Электрокроссовер Tesla Model Y побил рекорд продаж самого Volkswagen Beetle, правда, пока только в Норвегии
13 января 2023
Четыре из пяти новых легковушек в Норвегии – электромобили и гибридов на рынке Норвегии в декабре достигла почти 83%, а за весь 2022 год – 79%
Александр Климнов, фото производителей
По данным норвежского Дорожного информационного совета (OFV) за полный 2022 год в стране было зарегистрировано 174 329 ед. новых и импортированных подержанных легковых автомобилей (минус 1,1% к 2021 году), причем, декабрь 2022-го оказался рекордным за всю историю рынка!
Так, за минувший месяц было зарегистрировано 39 497 ед. легковых автомобилей, что на 18 930 ед. больше, чем в декабре 2021 года, а новых легковых автомобилей было зарегистрировано больше (+92% до 39 497 ед.), чем перерегистраций машин секонд хэнд (+3,8% до 37 621 ед.). Кстати, первичный ввоз машин с пробегом в Норвегию возрос в декабре более чем в 2,6 раза до 3861 ед., тогда как за весь 2022-й он подрос лишь на 1,3%, т.е. получается, что в плюс данный сегмент вытянул именно декабрь. Доля флит-продаж легковых машин сократилась по 2022 году до 40,9% против 45,9% в 2021-м. Доля полного привода подскочила с 54,4% до 67,3%, т.е. теперь 2/3 новых легковушек в Норвегии полноприводные (думается, что это также связано с тем, что у электромобилей наличие полного привода связано с повышением общей мощности и динамики за счет установки электромоторов на каждой оси – авт.).
Весь же вторичный рынок легковушек в Норвегии за 2022 год сократился на 3% до 512 229 ед., оживившись лишь в декабре на 3,8% до 37 621 ед.
Ну и самое важное по рынку этой скандинавской страны: доля новых машин с нулевым уровнем выбросов, т.е. новых аккумуляторных электромобилей (BEV) и электромобилей на водородных топливных элементах (FCEV) в декабре составила 82,8% против, а за весь 2022 год – 79,3%.
При этом продажи подключаемых гибридов (PHEV) обрушились в декабре на 59,5% до 1905 ед., а за весь год еще больше – на 61,1% до 14 848 ед., т.е. более чем на 3/5! Таким образом, можно было бы сказать, что норвежцы сказали гибридам нет, но продажи неподключаемых (незаряжаемых) гибридов (HEV) просели лишь на 3,1% за год до 9473 ед., а в декабре, вообще, подскочили в 2,1 раза до 1388 ед., так что здесь они еще своего последнего слова не сказали, хотя их доля на рынке и упала с 27,2% в 2021-м до 14% в 2022-м.
Соответственно доля новых электромобилей (BEV) возросла с 64,5% в 2021-м до 79,3% в 2022-м, т.е. с менее чем 2/3 «электрички» всего за год выросли до почти что 4/5! Ну а вместе со всеми гибридами их доля достигла в 2022-м 93,3% против 91,7% годом ранее. Только в декабре было продано 32 714 ед. новых электромобилей (рост в 2,4 раза) и 3,56 тыс. импортированных с пробегом (рост в 4,3 раза), что говорит о дефиците наиболее модных моделей, которые норвежцы готовы ввозить из-за границы хотя бы и с пробегом.
На этом радужном электрическом фоне (во многом обеспеченном огромными государственными и муниципальными дотациями, включая отмену налогов, бесплатные парковки, паромы (что крайне важно для страны испещренной фьордами) и проезд по автострадам и выделенным автобусным полосам – авт.) доли традиционных бензиновых и дизельных легковых автомобилей (ICE) сократились за 2022 год с 4,2% до 3,6% и с 4% до 3,1% соответственно. Впрочем, в декабре бензиновые машины расходились немного живее – их доля составила 6,3% (2503 ед.) против 3,3% в декабре 2021-го, тогда как дизельные легковушки продолжили падение до 2,5% рынка (987 ед.) против 3,5% в последний месяц позапрошлого года. Вполне возможно, что 2023-й станет последним годом, когда в Норвегии вообще продавались обычные легковые автомобили с ДВС, продажи которых норвежское правительство официально запрещает с 2025 года (кроме того, это будет касаться также LCV и городских автобусов).
Топ-20 брендов в Норвегии (см. таблицу выше) возглавила в 2022-м американская Tesla с 21 303 ед. (+4,4%, доля рынка выросла до 12,2% против 11,6% годом ранее), на втором месте Volkswagen с 20 184 ед. (+19,3%, доля рынка 11,6% против 9,6%), а на третьем – BMW с 14 037 ед. (+26,2%, доля 8,1% против 6,3%).
Интересно, что в Топ-20 самых популярных марок пробились и четыре китайских: на 12-м месте – Polestar с 4,7 тыс. (+14,3%, доля 2,7%), на 13-м – MG с 4,24 тыс. (+36,3%, доля 2,4%), на 17-м – BYD с 2,66 тыс. (рост в 2,5 раза, доля 1,5%) и замкнул первую двадцатку Hongqi с 2,09 тыс. (рост в 83,5 раза, доля 1,2%).
