GasSuf-2024: рынок газомоторной техники – мифы и факты

GasSuf-2024: рынок газомоторной техники – мифы и факты

24 октября 2024


Группа ГАЗ изложила на конференции в рамках GasSuf-2024 свое видение рынка газомоторной техники


автор

Александр Климнов, фото автора и autoplatform.ru



С 22 по 24 октября в МВЦ «Крокус Экспо» прошла 22-я Международная выставка газобаллонного, газозаправочного оборудования и техники на газомоторном топливе GasSuf-2024.

В этом году в выставке приняли участие производители и поставщики газобаллонного и газозаправочного оборудования и России, Китая, Республики Беларусь.
SAM_5302.jpg
В рамках выставки прошел представительный двухдневный форум «Транспорт на газомоторном топливе».
SAM_5205.jpg
На форуме были представлены инновационные решения и практические кейсы, направленные на повышение энергоэффективности и экологичности транспорта, эксперты обсудили новейшие технологии и перспективы развития газомоторного и водородного топлива, а также возможности международного сотрудничества в условиях изменяющейся геополитической и экономической ситуации.
Pletnikova.jpg
Так, руководитель центра транспортных решений ГК «Современные транспортные технологии» Наталья Плетникова представила интересный доклад «Рынок техники на газомоторном топливе – 2024 …в мифах и фактах» в котором опровергла ряд распространенных ложных представлений о рынке газомоторного топлива (ГМТ) до сих пор широко распространенных в стране как в головах рядовых автомобилистов, так и ряда даже руководителей транспортных компаний и топ-менеджеров торговых компаний, а также чиновников, что тормозит развитие отрасли.

Миф первый: количество газовых заправок не увеличивается или увеличивается незначительно.

Факты: С 2013 года парк ТС вырос в 2,7 раз, тогда как количество АГНКС в 3,8 раз, т.е. темпы роста газозаправочной сети превышают рост парка, хотя их общее количество пока еще и не столь велико, но в текущем году превысило тысячу.
Количество_АГНКС_в_РФ_2024.jpg
Кстати, задержка с ростом сети АГНКС в 2023 году специалистами «Газпрома» объясняется достаточно просто – из-за санкций, в нашу страну прекратились поставки импортного оборудования, в частности компрессоров, но в нынешнем году их смогли «импортозаместить» и ввод в строй газозаправочных станций возобновился.

Миф второй: заправить газовый автомобиль можно только на стационарной АГНКС.

Факты: существует альтернативный вариант заправочной станции – ПАГЗ, представляющий собой оптимальное мобильное решение для удаленных автопарков. Разрабатываются как новые образцы ПАГЗ на различных шасси (на фото на заставке ПАГЗ на массовом шасси «ГАЗон NEXT»), так и растут масштабы их производства.

Миф третий: Автомобили на ГМТ появляются на вторичном рынке через переоборудование.

Факты: газобаллонная модель «Газель БИЗНЕС CNG» производится серийно с 2013 года, а «ГАЗель NEXT CNG» – с 2016 года непосредственно на главном конвейере (автор сам был свидетелем этого – еще до пандемии газобаллонные версии составляли весьма существенную долю в производстве обоих поколений «ГАЗели»). В целом эксперты оценивают рынок заводских (новых) и переоборудованных (как правило с пробегом) под ГМТ автомобилей как 50:50.

Миф четвертый: отличия у газового автомобиля, произведенного серийно, и газового автомобиля, доработанного на вторичном рынке, несущественны.

Факты:
1. НИОКР – разработанные непосредственно самими автопроизводителями автомобили на ГМТ отличаются более продуманной конструкцией, а отсюда и повышенной безопасностью, надежностью и долговечностью, а отсюда лучше сохраняют свою потребительскую стоимость при эксплуатации.
2. Сертификация – газобаллонные автомобили заводской сборки проходят сертификацию в полном соответствии с действующим законодательством и претензий к ним со стороны ГАИ при регистрации и перерегистрации не должно возникать.
3. Документы при покупке – все положенные документы у газовых автомобилей с завода находятся в полном порядке, в отличие от возможных проблем с газовым оборудованием и баллонами у автомобилей, переделанных сторонними мастерскими, в том числе, не все из таковых имеют законный (сертифицированный) доступ к этому виду работ, а значит не дают достаточную гарантию их безопасности, что может стать препятствием для постановки таких ТС на учет в ГАИ.
4. Гарантия – на заводские газобаллонные автомобили сохраняется производителем в полной мере и не отличается от таковой для стандартных бензиновых и дизельных модификаций, тогда как переделанные на ГМТ сторонними предприятиями автомобили таковой зачастую лишаются, что в случае серьезных поломок может сильно ударить по карману автовладельца.
5. Финансовые программы – автопроизводители предлагают для автомобилей на ГМТ те же кредитные и лизинговые продукты, что и для своих прочих моделей, а также (часто вместе с федеральными и региональными властями) и дополнительные льготные программы, рассчитанные именно для ТС на газомоторном топливе.

Миф пятый: распространено мнение, что существуют только 2 типа газа – сжатый и сжиженный.

Факты: на самом деле к ГМТ относятся три типа газового топлива – метан компрированный (до 200 атмосфер, как правило) обозначаемый как КПГ или CNG; метан сжиженный (причем, до двух разных, но сверхнизких температур) обозначаемый как СПГ или LNG, но существует и третий вид газового топлива – сжиженный (попутный нефтяной) пропан-бутан, обозначаемый как СУГ (СНГ) или LPG – исторически более ранний и с более обширной заправочной сетью, но и более дорогой по сравнению с метаном, тем более, что на приобретение ТС на нем не распространяются госсубсидии.

