Минпромторг хочет в 5–10 раз повысить утильсбор для сельхозтехники

Минпромторг хочет в 5–10 раз повысить утильсбор для сельхозтехники

19 февраля 2024


Аграрии предрекают падение рынка сельскохозяйственной техники в результате инициативы Минпромторга по резкому росту утильсбора для сельхозтехники


автор

Александр Климнов, фото автора, dzen.ru



По данным «Ъ» Минпромторг РФ вновь намеревается повысить утильсбор на сельхозтехнику, причем сразу в 5–10 раз (!), несмотря на сокращение рентабельности аграриев.
В итоге стоимость мощных импортных тракторов и комбайнов может вырасти на 5–10 млн руб. за машину.

Аграрии и дилеры сельхозтехники призывают Минпромторг и Минсельхоз отказаться от такой идеи, указывая на риски удорожания продуктов питания и призывая поддержать российских машиностроителей иными способами.

Ассоциации аграриев РФ (Российский зерновой союз, Картофельный союз, Национальная мясная ассоциация, Руспродсоюз и другие), а также Ассоциация дилеров сельхозтехники АСХОД в прошлую среду обратились к главе Минпромторга Денису Мантурову с просьбой учесть позицию аграрной отрасли и воздержаться от повышения утилизационного сбора на основные виды сельхозтехники. Аналогичное письмо направлено главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву.

Согласно письмам (имеются у «Ъ»), речь идет о повышении утильсбора на самоходную сельхозтехнику (мощные тракторы, комбайны и опрыскиватели) в 5–10 раз. Инициатором источники «Ъ» называют Минпромторг, отмечая, что индексацию примут после проведения выборов президента РФ.

В Минпромторге подтвердили получение письма, отметив, что следят за изменениями рынка сельхозтехники, в том числе ее импорта. В министерстве заявили: «В зависимости от дальнейшего изменения ситуации будут приниматься соответствующие решения», отметив, что «финальных решений» по повышению сбора не принято. В Минсельхозе «Ъ» сказали, что такой проект пока не поступал.
Zastavka_1.gif
Напомним, что утильсбор на сельхозтехнику в последний раз увеличивался в 2023 году – на тракторы мощностной категории 31–340 л.с. В тот раз «повышение состоялось без каких-либо консультаций с участниками рынка, которые узнали о принятом решении постфактум», напоминается в обращениях ассоциаций. Производства тракторов 118–131 л. с. в стране не было, а импортная техника подорожала в среднем на 1,3 млн руб. Проект по повышению утильсбора публично не публикуется с 2021 года.

В обращении пишут, что повышение сбора может полностью лишить аграриев финансовых ресурсов для развития и инвестиций, а также приведет к росту стоимости всех базовых продуктов питания. Топ-менеджер одного из агрохолдингов полагает, что в случае роста утильсбора в пять раз его доля в стоимости техники вырастет с 10% до 40%.

Влияние повышения утильсбора на себестоимость сельхозпродукции в растениеводстве может достигать 5–7%, в животноводстве — 2–5%, заключает источник «Ъ».

В обращениях приводятся расчеты, что, например, повышение сбора на трактор мощностью 340–380 л. с. в 5 раз приведет к удорожанию техники на 4,6 млн руб., а в 10 раз – на 10,4 млн руб.; на зерноуборочный комбайн с двигателем мощностью 256–325 л. с. – на 4,5 млн руб. и 10,1 млн руб. соответственно; на кормоуборочный комбайн мощностью 296–401 л. с. – на 6,3 млн руб. и 14,3 млн руб. соответственно.

Председатель правления АСХОД Александр Алтынов указывает, что отрасль должна быть ознакомлена с данными, на основании которых принимаются решения о размере повышения в конкретных нишах.

Кроме того, при запретительном барьере для импорта часть дилеров может прекратить работу или существенно сократить операции и штат, отмечает он: в итоге будут потеряны техническая экспертиза и каналы поставок запасных частей. В обращении говорится, что востребованность импортной техники остается высокой, а во многих сегментах полноценные отечественные аналоги техники либо отсутствуют, либо производятся в недостаточном количестве и качестве.

