вывод: раз ждать новогодних скидок уже не приходится, то, возможно, стоит остановить свой выбор на менее популярных моделях и марках, которые пока еще предлагают со скидками.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Правила ввоза иномарок снова изменились с 1 апреля

Правила ввоза иномарок снова изменились с 1 апреля

Дешевая растаможка иномарок через страны ЕАЭС для «физиков и юриков» закончилась

02.04.2024

Легковые автомобили класса Евро-5 составляют 30% от российского парка

Легковые автомобили класса Евро-5 составляют 30% от российского парка

Доля низкоэкологичных легковушек в российском парке все еще составляет около трети

02.04.2024

Европейцы опасаются, что уже в 2024 году четверть рынка электромобилей будет захвачена машинами китайского производства

Европейцы опасаются, что уже в 2024 году четверть рынка электромобилей будет захвачена машинами китайского производства

Электромобили китайских и прочих брендов, произведенные в КНР, вряд ли остановят даже повышенные ЕС ввозные пошлины

01.04.2024

Новые и подержанные легковые автомобили в России подорожали за 2 года в 1,5 раза

Новые и подержанные легковые автомобили в России подорожали за 2 года в 1,5 раза

Цены на новые и бу легковушки выросли за 2 года на 49%

25.03.2024

Подведены итоги исследования «Рейтинги Авто Года в России» за 2023 год

Подведены итоги исследования «Рейтинги Авто Года в России» за 2023 год

В исследовании «Рейтинги Авто Года – 2023» названы лучшие модели автомобилей

20.03.2024

«FinAuto – 2024»: что нового в сфере финансовых инструментов авторынка?

«FinAuto – 2024»: что нового в сфере финансовых инструментов авторынка?

Шестой форум автобизнеса «FinAuto – 2024. Финансовые инструменты авторынка» состоится в Москве 17 – 18 апреля

15.03.2024

Рынок новых легковых автомобилей в феврале ударился в рост

Рынок новых легковых автомобилей в феврале ударился в рост

За февраль 2024 года продажи новых легковых автомобилей выросли на 85% до 104 тыс., а за 2 месяца 2024-го – на 82% до 184,2 тыс.  

05.03.2024

Возврат к списку