Норвегия поставила еще один рекорд электромобильности – 56% проникновения
15 января 2020
Бестселлером норвежского рынка с 11-процентной долей стал электроседан Tesla Model 3
Александр Климнов, фото teslarati.com
Автомобильный рынок такой небольшой (всего 5,36 млн населения в 2019 году – 119 место в мире) страны как Норвегия на сегодня, несмотря на свою относительно небольшую общую емкость (менее 150 тыс. новых легковушек в год), тем не менее, выступает флагманским по отношению ко всей мировой электромобильности, поэтому его анализ – как бы взгляд в ближайшее будущее мирового автопрома, совершающего в наши дни эпохальный разворот от двигателя внутреннего сгорания к электроприводу.
Итак, первая новость: в 2019 году рынок Норвегии фактически лег под колеса электроседана Tesla Model 3 уже в его дебютном (неполном) году. Доля данной модели, дебютировавшей на местном рынке в феврале, по итогам года составила ровно 11% (15 683 ед.) от всего рынка, каковой объем аналитики, кстати, прочили на 2019 год для всего бренда Tesla, фактически занявшего 13,2% рынка с 18 798 ед. (2-е место с отставанием от лидера – Volkswagen всего на 151 ед.).
В декабре, несмотря на падение продаж сегмента PEV, включающего электромобили (BEV) и подключаемые гибриды (PHEV) на 16% к аналогичному месяцу 2018 года, его доля в продажах в Норвегии показала умеренный рост на 10%, что на фоне сокращения всего рынка новых легковушек на 4%, дало рост удельной доли сегмента подключаемых машин с электроприводом до 56% (из которых 42% пришлось на BEV), а это на 7 п.п. больше, чем доля PEV в 2018 году (49%).
Всего же в 2019 году в Норвегии по данным сайта было зарегистрировано 142 381 ед. новых легковых автомобилей, что на 5548 ед. меньше (–3,8%), чем в 2018 году, в их числе доля электромобилей составила 42,4%. В результате средний объем выбросов CO2 по всем новым легковушкам, зарегистрированным в 2019 году в Норвегии, составили 60 г/км, что на 11 г/км ниже, чем в 2018 году. В случае продолжения роста данного сегмента нынешними темпами в 2020 году Норвегия может показать долю PEV, равную 66%, т.е. 2/3 от всего рынка новых автомобилей.
Доказательством этого кажущегося бесконечным роста норвежской электромобильности стали финальные цифры 2019 года по соотношению продаж автомобилей по типам топлива: так, дизельные автомобили заняли только 16% рынка (в 2018 году – 18%), доля бензиновых автомобилей падала еще быстрее (16% против 22% год назад), в то время как неподзаряжаемые гибриды (HEV) остались стабильными (12% против 11%), а подключаемые гибриды PHEV, вообще, снизились до 14% против 18% годом ранее.
В Топ-10 декабрьских бестселлеров, тем не менее, попали две неподключаемые модели: на 4-м месте – Skoda Octávia с регистрациями 431 ед. (благодаря флит-продажам или таксопаркам? – авт.), а замкнул десятку, соответственно, неподключаемый гибридный кроссовер Toyota RAV4 Hybrid.
Как бы то ни было, главным декабрьским бестселлером стал именно электроседан Tesla Model 3 с 1251 ед. (доля от всего рынка 11,1% и 20% от рынка PEV), в 2,5 раза превысив регистрации серебряного призера VW e-Golf с его 525 ед. (4,7% от рынка и 12% от рынка PEV), а также подключаемого кроссовера Mitsubishi Outlander PHEV (464 ед. и 4,1% от рынка и 6% от рынка PEV), завоевавшего «бронзу».
В Топ-10 помимо вышеупомянутой пары BEV из Топ-3, присутствуют и три других BEV, что довело их количество до 5, кроме того, в рейтинг входят три PHEV, так как поставки некоторых моделей BEV в Норвегию оказались меньше запланированных из-за бума в Голландии. Очевидно, что в нынешнем 2020 году PHEV и ICE уже не будут «болтаться под ногами» у чистых электромобилей, более того, многие норвежцы не стали покупать свой первый электромобиль именно в 2019 году, дожидаясь значительного расширения предложения на рынке новых моделей (хотя бы тех же электрохэтчбеков Tesla Model Y и VW ID.3).
В целом за 2019 год, как уже упоминалось, Tesla Model 3 стал трехкратным бестселлером, так как выиграл титул среди как всех моделей вообще, так и среди PEV, и среди BEV.
Прошлогодний победитель, Nissan LEAF, занял только 3-е место, а абсолютным «серебряным» победителем с 10 025 ед. стал VW e-Golf, который удивительно сильно провел свой последний год на рынке с ростом на 27% до 9195 ед.
Другим большим сюрпризом стало то, что электрокроссовер Audi e-Tron закончил свой первый год на рынке на 4-й позиции, став победителем в номинации «Бестселлер SUV и Luxe», и обещая стать одним из конкурентов за подиум в 2020 году, в то время как титул «Бестселлер PHEV» снова достался Mitsubishi Outlander PHEV уже в 4-й раз подряд из-за того, что у него фактически нет реальных конкурентов, способных конкурировать с лучшими моделями BEV.
Что касается других сюрпризов в подсегментах, то бестселлером среди мини-EV снова стал BMW i3, а в категории «Бестселлер класса Luxe» в последние дни года близнецы Volvo S90/V90 PHEV превзошли Tesla Model S за счет регистрации 189 ед. в декабре, показав лучший результат за 18 месяцев, что позволило им опередить «калифорнийца» всего на 13 ед. На самом деле, прошлый месяц оказался довольно позитивным для Volvo, так каке не только флагманские близнецы выиграли в своей категории, но и гибридный кроссовер Volvo XC90 PHEV поднялся на 17-е место благодаря реализации 177 ед. – лучшему результату с июня 2018 года, а кроссовер Volvo XC60 PHEV разошелся в количестве 319 ед. – также новым рекордом для шведского среднеразмерного внедорожника.
В рейтинге производителей Tesla с долей в 23% от сегмента PEV выиграла свой первый трофей среди производителей электромобилей в Норвегии (!), опередив Volkswagen с его 14% и BMW (10%), в то время как за пределами подиума оказались Nissan (9%) и Hyundai (8%).
В сегменте электрических LCV продажи выросли на 20%, до 1928 ед. (5,1% доли), при этом Nissan e-NV200 (978) доминировал на рынке, в то время как на рынке FCEV было зарегистрировано 29 единиц, падение на 23 единицы (! ) YoY, с Hyundai Nexo (22 единицы), превосходящим Toyota Mirai (7), что делает 5-й подряд титул для Hyundai.
Кстати, доля водородных FCEV опустились с 0,04% в 2018 году до нынешних 0,02%, что весьма симптоматично (водородная заправка взорвалась все же именно в Норвегии – авт.). Кроме того, в 2020 году действующему чемпиону Tesla Model 3 уже будет не так легко оставаться на вершине, как в прошлом году, так как в течение года ему будут противостоять несколько новых моделей электромобилей массового производства. Впрочем, ни у одной из них не будет достаточного объема поставок, чтобы поставить под угрозу лидерство «калифорнийца», за исключением VW ID.3, который сможет считаться угрозой, только тогда, когда реально попадет на рынок, что произойдет не ранее конца года, чего будет недостаточно для выигрыша титула в этом году. Может быть это случится в 2021 году? Бренд Tesla, вероятно, также получит титул «Лучшего Производителя», однако, Volkswagen будет приближаться к нему с каждым месяцем, начиная со второй половины года.
Загрузка