О планах повышения утильсбора знают и в «Росспецмаше» (объединяет машиностроителей РФ). Там говорят, что увеличение ставок не должно касаться сегментов, в которых российская техника не производится или выпускается недостаточно.

Само решение, по оценке «Росспецмаша», направлено на защиту от агрессивного импорта, развитие машиностроения и повышение его конкурентоспособности и не приведет к росту издержек аграриев при приобретении техники производства РФ и Белоруссии.

Гендиректор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко соглашается, что в случае повышения значительно вырастут издержки аграриев, использующих импортную технику, но мера поможет поддержать машиностроителей РФ. По его словам, по сравнению с прошлым годом запчасти для российской сельхозтехники подорожали примерно на 5–10%, на импортные — на 30–40%. Он подчеркивает, что на сегодня свыше 80% техники в парке «Степи» – производства РФ.

Большинство аграриев, резонно настроены скептически
Так, эксперт Союза участников рынка картофеля и овощей Артем Вартанян отмечает, что рентабельность в сельском хозяйстве в России в 2023 году итак снизилась, а повышение утильсбора станет дополнительным бременем.

Вице-президент по региональному развитию и GR ГК «Дамате» Андрей Григоращенко говорит, что компания настороженно относится к инициативе повышения сбора, поскольку та снизит возможности по обновлению парков, которые уже сократились из-за роста ключевой ставки ЦБ.

В АПХ «Мираторг» считают, что повышение стоимости импортной техники нужно сопровождать наращиванием производства техники в РФ, чтобы производители техники наращивали выпуск и конкурировали между собой.

В холдинге указывают: «Если условия для производства техники не будут созданы, то кроме повышения издержек сельхозпроизводителей это ни к чему не приведет».

В группе «Черкизово» отметили, что повышение ставки утильсбора может повлечь отказ от приобретения некоторых транспортных средств, запланированных на этот год. По данным группы, с 2023 года наблюдается повышение цен на технику от 7% до 10%.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что сейчас «не самое оптимальное время для повышения утильсбора».

Рынок сельхозтехники в РФ в 2023 году упал примерно на 20%, а российские машиностроители значительно замедлили темпы роста отгрузок в деньгах.

В отрасли отмечают большую затоваренность складов, в том числе импортной техникой, при низкой доходности аграриев и высокой стоимости кредитов. Улучшения ситуации не будет и в 2024 году: рынок может сократиться в пределах 10%.
Zastavka.gif
Продажи отечественной сельхозтехники в 2023 году выросли на 2,3%, до 240,9 млрд руб., подсчитали в «Росспецмаше», а производство – на 8,2% (271,1 млрд руб.). Но темпы роста значительно замедлились по сравнению с 2022 годом. Основной рост производства пришелся на зерноуборочные комбайны (+16,7%, 5537 ед.) и самоходные кормоуборочные комбайны (+18,6%, 344 ед.) на относительно низкой базе после падения в 2022 году. Выпуск же сельскохозяйственных тракторов сократился на 6,5% до 5793 ед.
SAM_2066.gif
В 2023 году выросли продажи: зерноуборочных комбайнов – на 8% до 4617 ед., косилок – на 6% до 2356 ед. и пресс-подборщиков – на 5% до 912 ед.

При этом в количественном выражении по большинству сегментов зафиксировано снижение отгрузок: тракторов на 13% до 4591 ед., кормоуборочных комбайнов – на 7% до 278 ед., плугов – на 14% (2789 ед.), борон – на 22% (3818 ед.), культиваторов – на 25% (2027 ед.), сеялок – на 21% (4150 ед.).

На ситуацию у игроков РФ повлияло ограниченное финансирование «программы 1432», по которой аграрии могут получить скидки на технику.

Глава Optitech Agro Татьяна Фадеева говорит, что: «Падение выпуска российских производителей тракторной продукции подтверждает достаточно низкий спрос. Общий спрос и розничные продажи в 2023 году упали приблизительно на 20–25%».
Она также указывает на высокую затоваренность дилерской сети: «Импорт, в основном из Китая, сохранялся на крайне высоком уровне, но 82% импорта из Китая было произведено в первом полугодии. Далее произошло серьезное падение, связанное в первую очередь с ростом утильсбора, когда импортеры старались ввезти технику до повышения, и существенным падением спроса, которое стало проявляться в мае 2023 года». По словам г-жи Фадеевой из 6,3 тыс. тракторов, которые были импортированы в РФ, более 50% находятся на складах дилеров.

