Элитных автомобилей в России все больше – а налогов с них все меньше

Элитных автомобилей в России все больше – а налогов с них все меньше

9 ноября 2021


Парк авто премиум-класса в России за время пандемии вырос на четверть, но объем «налога на роскошь» сократился на 7%


автор

Александр Климнов, фото автора


Элитный автопарк (т.е. тот в котором машины дороже 5 млн руб.) в России и в пандемию COVID-19 растет двузначными темпами, хотя и медленнее, чем до нее. Общая сумма «налога на роскошь», который платят владельцы дорогих автомашин, растет, но средний платеж продолжает снижаться

Аудиторско-консалтинговая компания FinExpertiza на основе данных Федеральной налоговой службы выяснила, что в 2020 году в России т.н. «элитный» автопарк, вырос на 22,4%. Годом ранее темпы прироста в этом сегменте авторынка были выше более чем вдвое – 48,3%, а всего за последние пять лет пакр автомобилей класса премиум в России вырос более чем в три раза: с 27,2 тыс. до 97,6 тыс. При этом несмотря на быстрый рост сегмента, его доля от общего парка легковых автомобилей в стране все еще незначительна и составляет лишь 0,23%.

Справка: базовые ставки для транспортного налога согласно налоговому кодексу устанавливаются в зависимости от мощности двигателя автомобиля – ставка (в рублях на лошадиную силу) тем выше, чем больше паспортная мощность. При этом каждый регион может уменьшать или увеличивать базовую ставку, но не более чем в десять раз. Кроме того, владельцы дорогих автомобилей с 2014 года платят транспортный налог с повышающим коэффициентом (т.н. «налог на роскошь»): если автомодиль стоит 3–5 млн руб. и не старше трех лет, то коэффициент для налога – 1,1. Если его цена от 5 млн до 10 млн руб. и автомобиль не старше пяти лет, то коэффициент составляет 2, если его цена – 10–15 млн руб. и автомобиль не старше десяти лет, то коэффициент равен 3. Для расчета транспортного налога Минпромторг каждый год публикует перечень дорогих автомобилей (со средней стоимостью от 3 млн руб.). Кстати, транспортный налог за 2020 год автовладельцам нужно заплатить до 1 декабря 2021 года.

Общая сумма налога на элитные автомобили за 2020 год составила 5,83 млрд руб., что на 13,8% больше, чем годом ранее. Из этой суммы 4,36 млрд руб. приходятся на владельцев автомобилей премиум-сегмента (стоимостью 5–10 млн руб.), а 1,47 млрд – на владельцев авто класса люкс дороже 10 млн руб.

Несмотря на то что сумма начисленных налогов все растет и растет с момента введения повышающего коэффициента в 2014 году, в исследовании указывается, что при соотнесении количества всех элитных машин и начисленных на них налогов усредненный платеж, тем не менее, уменьшается каждый год. Так, в 2020-м данный показатель для всех автомобилей дороже 5 млн руб. составил 59,8 тыс. руб., что на 7% меньше по сравнению с предыдущим годом. Всего с 2014 года усредненный платеж снизился в 1,75 раза. Президент FinExpertiza Global Елена Трубникова объясняет это тем, что из-за роста цен на автомобили в список Минпромторга каждый год попадает все больше машин меньшей мощности. Отсюда и средняя мощность премиального автомобиля из списка Минпромторга за семь лет снизилась, как и средний налоговый платеж.

Большую часть автопарка машин премиального сегмента (87 тыс.) составляют автомобили дороже 5 млн руб. Авторы исследования также отмечают, что ~65% элитного автопарка принадлежит физлицам, причем, в последние годы доля автомобилей, записанные на юрлица, снижается.

Для парка премиальных легковых машин в России характерна высокая концентрация, так около трети такого автопарка (30,8 тыс. авто) сосредоточено в Москве. В пятерку также входят Санкт-Петербург (10,7 тыс.), Московская область (8,47 тыс.), Краснодарский край (4,64 тыс.) и Республика Татарстан (2,59 тыс.). Меньше всего дорогих машин в Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области и на Чукотке (во всех этих регионах таких автомобилей меньше 20 ед.). При этом по итогам 2020 года премиально-люксовый сегмент сократился только в двух регионах – в Крыму и Ингушетии.

P.S. Вот такой вот «феномен»: налогооблагаемая база растет, а общая сумма налога падает именно потому, что в базу «элитных авто» попадает все больше обычных машин для среднего класса. Может скорректировать понятие роскошного автомобиля по инфляции или это уже необратимо в силу мировой тенденции даунсайзинга двигателей для легковушек всех сегментов в преддверии перехода на электрическую мобильность?

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Эксперты назвали прямых конкурентов будущему российскому кроссоверу LADA Azimut

Эксперты назвали прямых конкурентов будущему российскому кроссоверу LADA Azimut

Кроссоверу LADA Azimut предрекают неплохие перспективы, но при условии умеренной цены

02.07.2025

Минпромторг намеревается недопустить падения российского рынка

Минпромторг намеревается недопустить падения российского рынка

Российские власти обещают не допустить закритичного падения авторынка  

02.07.2025

Мировой рейтинг бестселлеров возглавил кроссовер Toyota RAV4 пятого поколения

Мировой рейтинг бестселлеров возглавил кроссовер Toyota RAV4 пятого поколения

Половина мировых бестселлеров 2024 года носит бренд Toyota

30.06.2025

Чиновников пересадят на электромобили

Чиновников пересадят на электромобили

Для государственных тендеров по закупке автомобилей добавили норматив по экономичности

25.06.2025

«Аэрофлот» уточнил планы приобретения отечественных самолетов к 2030 и 2033 годам

«Аэрофлот» уточнил планы приобретения отечественных самолетов к 2030 и 2033 годам

Группа «Аэрофлот» все же рассчитывает частично получить западные авиалайнеры

20.06.2025

Эксперты предрекают авторынку новых легковушек рост в 2026 году до 1,6 млн

Эксперты предрекают авторынку новых легковушек рост в 2026 году до 1,6 млн

Продажи новых легковых автомобилей могут вернуться к уровню 2024 года уже в 2026-м… или в 2028-м

17.06.2025

Пекин вызвал на ковер руководителей китайского автопрома  за демпинг

Пекин вызвал на ковер руководителей китайского автопрома за демпинг

Руководители китайских автобрендов коллективно обвинили в провоцировании демпинга компанию BYD

13.06.2025

Возврат к списку