Глобальные продажи электромобилей в 2022 году выросли на 55% до 10,5 млн
27 марта 2023
Доля мирового рынка электромобилей и гибридов в 2022 году достигла 13% от автомобильного рынка планеты
Александр Климнов, фото производителей
На портале EVvolumes.com аналитик Роланд Ирл опубликовал обзор мирового рынка электромобилей и гибридов (PEV) за 2022 год. Ниже приводится сокращенный перевод этой статьи.
Так изменился мировой рынок электромобилей и гибридов, причем, его динамика за последние три года превышает самые смелые прогнозы
Мировые продажи аккумуляторных электромобилей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV) в 2022 году продолжали расти. В общей сложности в течение 2022 года было поставлено 10,5 млн новых PEV, что на 55% больше по сравнению с 2021 годом. Однако модель регионального роста меняется. Так после 2 лет резкого роста продаж в Европе в прошлом году электромобили выросли здесь только на +15% по сравнению с 2021 годом. Слабый рынок автомобилей в целом и постоянная нехватка компонентов взяли свое, что также усугубилось событиями на Украине.
Китай вырвался в 2022 году в сегменте электромобилей и гибридов далеко вперед и наращивает экспорт по всему миру
Продажи электромобилей в США и Канаде увеличились в 2022 году на 48%, несмотря на слабый общий рынок легких автомобилей, который упал на 8%.
Во второй половине 2022 года наблюдалось осторожное восстановление автомобильных рынков по сравнению с низкими результатами аналогичного периода 2021 года. Мировые продажи легковых автомобилей в 2022 году в итоге составили 81 млн, что оказалось на 0,5% ниже, чем в 2021-м и на 15% ниже уровня доковидной эры.
В Китае продажи «автомобилей на новой энергии» или NEV, включающих аккумуляторные электромобили (BEV), подключаемые гибриды (PHEV) и электромобили на водородных топливных элементах (FCEV), в 2022-м бросили вызов всем «встречным ветрам», с которыми страна столкнулась, включая кризис на рынке недвижимости, периодические вспышки Covid-19 и следующие за ними локдауны (особенно тяжелым оказался локдаун экономической столицы страны Шанхая – ред.), но выросли на впечатляющие 82% в годовом исчислении до 59% мировых продаж электромобилей.
Роль Поднебесной в качестве крупнейшей мировой производственной базы электромобилей стала еще сильнее: 6,7 млн или 64% мирового объема BEV, произведены в Китае. Почти 580 тыс. электромобилей были экспортированы из Китая, большинство из которых (407 тыс.) под западными брендами. Крупнейшими экспортерами стали: Tesla (поставки в том числе в Германию, где местная гигафабрика Tesla Berlin еще только встает на ноги – ред.), SAIC, Dacia, Polestar, Volvo, Lynk & Co, BMW и BYD. Все остальные экспортировали менее 10 тыс. BEV каждый.
Ну, а ведущий местный производитель BYD (фото электрифицированного модельного ряда на заставке) более чем утроил продажи – до 1,86 млн, что вывело его в лидеры мирового рейтинга продаж, конечно, если учесть и 944,5 тыс. проданных PHEV. Если же считать только BEV, то американская Tesla Inc. по-прежнему лидирует с большим отрывом, поставив клиентам в 2022 году 1,31 млн чистых электромобилей.
Подключаемые гибриды (т.е., те которые могут подзаряжаться еще и от внешних зарядных устройств – ред.) PHEV составили 27% от мировых продаж в 2022 году в сегменте машин с электроприводом по сравнению с 29% в 2021 году. В то время как их физические объемы продаж все еще увеличивались, их же доля в структуре PEV начала снижаться, сталкиваясь с препятствиями от сокращения стимулов и роста предложений BEV (как по номенклатуре, так и по цене – ред.).
Так, что рост продаж все больше зависит от степени электрификации. В результате, в то время как продажи BEV выросли на 59%, а PHEV – на 46%, обычные подзаряжаемые гибриды (HEV) выросли только на 15%, а т.н. «мягкие гибриды» (гибриды с бустерной АКБ и 48-вольтовым стартер-генератором – ред.), вообще, лишь на 1% по сравнению с 2022 годом.
Таким образом, мировые продажи машин с электроприводом, которые могут подзаряжаться из сети (10,5 млн), впервые оказались выше, чем неподзаряжаемых транспортных средств (8,4 млн).
Электромобили на водородных топливных элементах (FCEV) по-прежнему не влияют на глобальную электрификации легких транспортных средств. Так, их поставки в 2022 году остались на уровне 15,4 тыс., что составило микроскопические 0,02% от мирового рынка легковых автомобилей.