Теперь же в качестве альтернативы росту утильсбора в 5–10 раз аграрии предлагают Минпромторгу поддержать российских машиностроителей, направив «существующие фонды на развитие производства компонентов».

Впрочем, в «Росспецмаше» на это заметили, что господдержка заводов по выпуску компонентов не должна рассматриваться как альтернатива индексации утильсбора.

По данным «Ъ», средства от повышения утильсбора пойдут не на компоненты. Минпромторг планирует направить их на финансирование «программы 1432» (скидка на технику производства РФ) из-за недостатка ее финансирования.

О нехватке финансирования программы в последние годы активно говорили в «Росспецмаше». При этом Александр Алтынов отмечает, что при резком сокращении импортных поставок финансовая база для «программы 1432» может не сформироваться.

Топ-менеджер одного из агрохолдингов также считает, что поступления от утильсбора не вырастут, так как спрос на технику сильно упадет.

P.S. Как говорится – вот тебе бабушка и юрьев день! Назвать рост утильсбора едва ли не на порядок «индексацией» – надо иметь хорошее чувство юмора. Такие качественные изменения коренным образом меняют расстановку сил в отрасли и на рынке. Так что утверждения «Росспецмаша» о том, что отечественных производителей сельхозтехники (прежде всего тракторов и комбайнов) надо защитить от агрессивного импорта, и при этом они в случае резкого взлета утильсбора по иномарочным тракторам и комбайнам (оставшись по сути без конкуренции), в свою очередь, не увеличат свои прайсы без улучшения как качества, так и роста количества выпускаемой техники – мягко говоря вызывают серьезные сомнения.
Утильсбор в руках наших ведомств, по сути, превратился в универсальный механизм по ограничению импорта. Тяжелое положение бюджета в условиях санкций и падения доходов от экспорта энергоресурсов понятно, но нужно учитывать и долговременные последствия принимаемых фискальных решений как для отдельных отраслей, так и экономики в целом. И хочется надеяться, что только-только встающее на ноги сельское хозяйство, а с ним и все граждане не окажутся в числе проигравших.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Каждый третий россиян по статистике владеет легковым автомобилем

Каждый третий россиян по статистике владеет легковым автомобилем

Россияне владеют 322 легковыми автомобилями на тысячу человек населения

22.04.2024

В марте российский рынок новых LCV вырос на 28%

В марте российский рынок новых LCV вырос на 28%

За I квартал 2024 года рост рынка новых LCV составил свыше 42%, а доля российских марок на нем составила 92,5%

12.04.2024

До 75% такси в РФ могут оказаться китайскими

До 75% такси в РФ могут оказаться китайскими

Таксисты бьют тревогу в связи с резким ростом доли китайских марок в таксопарках

09.04.2024

Налог на роскошь расширили, а утильсбору установили нижнюю границу

Налог на роскошь расширили, а утильсбору установили нижнюю границу

Минпромторг РФ расширил список «роскошных» моделей и установил нижнюю границу исчисления утильсбора

05.04.2024

В марте рынок новых легковых автомобилей жил в опасении повышения цен в апреле

В марте рынок новых легковых автомобилей жил в опасении повышения цен в апреле

Рост продаж новых легковушек в марте 2024-го составил 109%, а по кварталу – 93%

04.04.2024

Правила ввоза иномарок снова изменились с 1 апреля

Правила ввоза иномарок снова изменились с 1 апреля

Дешевая растаможка иномарок через страны ЕАЭС для «физиков и юриков» закончилась

02.04.2024

Легковые автомобили класса Евро-5 составляют 30% от российского парка

Легковые автомобили класса Евро-5 составляют 30% от российского парка

Доля низкоэкологичных легковушек в российском парке все еще составляет около трети

02.04.2024

Возврат к списку