GasSuf-2024: рынок газомоторной техники – мифы и факты
24 октября 2024
Группа ГАЗ изложила на конференции в рамках GasSuf-2024 свое видение рынка газомоторной техники
Александр Климнов, фото автора и autoplatform.ru
С 22 по 24 октября в МВЦ «Крокус Экспо» прошла 22-я Международная выставка газобаллонного, газозаправочного оборудования и техники на газомоторном топливе GasSuf-2024.
В этом году в выставке приняли участие производители и поставщики газобаллонного и газозаправочного оборудования и России, Китая, Республики Беларусь.
В рамках выставки прошел представительный двухдневный форум «Транспорт на газомоторном топливе».
На форуме были представлены инновационные решения и практические кейсы, направленные на повышение энергоэффективности и экологичности транспорта, эксперты обсудили новейшие технологии и перспективы развития газомоторного и водородного топлива, а также возможности международного сотрудничества в условиях изменяющейся геополитической и экономической ситуации.
Так, руководитель центра транспортных решений ГК «Современные транспортные технологии» Наталья Плетникова представила интересный доклад «Рынок техники на газомоторном топливе – 2024 …в мифах и фактах» в котором опровергла ряд распространенных ложных представлений о рынке газомоторного топлива (ГМТ) до сих пор широко распространенных в стране как в головах рядовых автомобилистов, так и ряда даже руководителей транспортных компаний и топ-менеджеров торговых компаний, а также чиновников, что тормозит развитие отрасли.
Миф первый: количество газовых заправок не увеличивается или увеличивается незначительно.
Факты: С 2013 года парк ТС вырос в 2,7 раз, тогда как количество АГНКС в 3,8 раз, т.е. темпы роста газозаправочной сети превышают рост парка, хотя их общее количество пока еще и не столь велико, но в текущем году превысило тысячу.
Кстати, задержка с ростом сети АГНКС в 2023 году специалистами «Газпрома» объясняется достаточно просто – из-за санкций, в нашу страну прекратились поставки импортного оборудования, в частности компрессоров, но в нынешнем году их смогли «импортозаместить» и ввод в строй газозаправочных станций возобновился.
Миф второй: заправить газовый автомобиль можно только на стационарной АГНКС.
Факты: существует альтернативный вариант заправочной станции – ПАГЗ, представляющий собой оптимальное мобильное решение для удаленных автопарков. Разрабатываются как новые образцы ПАГЗ на различных шасси (на фото на заставке ПАГЗ на массовом шасси «ГАЗон NEXT»), так и растут масштабы их производства.
Миф третий: Автомобили на ГМТ появляются на вторичном рынке через переоборудование.
Факты: газобаллонная модель «Газель БИЗНЕС CNG» производится серийно с 2013 года, а «ГАЗель NEXT CNG» – с 2016 года непосредственно на главном конвейере (автор сам был свидетелем этого – еще до пандемии газобаллонные версии составляли весьма существенную долю в производстве обоих поколений «ГАЗели»). В целом эксперты оценивают рынок заводских (новых) и переоборудованных (как правило с пробегом) под ГМТ автомобилей как 50:50.
Миф четвертый: отличия у газового автомобиля, произведенного серийно, и газового автомобиля, доработанного на вторичном рынке, несущественны.
Факты: 1. НИОКР – разработанные непосредственно самими автопроизводителями автомобили на ГМТ отличаются более продуманной конструкцией, а отсюда и повышенной безопасностью, надежностью и долговечностью, а отсюда лучше сохраняют свою потребительскую стоимость при эксплуатации. 2. Сертификация – газобаллонные автомобили заводской сборки проходят сертификацию в полном соответствии с действующим законодательством и претензий к ним со стороны ГАИ при регистрации и перерегистрации не должно возникать. 3. Документы при покупке – все положенные документы у газовых автомобилей с завода находятся в полном порядке, в отличие от возможных проблем с газовым оборудованием и баллонами у автомобилей, переделанных сторонними мастерскими, в том числе, не все из таковых имеют законный (сертифицированный) доступ к этому виду работ, а значит не дают достаточную гарантию их безопасности, что может стать препятствием для постановки таких ТС на учет в ГАИ. 4. Гарантия – на заводские газобаллонные автомобили сохраняется производителем в полной мере и не отличается от таковой для стандартных бензиновых и дизельных модификаций, тогда как переделанные на ГМТ сторонними предприятиями автомобили таковой зачастую лишаются, что в случае серьезных поломок может сильно ударить по карману автовладельца. 5. Финансовые программы – автопроизводители предлагают для автомобилей на ГМТ те же кредитные и лизинговые продукты, что и для своих прочих моделей, а также (часто вместе с федеральными и региональными властями) и дополнительные льготные программы, рассчитанные именно для ТС на газомоторном топливе.
