Грузовой рынок за пять месяцев подтвердил наступление китайских марок по всем сегментам
23 июня 2023
Больше, всего проникновение китайских марок на российский рынок заметно в сегменте самосвалов и седельных тягачей
Александр Климнов, фото автора
По данным НАПИ, представленным на проходящей сегодня практической конференции TRANSIT'23 «Автомобильные грузоперевозки», за 5 месяцев 2023 года на рынке РФ было продано 50,1 тыс. новых грузовых автомобилей – на 57,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В мае продажи новых грузовиков к апрелю понизились на 4,3%, среднемесячные продажи с начала нынешнего года составили ~10 тыс. против 7,7 тыс. в прошлом году.
Продажи грузовиков с пробегом за 5 месяцев 2023 года составили 99,6 тыс., что на 18,7% больше, чем в 2022-м. В мае перепродажи снизились на 5,5%.
Продажи новых китайских грузовиков российского производства (преимущественно JAC – 1,1 тыс.) за 5 месяцев выросли до 2,27 тыс., что составило 8,2% от их смена, тогда как 91,6% (25,3 тыс.) импортированы из Китая и только 0,1% (38 ед.) – из Казахстана.
Важнейшие российские дилеры китайских грузовиков
Доля лизинга в продажах новых грузовиков в январе-апреле упала с 91% (25 тыс.) до 80,5% (31,2 тыс.), а в сегменте с пробегом, напротив поднялась с 78% (54,4 тыс.) до 78,5% (61,6%).
В целом лизинг грузовиков за 4 месяца 2023 вырос на 19% до 48 тыс. с 40,4 тыс. в 2022-м.
Львиная доля грузовиков пришла из Китая — 55,2% или 27,6 тыс., далее идут отечественные марки — 34,1% или 17,1 тыс., белорусский МАЗ с долей 5,1% (2,5 тыс.), а нас все прочие пришлось лишь 5,7% или 2,8 тыс.
По типам кузовов выросли только три типа: самосвалы (пост в 2,3 раза, до 18 тыс.), чья доля на рынке выросла на 11,3 п.п. до 36%. Далее в плюсе седельные тягачи с ростом на 91,4% до 14,5 тыс. и долей 28,9% (+5,1 п.п.). Кроме того выросла доля продаж только строительной техники – до 2,8% (на 0,2 п.п.) при росте продаж на 68,2% до 1,4 тыс.
Номинально выросли продажи также подъемной техники – на 19,6% до 3,5 тыс.; бортовой и тентованной – на 19,6% до 2,6 тыс.; коммунальной техники – на 7,3% до 1,9 тыс., прочей техники – на 3,6% до 2,5 тыс., при этом их доли на рынке понизились.
Продажи фургонов снизились на 5,3% до 4,2 тыс., а наливной техники – на 15,1% до 1,6 тыс.
Возрастная структура рынка грузовиков складывается так: новые машины составляют 33,4%, в возрасте 1-3 года – 4,1%, 4-7 лет – 11%, 7-10 лет – 5%, 11-15 лет – 14,9%, 16-20 лет – 12,8% и свыше 20 лет – 18,7%.
Доли китайских и российских брендов по типам кузовов с 2022 года изменились кардинально. Так в сегменте самосвалов доля китайских марок выросла с 41,1% до 78,3%, а российских – упала с 41,3% до 17,3%, а всех прочих – с 17,6% до 4,4%.
В сегменте седельных тягачей китайцы выросли с 1,7% до 67,6%, российские марки упали с 46,8% до 16,7%, а прочие – с 51,5% до 15,8%.
В сегменте фургонов доля китайцев выросла с 5,3% до 20,5%, тогда как российских с 52,5% до 64,6%, а прочих упала с 42,2% до 15%.
По подъемной технике китайцы выросли с 8,5% до 32,3%, российские снизились с 83,3% до 64,5%, тогда как прочие – с 8,2% до 3,3%.
По бортовой или тентованной технике китайцы выросли с 8,5% до 18,7%, российские – с 63,8% до 70,1%, а прочие – с 28,4% до 11,2%.
По коммунальной технике изменения не столь велики, так китайцы выросли почти с нуля (0,1%) до 5,8%, отечественные производители снизились с 74,1% до 71%, а прочие – с 25,8% до 23,2%.
По строительной технике китайцы выросли с 22,6% до 54,9%, отечественные производители – с 62,7% до 41,3%.
А по прочей технике китайцы выросли с 1,6% до 10,3%, наши – с 76,3 до 70,5%, а прочие – с 22% до 19,2%.
P.S. Китайские производители наступают, где более активно, где менее, но по всем фронтам, так что нет сомнения, что по итогам полугодия, а тем более года данные показатели будут еще внушительнее...