Автопроизводители КНР сократили в феврале поставки дилерам на 86%
Александр Климнов, фото Bloomberg
Продажи автомобилей в Китае за февраль нынешнего года продемонстрировали самый большой в истории авторынка КНР провал за месяц, так как эпидемия коронавируса COVID-19 удерживала покупателей по домам, усиливая давление на автопроизводителей, которые уже боролись с беспрецедентным спадом, наступившим еще перед вспышкой инфекции.
Такого падения продаж как в нынешнем феврале китайский авторынок не помнит за всю свою историю, а все предыдущие месячные падения на этом фоне смотрятся как «легкая рябь на воде»
Китайская ассоциация производителей легковых автомобилей (CPCA) сообщила в среду, о том что в феврале продажи на рынке КНР упали на 80%, не предоставив полную информацию о продажах за месяц. Среднесуточные продажи несколько возросли к концу месяца по сравнению с полностью депрессивными первыми тремя неделями.
В пресс-релизе CPCA сказано: «Дилеры постепенно возвращались к работе в течение первых трех недель февраля, но поток посетителей в шоу-румах пока еще очень низок». Ассоциация ожидает, что падение продаж в феврале станет самым глубоким для этого года.
Первый крупный мировой автопроизводитель, сообщивший о своих февральских продажах в Китае – Toyota, заявил, что реализовал в прошлом месяце 23,8 тыс. автомобилей брендов Toyota и Lexus, что на 70% меньше, чем годом ранее.
Президент операций в Китае компании General Motors Мэтт Циен в сообщении на официальном аккаунте GM в WeChat заявил, что в первом квартале отрасль столкнется с «серьезными проблемами», но ожидает, что ситуация улучшится во втором квартале. По словам Циена, GM надеется, что продажи автомобилей в Китае будут расти во втором полугодии этого года.
Немецкие бренды BMW (Группа BMW) и Mercedes-Benz (компания Daimler AG) ожидают, что смогут наверстать отставание в начале года и работают над планами по восстановления потерянных объемов производства и продаж.
Вспышка коронавируса парализовала автомобильную индустрию КНР, тогда когда она планировала постепенно остановить двухлетнее снижение продаж автомобилей в Китае, и у автопроизводителей теперь резко сократилось «окно возможностей» для восстановления потенциала продаж.
За последние десятилетия ведущие мировые автопроизводители вложили миллиарды долларов в крупнейший автомобильный рынок мира, сделав ставку на его серьезный потенциал роста.
Сейчас же пострадали все производители, начиная с лидера рынка Volkswagen Group и амбициозного изготовителя электромобилей Tesla до небольших местных конкурентов, поскольку распространение эпидемии затронуло как потребительский спрос, так и производственные цепочки (в том числе и за пределами Китая – авт.).
Так, CPCA отмечает, что в феврале оптовые продажи автопроизводителей дилерам, вероятно, упали на 86%.
Миллионы компаний в Китае находятся в опасной близости от банкротства, так как потребители все еще остаются дома (в большинстве случаев их пока не пропускают на рабочие места власти – авт.), а производство на заводах простаивает. В феврале активность в производственном секторе страны резко сократилась, а официальная оценка промышленной загрузки упала до самого низкого уровня за всю историю наблюдений.
Хотя центральное правительство и подчеркнуло важность автомобильной промышленности для экономики страны, Пекин все еще не обнародовал новые меры по ее поддержке.
Местные органы власти, которые больше зависят от достижения годовых экономических целей, начали разрабатывать собственные планы стимулирования потребительского спроса, включая автомобильный сегмент рынка.
Так, власти южнокитайского города Фошань в этом месяце начали предоставлять скидку в размере 3000 юаней ($430) для покупателей новых автомобилей. Муниципальное правительство Гуанчжоу выделит по 10 000 юаней каждому покупателю нового автомобиля, а зона свободного экономического развития в городе Сянтань провинции Хунань, начала предлагать по 3000 юаней покупателям автомобилей Geely местного производства.
В условиях замедления экономики и увеличения фискального разрыва Пекин располагает относительно ограниченными возможностями для стимулирования продаж автомобилей. По словам генерального секретаря CPCA Цуй Донгшу, вероятные варианты стимулирования включают в себя снижение 10-процентного налога на покупку автомобилей, ослабление запретов (лимитированные регистрационные номера, реализуемые через аукционную систему – авт.) на покупку автомобилей в основных мегаполисах, и предоставление стимулов сельским жителям для покупки электромобилей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV).
P.S. Cудя по всему, февраль был нелегким для всех мировых рынков (только в Германии рынок упал на 11%), последствия же коронавируса будут ощущаться в автомобильной сфере, как минимум все первое полугодие, причем, в условиях замедления не только китайской, но и мировой экономики, вполне может реализоваться сценарий, при котором и вторая половина года не даст «нам избавления», P.P.S. Во всяком случае, в России ситуация на автомобильном рынке с учетом роста налогов (в виде резко возросшего утилизационного сборка и расширения списка «роскошных» машин), также остается весьма напряженной и требует дополнительных государственных дотаций в виде льготных кредитов (несколько программ) и лизинга (преимущественно для юридических лиц). Однако рынок может сократиться и из-за физического дефицита поставок автомобилей отечественными предприятиями: на так на КАМАЗе и АВТОВАЗе уже созданы специальные комиссии по обеспечению производства комплектующими взамен китайских, поставки которых оказались сорванными из-за эпидемии коронавируса.
Загрузка
На выставке UrbanTrans'24 и китайско-российском форуме в области автомобильной промышленности «Управляй Будущим!» подвели итоги развития российского автобусного рынка к ноябрю 2024-го и рассказали о его перспективах до 2030 года