На этом фоне продажи традиционных автомобилей (ICE) только с ДВС снизились на 7%, а их доля в мировых продажах легковых автомобилей снизилась до 76,8% по сравнению с 82,2% в 2021 году.
Быстрое внедрение электромобилей на слабых автомобильных рынках еще больше подняло их акции
В 2022 году на BEV (9,5%) и PHEV (3,5%) пришлось 13% мировых продаж легковых автомобилей по сравнению с 8,3% в 2021 году.
Среди всех стран мира в 2022 году самую высокую долю проникновения электромобилей традиционно показала Норвегия (на BEV здесь пришлось 71% продаж, а на PHEV – 8%), далее Китай с 27 %, Европа с 20,8 % и США с 7,2 %.
Самыми быстрорастущими рынками в пролом году были Индонезия (рост с 1 тыс. до 10 тыс.), Индия с ростом в 3,2 раза до 50 тыс., практически только BEV и Новая Зеландия с 2,5-кратным ростом до 23 тыс. и 20% доли рынка. Поставки и проникновение электромобилей в настоящее время быстро распространяются на глобальный Юг.
Впрочем, в ноябре и декабре 2022 года наблюдались определенные искажения спроса из-за предстоящих сокращений грантов на электромобили в Европе и Китае и в США на 2023 год. Из-за этого спрос на электромобили и ICE был перенесен из 2023 года на 2022 год.
Теперь же в I квартале 2023 года в нескольких странах ожидается большая волатильность продаж электромобилей. За весь 2023 год EVvolume ожидает продаж PEV на уровне 14,3 млн, что на 36% больше, чем в 2022 году, при этом BEV достигнут продаж в 11 млн, а PHEV – 3,3 млн. К концу 2023 года ожидается, что мировой парк электромобилей, учитывая только легковые автомобили достигнет 40 млн из которых 73% придутся на BEV и 27% – на PHEV.
Рейтинг OEM-производителей BEV и PHEV
Китайский BYD обходит американскую Tesla, но пока что только за счет гибридов
Устойчивый рост продаж электромобилей позволил почти всем OEM-производителям увеличить свои продажи в 2022 году, причем, те из них, кто показал более высокий рост, также нарастили и свою долю в данном сегменте. Так, уже упоминавшийся BYD продал более чем в 3 раза больше PEV по сравнению с 2021 годом как за счет роста продаж существующих моделей, так и успешного внедрения новых моделей, причем, он полностью прекратил выпуск обычных ICE и HEV в апреле 2022 года. В настоящее время BYD выступает крупнейшим производителем PHEV и переместился с 3-го места в 2021 году на 1-е место по суммарному выпуску BEV+PHEV. Кстати 16 ноября 2022 года BYD торжественно выпустил свой 3-миллионнный NEV.
И все же в мировых продажах BEV с большим отрывом лидирует Tesla Inc., а ее доля в этом сегменте достигла 17%. Рост продаж Tesla за 2022 год составил 40%, что меньше, чем по BEV-сегменту в целом, но надо учитывать и высокую базу с которой стартовал данный производитель в 2021-м.
Немецкий концерн Volkswagen Group увеличил глобальные продажи PEV всего на 10%, оставшись на прежнем уровне в Европе по сравнению с прошлым годом, причем, его BEV выиграли, в то время как PHEV проиграли. Рост продаж VW Group в Китае составил 44% и 18% в Северной Америке.
Самыми популярными электромобилями группы были VW ID.4, ID.3, Skoda Enyaq и Audi Q4 e-tron, причем, все они именно BEV и созданы на единой платформе MEB.
Электроситикар Wuling Mini EV достиг своего пика продаж в Китае, поэтому по этой причине мировые продажи GM выросли лишь на 13%. Однако, если исключить мини-электромобили, то совокупный рост GM в сегменте 68%.
Альянс Stellantis получил свою долю сектора электромобилей в Европе и США, но с небольшим присутствием на китайском рынке концерн не смог показать на нем достаточно высокие темпы роста. И все же его рост продаж на 34% по-прежнему лучше, чем у большинства многих других западных OEM.
P.S. Итак, в 2022 году именно электромобили и подключаемые гибриды стали истинным спасением для мирового автопрома, который в силу целого ряда проблем: от дефицита электронных комплектующих из-за последствий все еще до конца не унявшейся пандемии ковида, до событий на Украине и близко не смог бы сохранить прежние объемы производства, а так, можно сказать, отделался легким испугом с потерей всего-то полупроцента мировых продаж.