Миф пятый: распространено мнение, что существуют только 2 типа газа – сжатый и сжиженный.
Факты: на самом деле к ГМТ относятся три типа газового топлива – метан компрированный (до 200 атмосфер, как правило) обозначаемый как КПГ или CNG; метан сжиженный (причем, до двух разных, но сверхнизких температур) обозначаемый как СПГ или LNG, но существует и третий вид газового топлива – сжиженный (попутный нефтяной) пропан-бутан, обозначаемый как СУГ (СНГ) или LPG – исторически более ранний и с более обширной заправочной сетью, но и более дорогой по сравнению с метаном, тем более, что на приобретение ТС на нем не распространяются госсубсидии.
Если КПГ пригоден для любого коммерческого транспорта, включая LCV и такси, то СПГ применяется практически только на магистральных тяжелых грузовиках (а также карьерных самосвалах) и автобусах большого класса, тогда как для легковых машин он малоприемлем из-за дороговизны оборудования (а значит слишком длинного срока окупаемости) и недостаточно еще развитой сети АГНКС. Ну, а СУГ как раз более распространен на легковых автомобилях и LCV, но его запасы не столь велики как у природного газа, к тому же за него с автотранспортом конкурируют, например, сети бытового газоснабжения, а также химическая промышленность – отсюда от использования СУГ(СНГ) на автотранспорте постепенно отказываются, хотя газовая аппаратура для него пока еще дешевле, чем для метана и легче монтируется на легковушки.
Миф шестой: государственные субсидии распространяются на покупку автомобиля, работающего на любом виде газа.
Факты: государством субсидируется только приобретение ТС, работающего на метане (КПГ или СПГ). Государство и крупнейшая газодобывающая компания «Газпром» заинтересованы в развитии индустрии ГМТ именно на основе природного газа, запасы которого в нашей стране самые большие в мире (плюс учитывая возникшие в последние годы затруднения с его сбытом в дальнее зарубежье).
Миф седьмой: выгода при эксплуатации газомоторного автомобиля преувеличена.
Факты: Экономия расходов на топливо для ТС на КПГ составляет 50–60%, плюс к этому экологичность (газовые ДВС априори соответствуют стандарту Евро-5), плюс технологичность, плюс более высокое качество топлива (в среднем), плюс безопасность (при условии грамотной эксплуатации), плюс сохранность (более высокая цена при перепродаже машины с пробегом).
Миф восьмой: время метана прошло – основной фокус сейчас делается на электромобили.
Факты: метан и электричество – равноправные виды (по крайней мере в нашей стране – авт.) альтернативного топлива со своими преимуществами и сферами применения. Шумиха в зарубежных и отечественных СМИ вокруг электромобилей как бы заслонила в последние годы тему использования природного газа, но учитывая нашу специфику и необходимость огромных затрат на создание зарядной сети для BEV, а также сложности их эксплуатации в обширных северных районах, не приходится сомневаться, что тема газификации будет всецело поддержана государством (сейчас принимается Программа развития ГМТ на транспорте до 2035 года).
Таков взгляд фактически Группы ГАЗ изложенный г-жой Плетниковой, с которым практически по всем аспектам можно только согласиться. Однако, думается, что например, проблема развития АГНКС, включая размещение газовых колонок непосредственно на обычных АЗС (такие планы есть) требует дополнительной глубокой проработки и реальных мер по стимулированию (включая облегчение процедуры согласования землеотвода).
P.S. Мое личное мнение: применение легковых электромобилей возможно практически везде по мере развития зарядной сети, электробусы наиболее приемлемы для исторических центров мегаполисов и наиболее экологически проблемных городов; электрические коммерческие ТС (включая такси) – также должны найти применение преимущественно в крупных городах, на курортах и прочих рекреационных и терминальных территориях, а вот природный газ необходим для всего спектра применений, включая магистральный автотранспорт, коммунальную технику, сельское хозяйство, а также речной и железнодорожный транспорт, действующий в городской черте.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.