Китайский авторынок в первом квартале 2023-го оказался в минусе, но электромобили и гибриды держат удар
18 апреля 2023
В I квартале 2023 года авторынок Поднебесной прочно ушел в понижательный тренд из-за SUV и седанов, но продажи и экспорт NEV остаются в плюсе
Александр Климнов, фото carnewschina.com, freightwaves.com, global.chinadaily.com.cn, globaltimes.cn, insideevs.com, sustainable-bus.com
Основные макроэкономические показатели Китая в I квартале 2023 года пошли в рост (так общий ВВП Поднебесной вырос на 4,5% до 28,5 трлн юаней ($4,14 трлн) к аналогичному периоду 2022-го благодаря отказу от жестких ограничений во время пандемии коронавируса, а промышленный индекс показал рост на 3,3%.
Однако китайские автопром и рынок продолжили терять темпы, несмотря на введение (особенно с марта) ряда региональных пакетов поддержки покупателей NEV (BEV+PHEV) и роста потребления населением.
Так, согласно данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM) результаты производства и продаж всех типов автомобилей в КНР за январь–март 2023 год оказались в минусе, но гибриды и электромобили, а также экспорт выросли. МВФ предрекает КНР в текущем году неплохой рост ВВП на 5,4%, что должно в конечном итоге отразиться и на автопроме.
Пока же производство автомобилей всех типов, сократилось в КНР за первый квартал на 2023 года на 4,2% до 6,21 млн.
Производство легковых автомобилей в январе–марте сократилось на 4,3% (до 2,15 млн) из-за охлаждения всех сегментов, кроме MPV, т.е. минивэнов (+7,7%), но особенно седанов (–7,6% до 2,36 млн) и SUV (–1,4%, до 2,61 млн), а также Crossed Passenger Cars, т.е. утилитарных внедорожников (–23,9% до 72 тыс.).
Зато производство NEV выросло за квартал на 27,7% (до 1,65 млн)! В том числе производство легковых электромобилей (BEV) поднялось на 13,7% (до 1,12 млн), а подключаемых гибридов (PHEV) – на 76,5% (до 450 тыс.).
Производство коммерческих автомобилей, т.е. грузовиков (–5,7% до 846 тыс.) и автобусов (+13,9% до 102 тыс.) сократился за квартал на 3,9% до 948 тыс.
Рынок новых автомобилей за I квартал просел, прежде всего, из-за спада SUV и седанов
За первый квартал 2023 года китайский автомобильный рынок сократился на 6,7% до 6,08 млн. В том числе всех легковых автомобилей продали 5,14 млн (–7,3%), включая 2,58 млн (–3,4%) SUV, 2,29 млн (–11,4%) легковушек (Cars), 215 тыс. (+5,2%) минивэнов (MPV) и 59 тыс. (–34,2%) утилитарных внедорожников, а также 1,59 млн (+26,2%) NEV, в свою очередь, включая 1,08 млн (+12,5%) BEV и 431 тыс. (+74,7%) PHEV. Кроме того, реализовано 72 тыс. (+53,2%) электробусов.
Продажи коммерческих автомобилей снизились на 2,9% (до 938 тыс.), в том числе грузовиков – на 4,2% (до 838 тыс.), но седельные тягачи пошли в рост на 21,3% до 122 тыс., как и автобусы (+9,5%) до 100 тыс.
Китайский экспорт автомобилей и NEV рвется вверх
Экспорт автомобилей всех типов из КНР за I квартал 2023 года поставил новый рекорд и составил 994 тыс., что на 70,6% больше, чем за аналогичный период 2022-го. В том числе Поднебесная экспортировала на мировой рынок 248 тыс. NEV (рост на 106,4%), включая 237 тыс. (+103%) легковых BEV и PHEV.
Легковых автомобилей было экспортировано 826 тыс. (+82,9%), а коммерческих автомобилей, т.е. грузовиков и автобусов экспортировали 168 тыс. (+28,1%).
Экспорт коммерческих NEV, т.е. фактически электробусов вырос за квартал в 3,2 раза до ~11 тыс.
P.S. Экспорт китайских автомобилей и особенно электромобилей с гибридами уже стал заметным фактором поддержки национального производства, причем, вклад России (особенно в сегменте SUV) здесь наибольший.