Июнь и первая половина 2025 года показали обвал рынка новых ТС
7 июля 2025
За июнь и первое полугодие российский авторынок потерял почти 2/5 продаж, но особенно пострадал коммерческий транспорт
Александр Климнов, фото автора
В июне 2025 года российский рынок всех типов новых транспортных средств (ТС) по данным аналитического агентства «Автостат Инфо» обвалился на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Всего в июне 2025-го было реализовано 100 133 ед. ТС против 145 254 ед. в июне прошлого года.
Падение продаж в июне произошло во всех категориях ТС: легковых автомобилей (–27% до 88 772 ед. против 122 438 ед. годом ранее), пикапов (–36%, с 2220 до 1426 ед.), малотоннажников LCV (–33%, с 8229 до 5506 ед.), грузовиков MCV и HCV (–65%, с 10 816 до 3834 ед.) и автобусов (–62%, с 1551 до 595 ед.).
Итоги I полугодия 2025 года также подтверждают устойчивый нисходящий тренд во всех сегментах рынка.
Так, с января по июнь на российском рынке было реализовано 602 445 ед. новых ТС, что на 29% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года (844 815 ед.).
Легковые автомобили снизились на те же 27% – с 713 398 до 521 652 ед.
Пикапы оказались наиболее устойчивым сегментом, потеряв только 19% – 10 081 против 12 386 ед. годом ранее.
Продажи LCV сократились на 21% – с 47 303 до 37 396 ед.
Грузовики MCV и HCV снизились вдвое – с 61 388 до 29 135 ед. (–53%), т.е. обвалились более чем вдвое.
Сегмент автобусов вообще обвалился на 3/5, т.е. 60% – с 10 340 до 4181 ед.
Так, что российский автомобильный рынок завершает первое полугодие в состоянии глубокой депрессии.
Падение охватывает все типы ТС, однако, самое глубокое оно в сегменте коммерческого транспорта и особенно тяжелых грузовиков и автобусов, что однозначно указывает на замедление темпов роста экономики вследствие политики «замораживания инфляции» через крайне высокую ставку ЦБ (с июня понижена на 1 п.п. до 20% годовых – авт.), кроме того усугубленную для авторынка введением повышенного утильсбора и дополнительными ограничениями на выдачу кредитов физическим лицам на покупку легковых автомобилей.
Самой популярным импортным брендом стал Changan, а импортной иномаркой – его же модель UNI-S (фото на заставке)
Это привело, например, к падению импорта новых автомобилей (по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ») на 63%, т.е. почти 2/3, до 25,8 тыс. в июне и 149,3 тыс. (–63,5%) за первое полугодие 2025-го, против 408,6 тыс. за аналогичный период прошлого года.
Хотя при этом ввоз легковушек с пробегом (т.е. всех машин старше 3 лет) вырос на 20% до 39,6 тыс. в июне и 181,7 тыс. (+2,2%) за январь–июнь.
Лидерами по ввозу новых легковых автомобилей остается Китай, а подержанных – Япония
Наиболее популярными новыми импортными иномарками оказались ввезенные из Китая (73,9%), а подержанными – праворульные «японки» с 48% (если учесть, что учитывается ввоз и из стран без собственной автопромышленности, например Киргизии и Грузии, то фактически эти цифры еще выше).
Кроме того, на фоне замедления инвестиционной активности и свертывания части инфраструктурных закупок наблюдается ослабление корпоративного спроса, и прежде всего со стороны перевозчиков и строительных организаций.
При этом по данным «АВТОСТАТа» полугодовая реализация среднетоннажников MCV обрушилась на 43% (до 6,0 тыс.), а тяжелых грузовиков HCV – на 56%, до 22 тыс.
По словам главы КАМАЗа С.Когогина – в «отказном» (от лизинга и прочих кредитов) парке находятся порядка 50 тыс. грузовиков, преимущественно магистральных седельных тягачей, а в стоках китайских марок – еще примерно 40 тыс. машин. Так, что рынок даже не упал а «коллапсировал».
Относительную стабильность демонстрирует только сегмент пикапов (за счет разворачивания выпуска пикапов группой СОЛЛЕРС и активности импортируемых китайских марок), однако, в силу своего малого масштаба, повлиять на рынок в целом он не способен.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.