В рейтинге Топ-20 моделей за 2022 год лидирует электрокроссовер Tesla Model Y (фото на заставке) с 17 356 ед. (рост в 2,1 раза, доля на рынке 10% против 4,7%), который в декабре (4524 ед.) даже смог опередить месячный рекорд «Фольксвагена Жука», державшийся с 1969 года! Впрочем, данный результат «Игрека» достигнут практически за счет «внутрибрендового каннибализма», так бывший бестселлер – электроседан Tesla Model 3 рухнул в 2022-м аж на 17-е место (3163 ед., –73,8%, и долей всего 1,8% против 6,8%). Второе место также за электрокроссовером, но уже немецкой модели VW ID.4 с 11 561 ед. (+33,7%, доля 6,6% против 4,9%). На третьем месте тоже электрокроссовер – Skoda Enyaq с 7558 ед. (+32,4%, доля 4,3% против 3,2%).
Лучший из не аккумуляторных электромобилей на 5-м месте – это кроссовер VolvoXC40 (впрочем, и у него есть электрическая версия Recharge) с 5507 ед. (–14,4%, доля 3,2% против 3,6%), причем его базовое исполнение – «мягкий гибрид» (MHEV). Таким образом, вся «двадцатка» бестселлеров норвежского рынка состоит из моделей как минимум гибридных, но большей частью уже чистых электромобилей.
Нужно также упомянуть сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV), которых в Норвегии за 2022 год продали 29,5 тыс. (–13,4%), включая 1,17 тыс. (–32,8%) кемперов, причем, на LCV (новые и импортированные подержанными) с нулевыми выбросами пришлось 6,85 тыс. (+24,8%), т.е. и подсегмент BECV или e-LCV вырос здесь практически на четверть.
Кстати, только недавно дебютировавший в Норвегии новейший электрофургон VW ID.Buzz уже смог пробиться в Топ-20 рейтинга новых LCV – на 17-е место с 665 ед., заняв ~2,3% от всего местного рынка LCV. А лидирует на норвежском рынке LCV серия Mercedes-Benz с моделями Vito и Viano (3,46 тыс., +14,4%, доля рынка 11,7%), у которых также есть электроверсии. Второе место в Топ-20 моделей LCV занимает VW Transporter/ Caravelle с 2,68 тыс. (–31,4%, доля 9,1%), а третье также VW модели Caddy (2,14 тыс., –4,9%, доля 7,3%).
Тем не менее, из брендов LCV в Норвегии наиболее популярна Toyota (6,12 тыс., –8,3%, доля 20,8%) с фургонами и минивэнами Proace (2,0 тыс., –33,8%), Proace City (1,9 тыс., +42%), а также попавшим в коммерческую категорию внедорожником Land CruiserPrado (1,3 тыс., +43,7%). Но очевидно, что для того чтобы удержаться на рынке этой страны Toyota придется выпустить, хотя бы 48-вольтовые мягкогибридные (MHEV) версии и LC Prado и пикапа Hilux со стартер-генераторами, небольшими батареями и бустерными электромоторами в маховиках, так как их нынешние дизельные версии выьбрасывают неполиткорректное количество CO2 – до 255 г/км. Так, что как раз норвежский рынок отлично подходит для запуска таких «позеленевших» версий.
P.S. Почему такое внимание именно к Норвегии – потому, что авторынок и автопарк этой небольшой северной страны по количеству электромобилей на душу населения – крупнейшие в мире (хотя по абсолютным размерам, конечно, уже уступают более крупным странам)! Это стало возможным, потому что 98% электроэнергии в стране производится из экологически чистых возобновляемых источников (преимущественно гидроэлектростанций в горной местности).
Благодаря столь быстрому и уверенному внедрению электромобилей Норвегия на три года ранее намеченного срока (в 2017-м вместо 2020-го) смогла достигнуть своего целевого показателя выбросов CO2 в 85 г на километр пробега для новых легковых автомобилей!
А теперь Норвегия уже опережает и европейские требования по удельным выбросам CO2 на 2025 год (80,8 г/км), и даже на 2030-й (59,4 г/км), хотя выбросы диоксида углерода новыми бензиновыми и дизельными ICE в 2022-м формально возросли, но это из-за перехода на более строгий стандарт измерения WLTP вместо NEDC, причем, из-за низких и продолжающихся снижаться общих продаж данных ТС их выбросы погоды уже не делают.
Пожалуй, лучше всего прогресс Норвегии в электрификации иллюстрирует следующий график, на котором видна доля проникновения подключаемых (BEV+PHEV) машин в парках ведущих стран мира на конец 2021 года (по некоторым странам цифры более свежие). Так вот – норвежский легковой парк уже в сентябре 2022-го стал ровно на четверть электрофицированным (кстати, уровень электрификации в 10% по парку был достигнут норвежцами в октябре 2018-го, что стало критическим уровнем, после которого полная электрификация, по крайней мере, легкового автопарка стала неотвратимой), а это практически на порядок опережает показатели прочих наиболее продвинутых в деле внедрения электрической мобильности стран, включая «зеленую» Калифорнию, КНР, Германию и Евросоюз. Причем США в целом отстает по электрификации своего легкового автопарка от Норвегии почти в 26 раз!
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка
На выставке UrbanTrans'24 и китайско-российском форуме в области автомобильной промышленности «Управляй Будущим!» подвели итоги развития российского автобусного рынка к ноябрю 2024-го и рассказали о его перспективах до 2030 года