Если КПГ пригоден для любого коммерческого транспорта, включая LCV и такси, то СПГ применяется практически только на магистральных тяжелых грузовиках (а также карьерных самосвалах) и автобусах большого класса, тогда как для легковых машин он малоприемлем из-за дороговизны оборудования (а значит слишком длинного срока окупаемости) и недостаточно еще развитой сети АГНКС. Ну, а СУГ как раз более распространен на легковых автомобилях и LCV, но его запасы не столь велики как у природного газа, к тому же за него с автотранспортом конкурируют, например, сети бытового газоснабжения, а также химическая промышленность – отсюда от использования СУГ(СНГ) на автотранспорте постепенно отказываются, хотя газовая аппаратура для него пока еще дешевле, чем для метана и легче монтируется на легковушки.

Миф шестой: государственные субсидии распространяются на покупку автомобиля, работающего на любом виде газа.

Факты: государством субсидируется только приобретение ТС, работающего на метане (КПГ или СПГ). Государство и крупнейшая газодобывающая компания «Газпром» заинтересованы в развитии индустрии ГМТ именно на основе природного газа, запасы которого в нашей стране самые большие в мире (плюс учитывая возникшие в последние годы затруднения с его сбытом в дальнее зарубежье).

Миф седьмой: выгода при эксплуатации газомоторного автомобиля преувеличена.
Цены-на-топливо_2013-2024.jpg
Факты: Экономия расходов на топливо для ТС на КПГ составляет 50–60%, плюс к этому экологичность (газовые ДВС априори соответствуют стандарту Евро-5), плюс технологичность, плюс более высокое качество топлива (в среднем), плюс безопасность (при условии грамотной эксплуатации), плюс сохранность (более высокая цена при перепродаже машины с пробегом).

Миф восьмой: время метана прошло – основной фокус сейчас делается на электромобили.
GAZel_e-NN.jpg
Факты: метан и электричество – равноправные виды (по крайней мере в нашей стране – авт.) альтернативного топлива со своими преимуществами и сферами применения. Шумиха в зарубежных и отечественных СМИ вокруг электромобилей как бы заслонила в последние годы тему использования природного газа, но учитывая нашу специфику и необходимость огромных затрат на создание зарядной сети для BEV, а также сложности их эксплуатации в обширных северных районах, не приходится сомневаться, что тема газификации будет всецело поддержана государством (сейчас принимается Программа развития ГМТ на транспорте до 2035 года).
Что-нужно-для-поддержки-рынка-техники-на-газе.jpg
Таков взгляд фактически Группы ГАЗ изложенный г-жой Плетниковой, с которым практически по всем аспектам можно только согласиться. Однако, думается, что например, проблема развития АГНКС, включая размещение газовых колонок непосредственно на обычных АЗС (такие планы есть) требует дополнительной глубокой проработки и реальных мер по стимулированию (включая облегчение процедуры согласования землеотвода).

P.S. Мое личное мнение: применение легковых электромобилей возможно практически везде по мере развития зарядной сети, электробусы наиболее приемлемы для исторических центров мегаполисов и наиболее экологически проблемных городов; электрические коммерческие ТС (включая такси) – также должны найти применение преимущественно в крупных городах, на курортах и прочих рекреационных и терминальных территориях, а вот природный газ необходим для всего спектра применений, включая магистральный автотранспорт, коммунальную технику, сельское хозяйство, а также речной и железнодорожный транспорт, действующий в городской черте.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Российский авторынок в сентябре остался в Топ-3 в Европе

Российский авторынок в сентябре остался в Топ-3 в Европе

Российский авторынок в сентябре ушел на третье место со второго в европейском рейтинге

22.10.2024

Резкая индексация утильсбора на импортную сельхозтехнику устраивает отечественных производителей, но страшит аграриев

Резкая индексация утильсбора на импортную сельхозтехнику устраивает отечественных производителей, но страшит аграриев

Для защиты падающего рынка отечественных сельхозмашин предлагается взвинтить утильсбор на импортные аналоги

10.10.2024

Российский парк электромобилей и подключаемых гибридов достиг 90 тысяч

Российский парк электромобилей и подключаемых гибридов достиг 90 тысяч

В парке электромобилей и подключаемых гибридов в РФ лидерство захватили модели сегмента SUV

09.10.2024

ЕС включает красный свет перед китайскими электромобилями, но немцы против

ЕС включает красный свет перед китайскими электромобилями, но немцы против

Еврокомиссия окончательно решила ввести «антидемпинговые» пошлины против электромобилей китайского производства, но немецкий автопром против

07.10.2024

Новых легковых автомобилей в сентябре 2024 года продали на 37% больше – 151 тысячу

Новых легковых автомобилей в сентябре 2024 года продали на 37% больше – 151 тысячу

За три квартала 2024 года рынок новых легковушек вырос на 61% до 1,16 миллиона

04.10.2024

Автоперевозки продолжают расти при снижении продаж грузовиков

Автоперевозки продолжают расти при снижении продаж грузовиков

Рынок магистральных автоперевозок грузов достигнет 5,2 трлн рублей

24.09.2024

Возврат к списку